Медицинские организации третьего уровня

Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинские организации третьего уровня (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2021 N 88а-16990/2021, 3а-2/2020
Категория спора: Обязательное медицинское страхование.
Требования участников ОМС: Об оспаривании в части Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования субъекта РФ.
Обстоятельства: Истцом указано, что Центр является медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, должен быть отнесен к медицинским организациям высшего третьего уровня оказания медицинской помощи, в результате введения оспариваемого соглашения Центр и подразделения отнесены к более низким уровням, что привело к снижению финансирования за счет средств ОМС при прежнем уровне затрат и условий оказания медицинской помощи.
Решение: Отказано.
Материалами дела не подтверждается, что ФГБУЗ СМКЦ им. Н.А. Семашко ФМБА России целиком относится к медицинским организациям, которые занимаются оказанием высокотехнологичной медицинской помощи в качестве единственного или основного вида помощи, либо что все структурные подразделения Центра занимаются оказанием только или преимущественно оказанием высокотехнологичной медицинской помощи. При таких обстоятельствах определение Учреждению третьего уровня оказания медицинской помощи не соответствовало бы подпункту 3 пункта 5.2 Требований.
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17.02.2021 N 66а-153/2021
Об оставлении без изменения решения Архангельского областного суда от 12.11.2020 об отказе в оспаривании в части Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от 28.12.2018.
Материалами дела не подтверждается, что ФГБУЗ СМКЦ им. Н.А. Семашко ФМБА России целиком относится к медицинским организациям, которые занимаются оказанием высокотехнологичной медицинской помощи в качестве единственного или основного вида помощи, либо что все структурные подразделения Центра занимаются оказанием только или преимущественно оказанием высокотехнологичной медицинской помощи. При таких обстоятельствах определение Учреждению третьего уровня оказания медицинской помощи не соответствовало бы подпункту 3 пункта 5.2 Требований.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о соотношении понятий "медицинская помощь" и "медицинские услуги", их юридическое значение для защиты прав и законных интересов граждан
(Пономарев Н.С.)
("Медицинское право", 2019, N 3)
Действительно, если следовать предложенной классификации, то на первом, более высоком уровне, естественно, находятся нормы конституционного права. К их числу в первую очередь относятся императивные предписания, которые прямо или косвенно провозглашают и гарантируют право каждого гражданина на охрану и укрепление здоровья (ст. ст. 17, 41 и 55 Конституции РФ). Они являются правовой основой для издания федеральных законов и иных актов, которые регулируют вопросы оказания медицинской помощи, имущественных отношений в сфере здравоохранения, устанавливают обязанность медицинских лечебных учреждений и страховых организаций заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи застрахованным лицам, а также иные общеобязательные правила. Вторая группа норм устанавливает и регламентирует административно-правовые отношения; они предусмотрены в специальных федеральных законах и наряду с другими мерами устанавливают порядок проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, ограничивают права и свободы пациентов в той мере, в какой это необходимо для защиты здоровья других лиц. В практике такие ограничения могут выражаться, в частности, в принудительном стационарном лечении больных, представляющих особую эпидемиологическую опасность для окружающих и общества в целом (больной проказой, СПИДом, туберкулезом, венерическими заболеваниями, отдельными инфекционными заболеваниями - чумой, холерой и т.п.). Характеризуя основные черты третьего уровня правовой регламентации медицинской помощи, следует отметить, что он охватывает отношения, непосредственно связанные с обращением граждан в медицинскую организацию за получением медицинской помощи. Именно гражданам, а не медицинским учреждениям принадлежит приоритет в установлении правоотношений по оказанию медицинской помощи, которые регулируются Гражданским кодексом. Именно тогда гражданин приобретает статус потребителя медицинской помощи, наделяющий его комплексом гражданских прав. Такая классификация, конечно, в известной степени условна, но она позволяет более полно раскрыть механизм правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности.

Нормативные акты

"Методические рекомендации "Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19. Версия 5 (28.12.2021)"
(утв. Минздравом России)
Пациенток с предполагаемым, вероятным или подтвержденным случаем заболевания COVID-19 рекомендовано в первую очередь направлять в медицинские организации третьего уровня (моностационары), оснащенные помещениями для эффективной изоляции и средствами индивидуальной защиты, а также имеющие условия для проведения родоразрешения (наличие родильного зала, операционной, соответствующих требованиям приказа Минздрава России от 20.10.2020 N 1130) и оказания медицинской помощи новорожденному.