Форс-мажор по договору реализации туристского продукта

Подборка наиболее важных документов по запросу Форс-мажор по договору реализации туристского продукта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 14 "Обеспечение безопасности туризма" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 333, 401, 422, 450.1, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 9, 10, 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статей 7, 13, 15, 28, 29, 31, 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что невозможность исполнения договора о реализации туристского продукта возникла в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, а именно в связи с эпидемиологической ситуацией по распространению коронавирусной инфекции в Российской Федерации, от исполнения своих обязательств ответчик уклонился, не представив доказательств уважительности причин такого уклонения, при этом Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года N 1073, не применимо ввиду расторжения договора до его вынесения Правительством РФ, требования истца удовлетворил частично, снизив штрафные санкции по ходатайству ответчика."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 9 "Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 333, 401, 422, 450.1, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 9, 10, 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статей 7, 13, 15, 28, 29, 31, 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что невозможность исполнения договора о реализации туристского продукта возникла в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, а именно в связи с эпидемиологической ситуацией по распространению коронавирусной инфекции в Российской Федерации, от исполнения своих обязательств ответчик уклонился, не представив доказательств уважительности причин такого уклонения, при этом Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года N 1073, не применимо ввиду расторжения договора до его вынесения Правительством РФ, требования истца удовлетворил частично, снизив штрафные санкции по ходатайству ответчика."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)
Ключевые слова: права и свободы, правовое регулирование, туристские услуги, пандемия, договор возмездного оказания туристских услуг, обстоятельства непреодолимой силы.
Статья: О праве и злоупотреблениях в условиях угрозы безопасности жизни и здоровью: к вопросу о реализации права туриста на расторжение договора и защите интересов туроператоров (турагентов)
(Богдан В.В.)
("Мировой судья", 2020, N 5)
Не ясны перспективы использования туроператорами (турагентами) договорного условия о наличии форс-мажорных обстоятельств. В силу статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (далее - Закон о защите прав потребителей) условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Вместе с тем следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, поскольку Закон о защите прав потребителей напрямую условия договора, ущемляющие права потребителей, не называет ничтожными, они таковыми не являются, следовательно, потребитель, в случае ссылки на них туроператора (турагента) при отказе от удовлетворения требований, должен его оспорить в установленном Законом порядке. Аналогичная ситуация сложилась в отношении договорной подсудности, устанавливаемой контрагентами потребителей в договорах: суды не признают данное условие ничтожным <2>. Во-вторых, если в договоре о реализации туристского продукта условие о форс-мажоре существует и не оспорено, то, как правило, устанавливается обязанность туроператора (турагента) в оговоренный срок уведомить туриста о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Если к последствиям такого неуведомления отнесена невозможность ссылаться на них в будущем, туроператор (турагент) не сможет использовать данный инструмент для защиты своих прав. Поэтому возражения туриста о неприменении последствий форс-мажора в случае игнорирования договорного условия о порядке уведомления о нем будут справедливы и основаны на законе. Следует учитывать, что обязанность по доведению информации до туриста о наличии форс-мажорного обстоятельства может быть возложена по договору как на турагента, так и на туроператора.