Материалы комплексного экологического обследования

Подборка наиболее важных документов по запросу Материалы комплексного экологического обследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.04.2023 по делу N 66а-848/2023
Об отмене решения Тверского областного суда от 14.12.2022 об удовлетворении заявления о признании не действующим в части постановления правительства Тверской области от 08.06.2022 N 322-пп "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном заказнике "Бор Клетинский".
Судебная коллегия также учитывает, что на момент проведения комплексного экологического исследования и принятия постановления Правительства Тверской области от 8 июня 2022 года N 322-пп ни федеральное, ни региональное законодательство не содержали требований к содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, реорганизации ООПТ, в связи с чем, не приведение в экологическом исследовании перечня использованного в рамках проведенного исследования оборудования, его реквизитов для идентификации, сведений о его сертификации, сроках поверки, как и не привлечение к участию в рамках комплексного исследования кадастрового инженера не влечет безусловного признания полученного экологического исследования недопустимым доказательством и не свидетельствует о том, что полученные по результатам такого исследования сведения о месте нахождения редких растений и птиц являются не достоверными.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28.03.2023 по делу N 66а-686/2023
Об отмене решения Тверского областного суда от 02.12.2022 и отказе в признании не действующим в части постановления правительства Тверской области от 30.08.2021 N 457-пп "Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы "Монастырский лес".
Судебная коллегия также учитывает, что на момент проведения комплексного экологического исследования и принятия Постановления N 457-пп ни федеральное, ни региональное законодательство не содержали требований к содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, изменения или упразднения ООПТ, в связи с чем, не приведение в экологическом исследовании перечня использованного в рамках проведенного исследования оборудования, его реквизитов для идентификации, сведений о его сертификации, сроках поверки, как и не привлечение к участию в рамках комплексного исследования кадастрового инженера не влечет безусловного признания полученного экологического исследования недопустимым доказательством и не свидетельствует о том, что полученные по результатам такого исследования сведения о месте нахождения редких растений и птиц являются не достоверными.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)
Проблема отсутствия законодательного регулирования вопросов ликвидации, изменения границ ООПТ, которая не раз отмечалась в юридической литературе <3>, отчасти нивелировалась наличием такого объекта государственной экологической экспертизы, как материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового режима ООПТ.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)
Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
"Об экологической экспертизе"
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 999
"Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186)
7.13.1.6. В отношении объектов государственной экологической экспертизы - материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации: