Конституционно-правовой статус президента РФ

Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-правовой статус президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемные аспекты выборности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)
Здесь возможны, на наш взгляд, различные конституционно-институциональные решения. Один из подходов мог бы состоять в недифференцированном федеральном нормативно-правовом установлении, согласно которому все должностные лица должны быть выборными непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, главы муниципальных образований). Мотивировать это можно было бы достоинствами имеющегося конституционно-правового статуса федерального президента, что допустимо использовать по аналогии в субъектах РФ и муниципальных образованиях <3>. Такое институциональное решение выгодно отличалось бы повышенными гарантиями обеспечения народного доверия всем ключевым должностным лицам в единой системе публичной власти. Однако, как это ни парадоксально, оно не вполне вписывается в публичные интересы ряда субъектов конституционных правоотношений, поскольку выборность должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований ставит их в автономное, независимое от федеральных органов положение <4>. В частности, глава государства политически заинтересован в "своей" выборности (это обеспечивает его независимость от парламента), но не в выборности других должностных лиц, особенно если речь идет о нижестоящих административно-территориальных единицах. Таким образом, институт народного доверия трансформируется в опосредованный институт доверия Президента РФ, о чем сегодня совершенно недвусмысленно свидетельствует действующее законодательство.
Статья: Конституционное регулирование статуса прокуратуры Российской Федерации: проблемы, тенденции и перспективы изменения ст. 129 Конституции Российской Федерации
(Шобухин В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 4)
Таким образом, потенциал конституционного регулирования статуса прокуратуры РФ не исчерпан и имеет объективные перспективы совершенствования, отражающие современные тенденции и закономерности развития организации и деятельности отечественной прокурорской системы. Инициатива Президента РФ по изменению конституционно-правовой основы статуса российской прокуратуры, направленная на конституционное закрепление основных принципов и функций прокуратуры, исключение института согласования кандидатур региональных прокуроров с субъектами РФ, заслуживает безусловной поддержки. Однако уже сейчас содержание данных предложений возможно качественно улучшить, если учесть обозначенные нами выше проблемы и объективные потребности совершенствования конституционного регулирования статуса российской прокуратуры на современном этапе его развития.