Формальное административное расследование

Подборка наиболее важных документов по запросу Формальное административное расследование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 N 12АП-8537/2020 по делу N А57-47/2020
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Направление определения с нарушением законодательно установленного срока признается судебной коллегией несущественным нарушением, поскольку указанное нарушение не свидетельствует о незаконности результатов проведенной Управлением проверки (административного расследования), а с учетом пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" наличие нарушений срока продления проведения административного расследования - носящим формальный характер, а вызванные ими последствия - не препятствующими суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения
(Марина М.П.)
("Российская юстиция", 2019, N 3)
Производство по делам об административных правонарушениях состоит из целого ряда стадий, а также набора процессуальных предписаний, которые в своей совокупности образуют самостоятельные производства. В частности, о таких относительно автономных производствах можно говорить, например, при раскрытии содержания "административного расследования" (ст. 28.7 КоАП РФ). В теории административного права обозначенный компонент производства по делам об административных правонарушениях неоднократно рассматривался. Как отмечает А.Н. Булгаков: "...административное расследование в области обеспечения безопасности дорожного движения как административно-правовое явление выступает в качестве усложненной формы и одновременно стадии производства по делам об административных правонарушениях" <26>. С такой точкой зрения трудно согласиться, обусловлено это тем, что производство по делам об административных правонарушениях, которое полностью регламентируется КоАП РФ, не включает самостоятельной стадии "административного расследования". В этой связи административное расследование с формальной точки зрения нельзя признать стадией производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, административное расследование вообще и осуществляемое в области обеспечения безопасности дорожного движения само состоит из ряда стадий.
Статья: О спорадичности применения отдельных норм Особенной части КоАП РФ об административной ответственности юридических лиц
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2019, N 6)
С учетом того что появление новых составов административных правонарушений должно быть обусловлено необходимостью введения ответственности за противоправные посягательства на общественные отношения и обосновываться результатами анализа сложившихся социально-экономических условий, в которых определенные деяния юридических лиц могут причинить вред охраняемым отношениям, введенные нормы, как представляется, должны незамедлительно находить практическое применение. В противном случае возникает вопрос о целесообразности их введения в КоАП РФ, перегруженность которого многочисленными составами административных правонарушений и без того осложняет его восприятие гражданами и должностными лицами организаций, правомерное поведение которых он должен превентивно обеспечивать, а также создает проблемы в правоприменении. Кроме того, частота применения норм об ответственности юридических лиц непосредственно связана с наличием проблем в выяснении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дел об административных правонарушениях. В этом отношении, как правило, "выигрывают" формальные составы административных правонарушений, применение которых не связано с доказыванием вины юридического лица, назначением административного расследования в связи с необходимостью осуществления процессуальных действий, требующих значительных затрат. Рассмотрим отдельные нормы об административной ответственности юридических лиц, применение которых в силу некоторых причин носит исключительно спорадический характер.

Нормативные акты

<Письмо> Роспотребнадзора от 12.07.2007 N 0100/7062-07-32
"Об оптимизации практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования"
Также, во избежание появления формальных поводов для последующего оспаривания как такового факта проведения административного расследования при выявлении административного правонарушения в области защиты прав потребителей, должностному лицу, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, при решении вопроса о проведении административного расследования следует в обязательном порядке принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность (в данном случае применительно к сфере потребительского кредитования) на своевременное получение гражданами полной, необходимой и достоверной информации об услугах и об их исполнителях, обеспечение права на приобретение услуг надлежащего качества и защиту от включения в договор условий, ущемляющих права потребителей.
<Письмо> ФТС России от 22.03.2022 N 01-07/15151
"О направлении разъяснений"
При привлечении лиц к административной ответственности следует максимально оперативно осуществлять производство по делу об АП и определять судьбу товаров, исключив формальный подход в работе.