Ликвидация несанкционированных свалок в лесах
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация несанкционированных свалок в лесах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2021 N 305-ЭС21-6157 по делу N А41-7130/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании освободить лесной участок от строительного и бытового мусора.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку общество допустило бездействие: не произвело очистку спорного участка лесного фонда от строительного и бытового мусора.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Ссылка Общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2020 N 309-ЭС20-14768 об отказе в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования на судебный акт, в котором сделан вывод об отсутствии у сетевой организации обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, несостоятелен, поскольку в данном деле вопрос касался ликвидации свалки, образовавшейся на муниципальной земле в населенном пункте, а не на лесных землях, для которых установлены специальные правила содержания лесных просек линейных объектов в целях пожарной безопасности.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании освободить лесной участок от строительного и бытового мусора.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку общество допустило бездействие: не произвело очистку спорного участка лесного фонда от строительного и бытового мусора.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Ссылка Общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2020 N 309-ЭС20-14768 об отказе в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования на судебный акт, в котором сделан вывод об отсутствии у сетевой организации обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, несостоятелен, поскольку в данном деле вопрос касался ликвидации свалки, образовавшейся на муниципальной земле в населенном пункте, а не на лесных землях, для которых установлены специальные правила содержания лесных просек линейных объектов в целях пожарной безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Статья: Мусорное дело
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)Предполагалось, что цели реформы будут достигнуты посредством передачи всей цепочки обращения с мусором - от сбора до утилизации - под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, раздельного сбора мусора, строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, ликвидации старых свалок.
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)Предполагалось, что цели реформы будут достигнуты посредством передачи всей цепочки обращения с мусором - от сбора до утилизации - под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, раздельного сбора мусора, строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, ликвидации старых свалок.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Принимая во внимание круг полномочий министерства по охране лесов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, должно обеспечивать в лесах этого субъекта соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, принимать другие меры по охране лесов от загрязнения. Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, должна возлагаться также на министерство.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Принимая во внимание круг полномочий министерства по охране лесов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, должно обеспечивать в лесах этого субъекта соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, принимать другие меры по охране лесов от загрязнения. Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, должна возлагаться также на министерство.