Извещение о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Извещение о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2021 N 308-ЭС20-24142 по делу N А53-36284/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными отказов в регистрации права собственности на земельные участки, обязании зарегистрировать право собственности.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как извещения о намерении продать участки были направлены администрации уже после заключения договора купли-продажи. При совершении сделки нарушены положения ст. 8 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ввиду чего она является ничтожной и не может служить основанием для регистрации за обществом права собственности на участки.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями статей 2, 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пришли к выводу о законности решений управления Росреестра об отказе в совершении регистрационных действий в связи с нарушением при заключении договора купли-продажи от 23.12.2013 норм статьи 8 Закона N 101-ФЗ, влекущими ничтожность указанной сделки. Суды установили, что извещение о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения направлено администрации 16.04.2014, а правительству - 28.04.2014. То есть извещения о намерении продать земельные участки направлены уже после совершения сделки купли-продажи с учетом внесения покупателем полной оплаты за недвижимое имущество 23.12.2013 и 11.04.2014. Поскольку данная сделка совершена с нарушением преимущественного права покупки, договор купли-продажи от 12.08.2013 N 34 не может служить законным основанием для государственной регистрации за обществом (покупателем) права собственности на спорное имущество.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными отказов в регистрации права собственности на земельные участки, обязании зарегистрировать право собственности.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как извещения о намерении продать участки были направлены администрации уже после заключения договора купли-продажи. При совершении сделки нарушены положения ст. 8 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ввиду чего она является ничтожной и не может служить основанием для регистрации за обществом права собственности на участки.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями статей 2, 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пришли к выводу о законности решений управления Росреестра об отказе в совершении регистрационных действий в связи с нарушением при заключении договора купли-продажи от 23.12.2013 норм статьи 8 Закона N 101-ФЗ, влекущими ничтожность указанной сделки. Суды установили, что извещение о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения направлено администрации 16.04.2014, а правительству - 28.04.2014. То есть извещения о намерении продать земельные участки направлены уже после совершения сделки купли-продажи с учетом внесения покупателем полной оплаты за недвижимое имущество 23.12.2013 и 11.04.2014. Поскольку данная сделка совершена с нарушением преимущественного права покупки, договор купли-продажи от 12.08.2013 N 34 не может служить законным основанием для государственной регистрации за обществом (покупателем) права собственности на спорное имущество.
Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2021 N 305-ЭС21-6191 по делу N А41-96049/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании процентов, задолженности и встречному требованию о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Первоначальный иск удовлетворен в части, так как установлено несвоевременное исполнение ответчиком своих обязательств по оплате стоимости переданного имущества. Встречный иск удовлетворен в части, так как суды исходили из того, что доказательства извещения третьих лиц о намерении продать один из спорных земельных участков в материалы дела не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Частично удовлетворяя встречные исковые требования, суд руководствовался положениями статей 166, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 8 Закона N 101-ФЗ и исходил из того, что одним из объектов, проданных обществу, является земельный участок с кадастровым номером 50:18:0090602:108, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, 100% участником общества является иностранное юридическое лицо, доказательства извещения банком Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области о намерении продать указанный земельный участок в материалы дела не представлены, при этом не имеется оснований полагать, что договор купли-продажи недвижимого имущества от 12.05.2017 не был бы совершен без включения в него данного земельного участка, на котором отсутствуют какие-либо строения, а остальные земельные участки, приобретенные ответчиком, имеют иной вид разрешенного использования и категорию.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании процентов, задолженности и встречному требованию о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Первоначальный иск удовлетворен в части, так как установлено несвоевременное исполнение ответчиком своих обязательств по оплате стоимости переданного имущества. Встречный иск удовлетворен в части, так как суды исходили из того, что доказательства извещения третьих лиц о намерении продать один из спорных земельных участков в материалы дела не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Частично удовлетворяя встречные исковые требования, суд руководствовался положениями статей 166, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 8 Закона N 101-ФЗ и исходил из того, что одним из объектов, проданных обществу, является земельный участок с кадастровым номером 50:18:0090602:108, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, 100% участником общества является иностранное юридическое лицо, доказательства извещения банком Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области о намерении продать указанный земельный участок в материалы дела не представлены, при этом не имеется оснований полагать, что договор купли-продажи недвижимого имущества от 12.05.2017 не был бы совершен без включения в него данного земельного участка, на котором отсутствуют какие-либо строения, а остальные земельные участки, приобретенные ответчиком, имеют иной вид разрешенного использования и категорию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Продажа земли для с/х нужд - анализ проблем и споров
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 N 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" (далее - Закон N 32-З) продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Республики Мордовия о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечении которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 N 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" (далее - Закон N 32-З) продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Республики Мордовия о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечении которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)Третий принцип - соблюдение преимущественного права субъекта РФ или в случаях, указанных в законодательстве субъектов РФ, муниципального образования по месту нахождения земельного участка, при его возмездном отчуждении (продаже), за исключением публичных торгов. В целях соблюдения преимущественного права продавец земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения письменно извещает публичное образование о продаже земельного участка с указанием существенных условий, обозначенных Законом N 101-ФЗ. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев публичные образования отказываются от приобретения земельного участка в силу дефицита бюджетных средств.
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)Третий принцип - соблюдение преимущественного права субъекта РФ или в случаях, указанных в законодательстве субъектов РФ, муниципального образования по месту нахождения земельного участка, при его возмездном отчуждении (продаже), за исключением публичных торгов. В целях соблюдения преимущественного права продавец земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения письменно извещает публичное образование о продаже земельного участка с указанием существенных условий, обозначенных Законом N 101-ФЗ. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев публичные образования отказываются от приобретения земельного участка в силу дефицита бюджетных средств.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
(ред. от 13.06.2023)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Решение Самарского УФАС России от 23.11.2023 N 063/10/18.1-977/2023
Нарушение: п. п. 7, 21 ст. 39.11 Земельного Кодекса РФ, п. 15 ст. 39.12 Земельного Кодекса РФ.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ (нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного (муниципального) имущества...).Комиссия Самарского УФАС России установила, что согласно извещению о проведении Аукциона, вид разрешенного использования реализуемого земельного участка: склады, хранилища сельскохозяйственной продукции, объектов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Учитывая, что в данном случае не установлены обстоятельства, изложенные в статье 39.18 ЗК РФ, Организатор торгов неправомерно предоставил земельный участок на Аукционе посредством продажи, а не заключения договора аренды.
Нарушение: п. п. 7, 21 ст. 39.11 Земельного Кодекса РФ, п. 15 ст. 39.12 Земельного Кодекса РФ.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ (нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного (муниципального) имущества...).Комиссия Самарского УФАС России установила, что согласно извещению о проведении Аукциона, вид разрешенного использования реализуемого земельного участка: склады, хранилища сельскохозяйственной продукции, объектов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Учитывая, что в данном случае не установлены обстоятельства, изложенные в статье 39.18 ЗК РФ, Организатор торгов неправомерно предоставил земельный участок на Аукционе посредством продажи, а не заключения договора аренды.