Кто назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации

Подборка наиболее важных документов по запросу Кто назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации.
Статья: Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: "кто будет сторожить сторожей"
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)
Вторая версия (довольно близкая к первой, но более "радикальная") была выдвинута известным ученым Ю.А. Дмитриевым. Дело в том, что, согласно Закону РСФСР от 6 мая 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР", общая численность судей составляла 15 человек, а судей, назначенных на должность, было всего 13, но это не мешало Суду осуществлять свои полномочия, поскольку согласно ч. 4 ст. 3 названного Закона Конституционный Суд РСФСР был вправе проводить заседания при условии "кворума" не менее двух третей его состава. Новый Закон о Конституционном Суде закрепил, что для осуществления своих полномочий Суду необходимо три четверти его общего состава, и одновременно увеличил общую численность судей до 19. Таким образом, общее количество назначенных на тот момент судей (13) было менее трех четвертей общего количества, что вообще блокировало какую-либо деятельность Конституционного Суда. А учитывая, что назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ осуществляется Советом Федерации не иначе как по представлению Президента РФ, подобное положение дел могло продолжаться неопределенно долго. "Следовательно, увеличение формальной численности членов не позволяло Суду начать работу без представления Президентом РФ кандидатов на вакантные должности. В свою очередь, бездействие органа конституционного контроля позволяло главе государства без помех завершить начатую конституционную реформу" <5>.

Нормативные акты

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"
Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ
"О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"
"е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;";