Льготные лекарства инвалидам 2 группы

Подборка наиболее важных документов по запросу Льготные лекарства инвалидам 2 группы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
Право на получение с 50%-ной скидкой рецептурных лекарств из Перечня лекарств для льготных групп населения имеют, в частности, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными, при амбулаторном лечении (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 890).
Статья: Актуальные вопросы льготного лекарственного обеспечения
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 5)
Первой коллизией является дублирование права на льготное лекарственное обеспечение у граждан, являющихся одновременно и федеральными, и региональными льготниками. Например, инвалиды имеют право на получение льготных лекарственных препаратов как "федеральные льготники" в рамках положений ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ). Одновременно инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы и дети-инвалиды также имеют право на бесплатное получение лекарственных средств как "региональные льготники" в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с учетом норм Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства РФ N 890). При этом обращает на себя внимание различный объем требований к лекарственному обеспечению федеральных и региональных льготников. В частности, в силу ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ инвалид как "федеральный льготник" имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, которые, во-первых, предусмотрены стандартами медицинской помощи, во-вторых, входят в особый перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Напротив, тот же инвалид, уже как "региональный льготник", согласно Постановлению Правительства РФ N 890, имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами. Иначе говоря, если рассматривать объем финансирования, необходимого для льготного лекарственного обеспечения одного инвалида, то региональные бюджеты потенциально несут большую нагрузку. В то же время "федеральный льготник" в силу ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ вправе отказаться от получения льготных лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации. В результате отмечается увеличение нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации вследствие роста численности граждан, получающих и выплаты из федерального бюджета за отказ от льготных лекарств (положенных им как федеральным льготникам), и сами лекарственные препараты (в рамках региональной льготы), на что указано в письме Росздравнадзора от 15 июня 2018 г. N 01И-1458/18 <4>.

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 323-О-П
"По жалобе гражданина Сунгатуллина Казима Галиулловича на нарушение его конституционных прав рядом положений статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Подпункты 12, 18, 24, 25 и 26 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" предусматривали предоставление инвалидам войны таких прав и льгот, как бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение работающих инвалидов войны путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих - обеспечение бесплатными путевками пенсионными органами либо выплату в установленном порядке денежной компенсации, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; инвалидам войны I и II групп - бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, а инвалидам войны III группы - один раз в два года (туда и обратно) либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта. Признав приведенные подпункты утратившими силу, федеральный законодатель одновременно тем же Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ внес в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" дополнения, предоставив инвалидам войны право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включаются дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом, по смыслу взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и части 3 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", граждане, имеющие право на получение перечисленных социальных услуг, с 1 января 2006 года вправе были самостоятельно определить для себя наиболее приемлемую форму получения названных мер социальной поддержки - денежную либо натуральную.
Письмо Минсоцзащиты РФ N 1-2674-18, Минздрава РФ N 05-16/35-16 от 13.09.1993
"О предоставлении некоторым категориям лиц льгот по лекарственному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.1994 N 477)
2. При выписке рецептов на бесплатное получение медикаментов для неработающих инвалидов II группы врачам рекомендуется выяснять сведения о работе из беседы с инвалидом. При этом требовать специальный документ, подтверждающий, что инвалид в настоящее время не работает, не следует.