Имущество концедента

Подборка наиболее важных документов по запросу Имущество концедента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество, сделав вывод о необоснованном уменьшении налоговой базы. Суд установил, что основной деятельностью налогоплательщика являлась поставка теплоэнергии потребителям. Для оказания услуг им использовался ряд объектов, полученных на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, а также концессионного соглашения. Налогоплательщик не учитывал при исчислении налога на имущество объекты, полученные на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, поскольку не являлся их собственником. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости включения стоимости этих объектов в налоговую базу, поскольку возникновение обязанности по исчислению налога на имущество связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права налогоплательщика на объект, обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает с момента начала эксплуатации объекта. В отношении объектов, переданных по концессионному соглашению, было установлено, что они были переданы по заниженной остаточной стоимости, а общество не приняло каких-либо мер для отражения актуальной стоимости объектов. В силу абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения, независимо от того, по какой стоимости имущество передано концедентом концессионеру. Несмотря на явно заниженную стоимость имущества, указанную передающей стороной, налогоплательщик не принял мер для отражения актуальной стоимости объектов в концессионном соглашении. Суд признал правомерным применение обоснованной остаточной стоимости данных объектов для определения налоговой базы по налогу на имущество. Часть объектов основных средств не была включена налогоплательщиком в налоговую базу, поскольку концедент несвоевременно направил документы, необходимые для исчисления налога на имущество. Суд указал, что критерием для отнесения имущества в состав основных средств и начисления налога по нему является его предназначение и фактическое использование в хозяйственной деятельности налогоплательщика, при этом поздние получение документов либо государственная регистрация права, зависящие от воли налогоплательщика, сами по себе не могут являться основанием для освобождения от уплаты налога на имущество. Суд отклонил довод общества об отсутствии оснований для начисления налога на имущество после окончания срока действия концессионного соглашения, поскольку доказательств прекращения фактического использования обществом как концессионером данных объектов в своей хозяйственной деятельности, их выбытия из состава основных средств общества и неполучения экономического эффекта от использования данных объектов представлено не было. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)
Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)
В силу подп. 4.1 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества и (или) имущественных прав в рамках концессионного соглашения от концедента к концессионеру и его возврат не образуют у передающей стороны объекта налогообложения. При этом данная норма касается в том числе и передачи концессионером концеденту имущества, созданного или приобретенного в рамках концессионного соглашения. Начислять НДС при такой передаче не следует (письмо Минфина России от 12.04.2018 N 03-07-10/24472).

Нормативные акты