Индексация заработной платы работников бюджетной сферы в 2020 году

Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация заработной платы работников бюджетной сферы в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Об индексации оплаты труда и стипендий в 2021 году
(Михайлова Е.Н.)
("Советник в сфере образования", 2021, N 10)
Увеличение фондов оплаты труда работников при проведении индексации зарплаты рекомендуется в 2021 году преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов) (пп. "л" п. 37, пп. "д" п. 40 Единых рекомендаций по установлению на 2021 год систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы на федеральном, региональном и местном уровнях, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13). Кроме того, указанные Единые рекомендации предписывают не допускать снижения уровня заработной платы работников государственных учреждений, достигнутого в 2020 году, а также повышать оплату труда работников учреждений за счет всех источников финансирования. Единые рекомендации хоть и носят рекомендательный характер, но учитываются Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений (ст. 135 ТК РФ).
Вопрос: О порядке индексации заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2020)
Исходя из системного толкования статей 134 и 144 ТК РФ решение о проведении индексации заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений и порядке ее проведения относится к компетенции соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормативные акты

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года"
(разработан Минэкономразвития России)
В результате после замедления роста реальной заработной платы до 1,5% в 2019 году, обусловленного во многом эффектом высокой базы 2018 года (за счет мероприятий по повышению заработной платы целевым категориям работников бюджетной сферы, индексации заработной платы прочим работникам бюджетной сферы с 1 января 2018 г., доведением минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения), в 2020 - 2024 годах в условиях устойчивого роста экономики и стабильной инфляции реальная заработная плата будет расти на 2,3 - 2,6% в год. Ожидается, что за 2019 - 2022 годы показатель увеличится на 8,8%, за 2019 - 2024 годы - на 14,5 процента.
Информация Конституционного Суда РФ
"Актуальные конституционно-правовые аспекты обеспечения экономической, политической и социальной солидарности: к 30-летию Конституции Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2020 - 2023 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 14.11.2023)
Кроме того, с учетом этого была осуществлена проверка конституционности положений Трудового кодекса, предусматривающих, что индексация заработной платы в связи с ростом цен на товары и услуги осуществляется работодателями бюджетной сферы согласно установленному в нормативных правовых актах порядку, тогда как иными работодателями - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. С учетом правовой природы индексации заработной платы - государственной гарантии по оплате труда работников, обеспечиваемой всем лицам, работающим по трудовому договору, - Конституционный Суд пояснил, что различие в порядке осуществления данной государственной гарантии для работников бюджетной и небюджетной сфер преследует цель защитить работодателей, которые на свой риск осуществляют предпринимательскую либо иную экономическую деятельность, от непосильных обременений и одновременно через институт социального партнерства гарантировать участие работников и их представителей в принятии согласованного решения. Тем самым на основе сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений достигается баланс интересов работников и работодателей, не позволяющий ни законодателю возложить на работодателя непомерное бремя, ни работодателю лишить работников предусмотренных законом гарантий, в том числе уклониться от предоставления компенсации, так как ее размер, порядок и условия предоставления определяются при заключении коллективного договора, трудового договора или в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения от 17 июня 2010 года N 913-О-О, от 17 июля 2014 года N 1707-О).