Экономически и технологически не обоснованное повышение цен

Подборка наиболее важных документов по запросу Экономически и технологически не обоснованное повышение цен (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)
На ограничение конкуренции могут быть направлены и иные действия организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, и других хозяйствующих субъектов. Организации, действующие в одном сегменте рынка, иногда стремятся согласовать друг с другом свою ценовую политику с тем, чтобы уравновесить свои позиции относительно потребителя: заключаются соглашения (так называемые "ценовые сговоры", "картельные соглашения"), в которых предусматриваются уровни цен на одни и те же виды товаров, сроки повышения цен, объемы товаров, выставляемых в коммерческий оборот, и т.п. Подобные соглашения приводят к нарушению конкурентного состояния рынка, ущемляют интересы потребителей, поэтому они недопустимы. Законом о защите конкуренции запрещены соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести: а) к установлению или поддержанию определенных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; б) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; в) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
"Правовые режимы антиконкурентных действий: монография"
(Егорова М.А.)
("Юстицинформ", 2021)
Аналогичное несоответствие существует и в отношении создания товарного дефицита как способа реализации рыночной власти. Пункт 4 ч. 1 ст. 11 и п. 4 ч. 1 ст. 11.1 ЗоЗК устанавливают запрет per se на последствия заключения соглашений и согласованных действий, приводящих к сокращению или прекращению производства товаров. Одновременно с этим для аналогов создания товарного дефицита на рынке, осуществляемых путем злоупотребления доминирующим положением, установлен правовой режим запрета этих действий "по эффекту". Так, изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара (п. 2 ч. 1 ст. 10 ЗоЗК), и экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 4 ч. 1 ст. 10 ЗоЗК), запрещаются только в том случае, когда их результатом являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Аналогичное несоответствие можно проследить и в отношении отказа от заключения договоров (сравните п. 5 ч. 1 ст. 11 и п. 5 ч. 1 ст. 11.1 ЗоЗК и п. 5 ч. 1 ст. 10 ЗоЗК), а также в части антиконкурентных действий, оказывающих влияние на состав и структуру релевантного рынка (сравните последствия нарушения запретов, установленных в п. 3 ч. 1 ст. 11 и п. 3 ч. 1 ст. 11.1 ЗоЗК и п. 9 ч. 1 ст. 10 ЗоЗК).

Нормативные акты

"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)
В обоснование приказа о проведении проверки службы судебных приставов антимонопольный орган сослался на положения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Однако из данной нормы следует, что предметом контроля со стороны антимонопольного органа являются такие действия органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые в результате согласованных действий или соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов); экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.