Инструкция по делопроизводству нотариат

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по делопроизводству нотариат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обзор изменений в Правилах нотариального делопроизводства
(Куропацкая Е.Г.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 1)
Ключевые слова: нотариат, правила нотариального делопроизводства, нотариальный процесс, цифровой нотариат, электронная форма, электронный документ.
Статья: Совершенствование института нотариата как путь обновления современного российского общества
(Пещеров Г.И.)
("Нотариус", 2022, N 2)
При наличии реальных преобразований в области нотариальной деятельности современной России все же сохраняется перечень неразрешенных проблем, которые не позволяют в полной мере реализовать принципы социального государства в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Существующие законодательные акты в области нотариата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (N 43-ФЗ в ред. от 11.05.2020); проект федерального закона от 18 ноября 2011 г. "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ"; Правила нотариального делопроизводства, утвержденные Приказом Минюста России N 78 от 16 апреля 2014 г.; Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом России от 19 января 2016 г.; Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденная Приказом Минюста России N 97 от 6 июня 2017 г., и др.), преследующие создание благоприятных условий для нотариальных действий в стране, в большей части устарели, а в остальном не соответствуют чаяниям и надеждам современного российского общества <1>. Актуальность совершенствования законодательства в области нотариата обусловливается необходимостью модернизации политической, экономической и социальной сторон деятельности нотариусов <2>. Это не только увеличение доступности юридической помощи, цифровизация нотариальных услуг и реформа сферы оказания профессиональных юридических услуг и т.д., как преподносятся населению по СМИ, меры по модернизации нотариата. Даже создание в соответствии с Государственной программой небюджетной модели нотариата, на мой взгляд, не решит всего перечня существующих проблем. Уверен, возникнут новые в силу непродуманности предлагаемой новой модели. Представляется, что прежде всего необходимо разрабатывать такие законодательные акты в государстве в целом и в сфере нотариата в частности, которые бы свели к минимуму необходимость людей обращаться в нотариальные и судебные органы. Самая главная задача в государстве - это создавать такие законы, чтобы они напрямую решали всевозможные жизненные проблемы населения, не прибегая к помощи промежуточных институтов. Тогда всевозможные преобразования по упорядочению системы оказания квалифицированной юридической помощи, создание механизмов регулярного профессионального совершенствования и др. будут просто не нужны. Ведь предназначение и функции нотариата как полноценного института гражданского общества и заключаются в том, чтобы напрямую решать всевозможные проблемы населения, ликвидируя возможные споры и снижая при этом нагрузку на правоохранительную и судебную системы <3>. Складывается впечатление, что, прекратив колебания от латинской до англосаксонской системы, взяв за основу положительные моменты зарубежного нотариата и глубоко проанализировав исторические и национально-этнические особенности народов России, необходимо создать свою неповторимую систему нотариата, отвечающую потребностям населения многонациональной страны в современных условиях <4>, <5>.

Нормативные акты

"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 24.07.2023)
До передачи нотариальных документов в нотариальный архив в соответствии с настоящей статьей нотариус обязан сделать копии всех имеющихся в деле нотариальных документов на бумажном носителе в виде их электронных образов и передать их на хранение в единую информационную систему нотариата. С учетом объема номенклатурных дел нотариуса, а также срока, оставшегося до достижения им предельного возраста пребывания в должности нотариуса, нотариальная палата вправе принять решение об изготовлении указанных копий и о передаче их на хранение в единую информационную систему нотариата уполномоченным работником нотариальной палаты в соответствии с правилами нотариального делопроизводства. Нотариальная палата обязана обеспечить сохранность переданных уполномоченному работнику нотариальной палаты нотариальных документов.
Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 226
(ред. от 10.07.2023)
"Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления"
(вместе с "Формами реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах", "Порядком оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах", утв. решением Правления ФНП от 16.09.2020 N 16/20)
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 N 60215)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)
2. При оформлении реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах наряду с Порядком применяются Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Минюста России от 14.12.2022 N 394 (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2022, регистрационный N 71553) (далее - Правила нотариального делопроизводства), Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядок исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок, утвержденный приказом Минюста России от 30.09.2020 N 225 (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2020, регистрационный N 60214), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 10.12.2021 N 245 (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2021, регистрационный N 66334), от 29.09.2022 N 207 (зарегистрирован Минюстом России 30.09.2022, регистрационный N 70308), от 14.12.2022 N 396 (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2022, регистрационный N 71552), и Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утвержденные приказом Минюста России от 30.09.2020 N 224 (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2020, регистрационный N 60208), с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 27.09.2022 N 203 (зарегистрирован Минюстом России 28.09.2022, регистрационный N 70259) (далее - Требования).