Компенсация депутатам на непостоянной основе

Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация депутатам на непостоянной основе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2021 N 71-КГ21-9-К3
Требование: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что депутатом безосновательно получена компенсация расходов на эксплуатацию автомобиля для осуществления депутатской деятельности.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судами не учтено, что прокурор не ссылался на неисполнение депутатом соответствующих обязанностей либо на их исполнение ненадлежащим образом, при этом доказательств получения депутатом компенсации для последующего использования автомобиля в личных целях не представлено, а вывод судов о том, что возмещение спорных расходов гарантировано выборному лицу лишь в отношении бензинового топлива, нельзя признать обоснованным.
Положением о Порядке и размерах выплаты депутатам окружного совета депутатов МО "Мамоновский городской округ" компенсаций, связанных с исполнением депутатских полномочий, утвержденным решением окружного совета депутатов МО "Мамоновский городской округ" от 29 сентября 2016 г. N 12 предусмотрено, что депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, также возмещаются расходы на эксплуатацию автомобиля: приобретение бензина при использовании депутатом личного автомобиля для осуществления депутатской деятельности (абзац 2 п. 3.5).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2019 N 53-АПА19-15
О частичной отмене решения Красноярского краевого суда от 10.01.2019 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 19 Закона Красноярского края от 14.05.2007 N 1-18 "О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края".
- статьи 19, согласно которой в случае причинения депутату Законодательного Собрания в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекшего стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. При этом расчет ежемесячной денежной компенсации депутату, работающему в Законодательном Собрании на непостоянной основе, осуществляется исходя из ежемесячного денежного вознаграждения депутата, работающего на профессиональной постоянной основе;

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)
Предметом судебного нормоконтроля становятся законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, устанавливающие такие выплаты <3>. Только за 2016 - 2019 гг. Верховный Суд РФ вынес не менее 5 решений, подтверждающих незаконность выплат депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе. Данные решения вынесены в отношении Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского городского Совета депутатов, Брянского городского Совета народных депутатов, Чайковской городской Думы Пермского края, Смоленского городского Совета <4>. Также проходят судебные споры по взысканию выплат, начисленных депутатам. Так, по информации Генеральной прокуратуры РФ в 2020 г. с 39 депутатов Совета депутатов Серпухова Московской области взыскано 9,8 млн руб. <5>, а в Калининградской области в 2019 г. удовлетворено два исковых заявления о взыскании необоснованно полученных денежных средств <6>. С председателя Завьяловского собрания депутатов в Алтайском крае взыскана компенсация за три года более 864 тыс. руб. <7> Но судебная практика не является единообразной. По закону Санкт-Петербурга имеется практика, что средства, полученные депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, в качестве компенсации расходов, не могут признаваться неосновательным обогащением, поскольку выплата предусмотрена законом Санкт-Петербурга и муниципальным правовым актом <8>. При этом в практике Санкт-Петербургского городского суда имеются и иные решения <9>.

Нормативные акты

<Письмо> ФНС России от 14.10.2019 N БС-4-11/21114@
"По вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам расходов"
Следовательно, компенсационные выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, объектом обложения страховыми взносами не признаются.
<Письмо> Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ от 16.01.2012 N 3.20-25/7
<Об определении гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления>
В уставе муниципального образования в качестве гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления правомерно определить формы депутатской деятельности; установить право на безотлагательный прием депутатов должностными лицами местного самоуправления, руководителями муниципальных предприятий и учреждений, а также право на депутатский запрос указанным лицам и порядок его рассмотрения; определить основания наступления ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением; установить основания для отзыва депутата, выборного должностного лица и процедуру отзыва; для депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, установить размер и условия выплаты денежного содержания; для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, установить порядок компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий. Исходя из аналогичного подхода возможно предусмотреть гарантии осуществления полномочий выборными должностными лицами местного самоуправления.