Грубые нарушения служебной дисциплины сотрудником ОВД

Подборка наиболее важных документов по запросу Грубые нарушения служебной дисциплины сотрудником ОВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Предусмотренная пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от дата N 342-ФЗ возможность расторжения контракта о службе в органах внутренних дел с сотрудником, допустившим грубое нарушение служебной дисциплины, и его увольнения из органов внутренних дел призвана обеспечить интересы данного вида правоохранительной службы, гарантировав ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством, и имеют высокие морально-нравственные качества."
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 49 "Нарушение служебной дисциплины" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Таким образом, нормы статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ не предусматривают в качестве грубого нарушения служебной дисциплины, которое может повлечь наложение на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, такие действия, как употребление сотрудником во время отдыха спиртных напитков, в том числе, если данные действия вызвали сильную степень его опьянения и могли стать причиной получения травмы; а также действия по несообщению в возможно короткие сроки непосредственному руководителю о наступлении временной нетрудоспособности."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о сочетании дисциплинарной и административной ответственности сотрудников миграционной службы за административные правонарушения
(Реуф В.М.)
("Миграционное право", 2018, N 3)
Часть 1 ст. 47 Закона N 342-ФЗ гласит: "Служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав". В абз. 2 Присяги сотрудника ОВД закреплено: "Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника органов внутренних дел: уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы; быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью; достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на меня обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну". Несоблюдением любого закона РФ (например, КоАП РФ) сотрудник полиции нарушает служебную дисциплину. Да, если сотрудник привлекается по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, то начальник подразделения может сослаться на п. 4 ч. 2 ст. 49 Закона N 342-ФЗ, который гласит, что грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является "совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность". Если сотрудник привлекается по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, то начальник мог бы сослаться на п. 7 ч. 2 ст. 49 Закона N 342-ФЗ, в котором говорится, что грубым нарушением признается "отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации". Однако по смыслу статьи здесь подразумевается совершение такого деяния при исполнении сотрудником своих служебных обязанностей, а обязанности сотрудников полиции закреплены в Конституции РФ, Законе N 3-ФЗ "О полиции", Законе N 342-ФЗ. Обязанность прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при управлении транспортным средством в данных нормативных актах не содержится, а следовательно, не является обязанностью.
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)
Однако с какой же целью вводятся законодателем составы грубых дисциплинарных проступков на государственной службе? Единственным их отличием от прочих является то, что за их совершение предполагается возможность прекращения служебных отношений или наложения наиболее серьезных дисциплинарных взысканий. Например, согласно ч. 5 ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 того же Закона за совершение грубого дисциплинарного проступка сотрудник может быть уволен. Однако парадоксальным образом Закон о службе в органах внутренних дел не устанавливает обязанности руководителя привлечь сотрудника органа внутренних дел к ответственности, относя решение этого вопроса к его полному усмотрению. Между тем в соответствии с эпиграфом к данной работе следовало более заботиться не о тяжести, а о неотвратимости взыскания.

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел.