Начисление неустойки по коммунальным платежам

Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление неустойки по коммунальным платежам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 168 "Вопросы, разрешаемые при принятии решения" АПК РФ"Однако арбитражные суды в нарушение требований части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не включили в предмет судебного исследования обстоятельства, связанные с достоверностью сведений, содержащихся в счетах-квитанциях, выставленных истцом в адрес ответчика (объем и стоимость коммунального ресурса, плата за обслуживание и содержание общего имущества, начисленная неустойка и с учетом этого общий размер задолженности)."
Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2021 N 307-ЭС21-22059 по делу N А56-88701/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по арендной плате, задолженности по оплате коммунальных услуг, неустойки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, размер неустойки снижен на основании ст. 333 ГК РФ, поскольку наличие задолженности подтверждено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Разрешая спор, суды, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 333, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установив, что компанией допущена просрочка исполнения обязательств по внесению арендной платы и платы за коммунальные услуги, признав правомерным начисление предприятием договорной неустойки, учитывая характер и объем нарушения, отсутствие доказательств причинения вреда предприятию, а также соответствующее заявление компании, посчитали возможным снизить взыскиваемую неустойку ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Финансовая поддержка людей и экономики: принцип всеобщности vs принцип адресности
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2020, N 9)
Однако широкий подход к предоставлению мер поддержки без учета адресности имеет свои недостатки. В частности, идея освобождения потребителей любых услуг ЖКХ (физических и юридических лиц) на период карантина, "нерабочих дней" самоизоляции от их оплаты может создать дополнительные преимущества наиболее состоятельным лицам. При столь широкой формулировке под ее действие попадают все потребители, в том числе и крупные промышленные предприятия и физические лица - обладатели объектов недвижимости с избыточными потребительскими свойствами. Но подобный подход может не согласовываться с принципом социального государства, ибо в выигрыше окажутся наиболее состоятельные и благополучные категории потребителей. В то же время социально уязвимые группы населения поддерживаются государством на основе нормативов потребления, поэтому подход, не учитывающий социальное положение потребителей и не предполагающий нормирование, не соответствует принципам социального государства. Следует также учитывать, что установлен мораторий на начисление неустойки на сумму задолженности по оплате коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт, платы за вывоз мусора на период с 1 апреля до 31 декабря 2020 г. Эта мера не освобождает от обязанности оплачивать коммунальные услуги, но исключает дополнительное увеличение суммы долга из-за просрочки. В результате реализации этой меры будет оказана государственная поддержка не только перечисленным категориям лиц, но и организациям сектора ЖКХ. Последние получат гарантированную государством плату за оказанные услуги. Положительный экономический эффект может возникнуть в силу того, что снизится доля неплатежей и банкротств в указанной сфере.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияПри удовлетворении требований ИП Гришиной Т.Ю. суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у ответчика обязанности по оплате арендных платежей за три месяца аренды (январь - март 2015 года), неустойки за просрочку их оплаты, а также задолженности по возмещению расходов по коммунальным платежам в сумме 16 847,44 руб., с дальнейшим начислением договорной неустойки в размере 0,5 процента за каждый день просрочки платежа за период с 30.09.2016 по дату фактической уплаты основного долга.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
Исходя из положений ч. 9.3 ст. 15 Закона о теплоснабжении, ч. 2 ст. 9 Закона N 307-ФЗ в их взаимосвязи, а также принимая во внимание акцессорный характер неустойки, ее связь с основным обязательством, представляющим собой поставку коммунального ресурса (оказание коммунальных услуг) за определенный расчетный период (месяц), предусмотренная ч. 9.3 ст. 15 Закона о теплоснабжении неустойка независимо от даты заключения договора подлежит начислению за просрочку оплаты коммунального ресурса - тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, коммунальных услуг, предоставленных после 1 января 2016 г.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 28.11.2023)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки;