МРОТ май 2018

Подборка наиболее важных документов по запросу МРОТ май 2018 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О целеполагающих началах, паллиативах и фикциях в конституционном регулировании
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 6)
Как гласит ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1), социально-экономические и иные параметры которых неосязаемы. Но ради этого, по смыслу Конституции, в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка малообеспеченных граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, а также устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2). Сама по себе гарантия минимального размера оплаты труда не несет в себе позитивной смысловой нагрузки в том смысле, что при отсутствии уточняющих критериев и целевых индикаторов она легко может стать стабильной гарантией нищеты. В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ, введенного в действие в 2002 г., минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако введение данной нормы Кодекса оказалось отложенным ст. 421, согласно которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. С 2000 г. минимальный размер оплаты труда изменялся 19 раз, но так и не был доведен до искомой величины. И лишь только теперь этот вопрос в связи с поручением Президента РФ Правительству РФ о доведении МРОТ до прожиточного минимума с 1 мая 2018 г. некоторым образом разрешился посредством внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" <7>. С 1 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 11 163 руб. в месяц, т.е. в размере 100% от установленного прожиточного минимума <8>, а с 1 января 2019 г. - в сумме 11 280 рублей в месяц <9>. Однако это лишь частичное решение проблемы. Для всех будоражащим и злободневным остается вопрос о корректности подходов, на основе которых определяется прожиточный минимум. Что же касается параметров "достойной жизни", то об этом пока не может быть и речи. Сегодня более значимой является проблема сокращения бедности.
Статья: Реализация права на справедливую заработную плату при определении содержания минимального размера оплаты труда: по материалам судебной практики
(Соколенко Н.Н., Гелиева И.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2019, N 2)
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 7) <1> общепризнанными принципами и нормами международного права <2>, Трудовым кодексом РФ (абз. 6 ст. 2) <3> (далее - ТК РФ) государство должно обеспечивать достойное существование для самого человека и его семьи. Одна из государственных гарантий реализации указанных положений - установление минимального размера оплаты труда (абз. 1 ст. 130 ТК РФ) (далее - МРОТ), который является одним из базовых параметров заработной платы. При формировании уровня МРОТ должны соблюдаться следующие факторы: потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп; экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости (ст. 3) <4>. Что же касается российского законодательства, то им закреплены следующие цели его установления: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона о МРОТ) <5>. Исходя из судебной практики минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума <6>. Однако на протяжении длительного времени имело место отставание МРОТ от прожиточного минимума, что вызывало справедливую критику со стороны специалистов в области трудового права <7>. Наконец, в 2018 году данная проблема была решена. Федеральным законом "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 07.03.2018 N 41-ФЗ <8> с 1 мая 2018 года МРОТ составил 11 163 рубля, а начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (ч. 1 и 2 ст. 1 Закона о МРОТ). Указанные изменения коснулись 3 млн человек, из которых 1,6 млн заняты в государственных и муниципальных учреждениях <9>. При этом, по мнению Европейского комитета по социальным правам минимальный заработок, обеспечивающий достойный уровень существования, должен составлять 60 и более процентов от средней заработной платы по стране <10>.

Нормативные акты

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018
"Послание Президента Федеральному Собранию"
Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. Эта норма начнет действовать с 1 мая 2018 года, что позитивно скажется на доходах около четырех миллионов человек. Это важный шаг, но не фундаментальное решение проблемы.