Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах системы Следственного комитета

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах системы Следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2022 N 88а-20149/2022 по делу N 2а-440/2021
Категория: Споры со Следственными органами.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в проведении проверки, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Оспариваемый ответ на обращение истца соответствует нормам законодательства, дан надлежащим должностным лицом, в пределах его компетенции, в предусмотренные законом сроки.
Решение: Отказано.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, делая вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходил из того, что действия должностного лица следственного отдела по Прилузскому району Р. по рассмотрению обращения Е.Г.А. отвечали требованиям статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", выполнены в соответствии с положениями Инструкции от 11 октября 2012 года N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах системы Следственного комитета Российской Федерации", прав и интересов административного истца не нарушают, не являются препятствием к защите Е.Г.А. своих прав иным образом, учитывая, что все обращения Е.Г.А., в конечном итоге, направлены на пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2022 по делу N 88-6156/2022, 2-416/2021
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконными ответов на заявления.
Обстоятельства: Отсутствуют доказательства наличия прямой причинно-следственной связи между оспариваемыми ответами должностных лиц и возникновением у истца физических и нравственных страданий, а также доказательства нарушения данными ответами на обращения личных неимущественных прав либо принадлежащих истцу иных нематериальных благ и причинения ему морального вреда. Заявления истца были рассмотрены органом, в компетенцию которого входит рассмотрение обращений, на них в установленном порядке даны ответы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. ст. 150, 151, 1064, 1069, 1071, 1099, 1101 ГК РФ, Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72, которым утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, пришел к выводу о том, что достаточных доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между оспариваемыми ответами должностных лиц и возникновением у истца физических и нравственных страданий, а также доказательств нарушения данными ответами на обращения личных неимущественных прав либо принадлежащих истцу иных нематериальных благ и причинения истцу морального вреда не имеется. При этом суд исходил из того, что заявления К. рассмотрены органом, в компетенцию которого входит рассмотрение обращений, на них в установленном законом порядке даны ответы. Непосредственно сами письменные ответы должностных лиц даны по существу поставленных заявителем в обращениях вопросов, в связи с чем требования о признании данных ответов незаконным удовлетворению не подлежали. При этом, установленные Бежецким межрайонным прокурором нарушения устранены в установленном законом порядке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Критический обзор системы поводов для возбуждения уголовного дела
(Косенко А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2019, N 1)
<12> В частности, расширительное толкование сообщения о преступлении содержалось в пп. "а" п. 3 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72 (фактически прекратил действие) // Текст Приказа официально опубликован не был. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116904 (дата обращения: 10.02.2018); аналогичный подход отражен в п. 2.1.1 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 // Российская газета. 14.11.2014. N 260.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
И еще одно уточнение, касающееся процессуальных решений, принимаемых по результатам проверки сообщения о преступлении. "Если при рассмотрении сообщения о преступлении будут дополнительно установлены обстоятельства, указывающие на признаки другого преступления, подследственного иному органу предварительного расследования, правомочным должностным лицом должен быть составлен и зарегистрирован в книге соответствующий рапорт об обнаружении признаков преступления". В следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ решение по такому сообщению о преступлении принимается в порядке, установленном п. 33 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации. "Вместе с рапортом и постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности при необходимости направляются копии материалов проверки основного сообщения о преступлении, в ходе рассмотрения которого был составлен рапорт" (п. 34 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

Нормативные акты

Приказ СК России от 11.10.2012 N 72
"Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации"
(вместе с "Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 27314)
1. Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Инструкция) устанавливает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2012, N 49, ст. 6753) (далее - УПК) единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет).