История прокуратуры

Подборка наиболее важных документов по запросу История прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принцип независимости прокуратуры Российской империи после судебной реформы 1864 г.
(Горбачев В.П.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)
<3> Неправильным является утверждение некоторых исследователей о том, что назначение прокуроров окружных судов осуществлялось министром юстиции (Кириллова Н.П. Прокурорский надзор: учеб. и практикум для бакалавриата и специалитета. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. С. 25; Клочков В.Г. Iсторiя прокуратури : моногр. вид., перероб. i доп. : Правник, 2004. С. 18; Мавдрик М.Я. Становлення та розвиток прокуратури як iнституту захисту прав i свобод людини i громадянина // Вiсник Харкiвського нацiонального унiверситету внутрiшнiх справ. 2012. N 3. С. 26). Такой порядок был предусмотрен Основными положениями преобразования судебной части в России 1862 г. (ст. 48) и проектом Учреждения судебных мест 1863 г.; однако в утвержденном Государственным советом Учреждении судебных установлений 1864 г. закреплено, что прокуроры окружных судов назначаются императором (ст. 221). Неточным является и утверждение А.В. Еремина о том, что товарищи прокурора окружного суда назначались императором (Еремин А.В. История отечественной прокуратуры: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т (филиал) Ун-та прокуратуры Рос. Федерации, 2018. С. 56).
Статья: Роль вузовского архива в сохранении университетской памяти (историко-биографический очерк об архиве Уральского государственного юридического университета)
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)
В 2021 г. архив совместно с музеем истории университета принял участие в новом для себя проекте - межархивной выставке, посвященной 300-летию прокуратуры России, "Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко" История прокуратуры на Урале в свете архивных документов". Ее организаторами выступили Управление архивами Свердловской области и УрГЮУ. На выставке размещены документы трех областных архивов: ГАСО, Государственного архива административных органов Свердловской области, Центра документации общественных организаций Свердловской области, а также материалы УрГЮУ.

Нормативные акты

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
Комитет отметил, что канцелярия Специального обвинителя заявила об отсутствии у нее юрисдикции для расследования насильственного исчезновения г-жи Флорес Роман в силу того, что расследуемые события не могут считаться актами насилия в отношении женщины на основании ее гендерной принадлежности или обусловленного ее половой принадлежностью статуса. Комитет отметил также, что канцелярия Специального обвинителя передала расследование в Специальное управление Генеральной прокуратуры в связи с предполагаемой причастностью организованных преступных группировок, однако не вынесла при этом рекомендаций о координации действий или о необходимости продолжить расследование с учетом гендерных аспектов. Хотя Специальное управление Генеральной прокуратуры являлось компетентным органом в соответствии с законодательными нормами государства-участника, но Комитет, воздерживаясь от оценки заявления канцелярии Специального обвинителя об отсутствии у нее соответствующей компетенции, счел, что оценка фактов этой канцелярией не соответствовала определению гендерного насилия в отношении женщин согласно Конвенции, где такое насилие понимается как насилие, направленное против женщины по той причине, что она женщина, или как насилие, затрагивающее женщин в непропорционально большой степени. Комитет заявил, что эта оценка не учитывала историю домашнего насилия и других форм гендерного насилия в отношении женщин, от которого пострадала г-жа Флорес Роман, а также общий контекст исчезновений женщин в государстве-участнике. Что касается утверждения автора об отсутствии гендерного ориентированного подхода в расследовании, проведенном Специальным управлением Генеральной прокуратуры, то Комитет отметил, что, как признало государство-участник, эта структура рассмотрела заявление с опозданием и сама передала дело в Специальное управление по правам человека, предупреждению преступности и общественным работам на предмет определения юрисдикции. Комитет заявил, что розыск подвергшихся насильственному исчезновению женщин с учетом гендерных аспектов является обязанностью всех структур, отвечающих за розыск, и в данном случае эту обязанность нельзя было возлагать только на канцелярию Специального обвинителя лишь потому, что та специализируется на преступлениях, связанных с насилием в отношении женщин (пункт 7.9 Мнений).