Конституционные принципы экономического строя России

Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные принципы экономического строя России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Московского городского суда от 15.07.2022 N 3м-400/2022
Процессуальные вопросы: О признании и принудительном исполнении решения иностранного суда.
Приведенные представителями должника доводы, в том числе о том, что *** при исполнении договора на оказание услуг от *** года осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, не свидетельствуют о том, что решение Арбитражного института Торговых палат Швейцарии от *** года по арбитражу N*** противоречит публичному порядку Российской Федерации, принято с нарушением фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционный строй как объект уголовно-правовой охраны
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)
Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
Статья: Право на свободу предпринимательской деятельности: понятие, содержание и проблемы реализации
(Малинин А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 9)
В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Указанные выше конституционные принципы являются основополагающими в формировании экономического строя России. Как отмечает В.И. Крусс, традиционно и обоснованно предпринимательство рассматривается как двуединая форма социальной экономической активности, проявляющаяся в синтетическом воплощении "живого" труда и собственности, капитала <8>, а также особенностью права на занятие предпринимательской деятельностью - по отношению к другим статусным элементам - является его органическая связь с правом частной собственности, в значительной мере определяющим специфику предпринимательских правомочий. И действительно, лицу, решившему воспользоваться правом на занятие предпринимательской деятельностью, необходимо как минимум иметь имущество/средства для создания юридического лица либо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. В Комментарии к Конституции Российской Федерации данную точку зрения поддерживает В.Д. Зорькин: "Конституционные гарантии права частной собственности, предусмотренные в ч. 3 ст. 35 Конституции, также входят в основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, как и полномочие, связанное с обязанностью государства обеспечить поддержку конкуренции (причем как на внутреннем, так и на внешнем рынке)" <9>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"
Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.