Льгота по налогу на имущество для аэропортов

Подборка наиболее важных документов по запросу Льгота по налогу на имущество для аэропортов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 376 "Порядок определения налоговой базы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик оспорил конституционность п. 6 ст. 376 НК РФ, поскольку он не позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на имущество хозяйственному обществу, которое приобрело сооружения инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке, поставив их на учет в качестве основных средств. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что законодатель в оспариваемой норме связал возможность льготного налогообложения с осуществлением инвестиций именно в форме капитальных вложений в строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов аэропортовой инфраструктуры, исключив из числа оснований для применения льготы осуществление инвестиций в иных формах, в частности путем приобретения таких объектов по возмездным сделкам, что не лишено экономических оснований, поскольку именно инвестиционная деятельность, направленная на создание новых объектов инфраструктуры или обновление уже существующих, - ведущая, в конечном счете, к увеличению общественного благосостояния - сопряжена со значительными затратами и существенными рисками ввиду отсутствия на начальном этапе инвестиционного проекта гарантий его финансовой успешности. Распространение правоприменительной практикой возможности применения положений п. 6 ст. 376 НК РФ при передаче в хозяйственное ведение унитарного предприятия указанных в данной норме сооружений, которые являются собственностью Российской Федерации и в отношении которых ранее собственником были осуществлены капитальные вложения, не создает дискриминации между налогоплательщиками, так как при передаче имущества унитарному предприятию не меняется собственник - публично-правовое образование, которым (в интересах которого) были осуществлены капитальные вложения в объекты аэропортовой инфраструктуры, унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом на это имущество.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2022 год"Оспоренная норма интерпретируется в правоприменительной практике как не позволяющая уменьшить налоговую базу по налогу на имущество хозяйственному обществу, которое приобрело сооружения инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке, поставив их на учет в качестве основных средств, но при этом позволяющая применить предусмотренную ею льготу унитарному предприятию в случае передачи в его хозяйственное ведение указанных в данной норме сооружений, которые являются собственностью Российской Федерации и в отношении которых ранее собственником были осуществлены капитальные вложения. Как отметил Конституционный Суд, такое толкование не означает неоправданного (дискриминационного) различия между налогоплательщиками, поскольку в приведенном случае не меняется собственник - публично-правовое образование, которым (в интересах которого) были осуществлены капитальные вложения в объекты аэропортовой инфраструктуры. При этом унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом на это имущество (пункт 2 статьи 113 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реальная поддержка. Какие льготы для крупного бизнеса мы не замечаем
(Шестакова Е., Жиркова А.)
("Финансовая газета", 2019, N 11)
Депутаты приняли в двух чтениях изменения в Закон "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", направленные на поддержку предприятий авиационной отрасли и аэропортовой деятельности. Поправки продлевают до 1 января 2021 г. действие льготы по налогу на имущество со ставкой 1,6% вместо 2,2%.
Статья: Правовые механизмы формирования цен и тарифов на осуществление перевозок пассажиров и грузов воздушными судами гражданской авиации
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2016, N 3)
При этом аэропорты ГА практически не имеют ощутимых льгот и преференций в отношении налога на имущество и земельного налога. Очевидно, что налоговая оптимизация очень важна для аэропортов, во владении которых находится дорогостоящее движимое и недвижимое имущество. Кроме того, служебные территории многих аэродромов находятся вблизи городской черты (или даже на территории городов), и эти земельные участки имеют высокую кадастровую стоимость. Соответственно, за эти занимаемые сотни гектаров, а также за свои имущественные комплексы каждому аэропорту приходится платить весьма высокие налоги.

Нормативные акты

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"Оспоренная норма интерпретируется в правоприменительной практике как не позволяющая уменьшить налоговую базу по налогу на имущество хозяйственному обществу, которое приобрело сооружения инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке, поставив их на учет в качестве основных средств, но при этом позволяющая применить предусмотренную ею льготу унитарному предприятию в случае передачи в его хозяйственное ведение указанных в данной норме сооружений, которые являются собственностью Российской Федерации и в отношении которых ранее собственником были осуществлены капитальные вложения. Как отметил Конституционный Суд, такое толкование не означает неоправданного (дискриминационного) различия между налогоплательщиками, поскольку в приведенном случае не меняется собственник - публично-правовое образование, которым (в интересах которого) были осуществлены капитальные вложения в объекты аэропортовой инфраструктуры. При этом унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом на это имущество (пункт 2 статьи 113 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ).
Постановление СФ ФС РФ от 20.04.2016 N 142-СФ
"О развитии внутренних воздушных перевозок, аэропортовой инфраструктуры и повышении авиационной безопасности"
проработать вопрос о предоставлении операторам аэропортов льготы по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов аэропортовой инфраструктуры;