Конфликт интересов лица, замещающего муниципальную должность
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов лица, замещающего муниципальную должность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2021 N 88а-17817/2021 по делу N 2а-4642/2020
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам структуры, полномочий представительных органов.
Обстоятельства: Принято оспариваемое административным истцом решение, которым установлена личная заинтересованность лица, приводящая к конфликту интересов.
Решение: Отказано.Отвергая доводы административного истца об отсутствии получения им материальной выгоды в результате принятия представительным органом решения о передачи муниципального имущества обществу, учредителем которого он является, суды верно отметили, что для целей, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов, поскольку осуществление лицом, замещающим муниципальные должности, действий в интересах иных лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, также является личной заинтересованностью, о возникновении которой должно быть направлено соответствующее уведомление в Комиссию. Поскольку передача муниципального имущества автономной некоммерческой организации "Новотроицкий центр общественного жилищного контроля "ЖКХ Контроль" повлекла возникновение имущественных прав организации и тем самым выгод для его учредителей, руководителей, к которым относится сам административный истец и С., с которой М.М. связан корпоративными отношениями, что в силу закона свидетельствует о возникновение у него личной заинтересованности и конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей, постольку М.М. должен был принять меры по их устранению.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам структуры, полномочий представительных органов.
Обстоятельства: Принято оспариваемое административным истцом решение, которым установлена личная заинтересованность лица, приводящая к конфликту интересов.
Решение: Отказано.Отвергая доводы административного истца об отсутствии получения им материальной выгоды в результате принятия представительным органом решения о передачи муниципального имущества обществу, учредителем которого он является, суды верно отметили, что для целей, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов, поскольку осуществление лицом, замещающим муниципальные должности, действий в интересах иных лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, также является личной заинтересованностью, о возникновении которой должно быть направлено соответствующее уведомление в Комиссию. Поскольку передача муниципального имущества автономной некоммерческой организации "Новотроицкий центр общественного жилищного контроля "ЖКХ Контроль" повлекла возникновение имущественных прав организации и тем самым выгод для его учредителей, руководителей, к которым относится сам административный истец и С., с которой М.М. связан корпоративными отношениями, что в силу закона свидетельствует о возникновение у него личной заинтересованности и конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей, постольку М.М. должен был принять меры по их устранению.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 11.05.2022 по делу N 33-3331/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец указал, что увольнение сотрудника произведено без должных оснований.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Указание в жалобе и представлении на наличие осведомленности работодателя о месте работы К.М. не свидетельствует о неправомерности выводов суда в указанной части, поскольку ответственность предусмотрена в связи с отсутствием уведомления в письменной форме работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принятию мер по предотвращению конфликта. Сведения о лицах, состоящих в близком родстве или свойстве с лицом, замещающим должность муниципальной службы города Барнаула, предоставленные истцом К.И. по установленной форме в 2018 - 2019 г.г., с указанием места работы дочери ФИО, не имеют отношения к письменному уведомлению, обязанность по представлению которого предусмотрена п. 11 ч. 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец указал, что увольнение сотрудника произведено без должных оснований.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Указание в жалобе и представлении на наличие осведомленности работодателя о месте работы К.М. не свидетельствует о неправомерности выводов суда в указанной части, поскольку ответственность предусмотрена в связи с отсутствием уведомления в письменной форме работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принятию мер по предотвращению конфликта. Сведения о лицах, состоящих в близком родстве или свойстве с лицом, замещающим должность муниципальной службы города Барнаула, предоставленные истцом К.И. по установленной форме в 2018 - 2019 г.г., с указанием места работы дочери ФИО, не имеют отношения к письменному уведомлению, обязанность по представлению которого предусмотрена п. 11 ч. 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Круг лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности: к вопросу об актуализации антикоррупционного контроля в связи с конституционной реформой 2020 года
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)8. Шевердяев С.Н. Управление конфликтом интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности: конституционно-правовой анализ: монография / С.Н. Шевердяев. Москва: Юстицинформ, 2021. 391 с.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)8. Шевердяев С.Н. Управление конфликтом интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности: конституционно-правовой анализ: монография / С.Н. Шевердяев. Москва: Юстицинформ, 2021. 391 с.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<18> См.: Шевердяев С.Н. Управление конфликтом интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности: конституционно-правовой анализ. М., 2021. С. 44.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<18> См.: Шевердяев С.Н. Управление конфликтом интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности: конституционно-правовой анализ. М., 2021. С. 44.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"7.5. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от указанных лиц обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"7.5. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от указанных лиц обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2.2. В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(ред. от 10.07.2023)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2.2. В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.