Идентификация получателя денежных средств

Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация получателя денежных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 135.1 "Непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
Как указал суд, признавая позицию банка необоснованной, информация по запросам налоговых органов должна представляться по установленной форме. В нарушение положений Приказа ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@ в представленных банком выписках частично отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать контрагентов налогоплательщика (реквизиты плательщика/получателя денежных средств; наименование/ФИО, ИНН/КИО, КПП, N счета (специального банковского счета)).
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 134 "Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Инспекция привлекла банк к ответственности по ст. 134 НК РФ за неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Банк считал, что при получении от клиента платежных документов на выплату заработной платы он не должен был проверять обоснованность действий клиента по идентификации лица, которому выплачивается заработная плата, кроме того, операции были типичными. Инспекция доказала суду, что списанные денежные средства не являлись заработной платой, а были переведены руководителю организации, которая не осуществляет реальной финансово-хозяйственной деятельности и в отношении которой инспекция ранее информировала банк о наличии признаков "анонимной" структуры. Поскольку банк не идентифицировал получателя средств надлежащим образом, суд признал, что банк неправомерно списал денежные средства при наличии действующих решений о приостановлении операций по счетам. Особый режим исполнения расчетных операций, связанный с ограничениями по решению налогового органа, возлагает на банк дополнительные обязанности по контролю за назначением платежей. Суд признал правомерным привлечение банка к ответственности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Обязательно ли банку отражать в выписке по операциям на счете, представляемой по запросу налогового органа, реквизиты плательщика/получателя денежных средств, позволяющие идентифицировать контрагентов проверяемого лица, или достаточно указать корреспондентский или внутренний счет учета банка?
(Консультация эксперта, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9, 2022)
Вопрос: Обязательно ли банку отражать в выписке по операциям на счете, представляемой по запросу налогового органа, реквизиты плательщика/получателя денежных средств, включающие наименование/Ф.И.О., ИНН/КИО, КПП, N счета (специального банковского счета), позволяющие идентифицировать контрагентов проверяемого лица, или достаточно указать корреспондентский или внутренний счет учета банка без указания реквизитов плательщика/получателя?
Путеводитель по судебной практике. Расчеты1.1. Вывод из судебной практики: При исполнении платежного поручения банк должен идентифицировать получателей путем сопоставления реквизитов, указанных в сопроводительных ведомостях, с реквизитами банковских карт получателей денежных средств. Перечисление денежных средств на счет другого лица в результате ошибки, допущенной плательщиком, является основанием для привлечения банка к ответственности в виде взыскания убытков.

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н
(ред. от 30.12.2022)
"Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"
(вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами проверки значения уникального идентификатора начисления", "Правилами формирования уникального присваиваемого номера операции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2013 N 30913)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2013 г. N 30913
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;