Допустимое пересечение границ земельных участков

Подборка наиболее важных документов по запросу Допустимое пересечение границ земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2023 N 303-ЭС23-11138 по делу N А51-12022/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о признании отсутствующим права собственности на земельные участки.
Обжалуемый результат спора: 1) Основное требование удовлетворено, так как принадлежащий истцу участок сформирован из фонда перераспределения земель и поставлен на учет с надлежащим установлением границ, истец добросовестно использует участок по целевому назначению и участок из его владения не выбывал; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, так как при выделе земельных долей участок истца уже стоял на кадастровом учете и имел определенные границы, что исключало формирование спорных участков ответчика.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Принимая обжалуемые заявителем судебные акты, суды, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, исходили из доказанности факта владения главой крестьянского (фермерского) хозяйства земельным участком с кадастровым номером 25:14:030706:142, право на который не было оспорено, наложения границ спорных земельных участков, пропуска обществом "ПримАгро" срока исковой давности по заявленному требованию, а также отсутствия относимых и допустимых доказательств фактического владения обществом "ПримАгро" принадлежащих ему земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 25:14:030706:295.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2023 N 88-3038/2023 по делу N 2-375/2021
Категория спора: Продажа недвижимости.
Требования: 1) О признании договора недействительным в целом; 2) О признании торгов на право заключения договора купли-продажи недвижимости недействительными.
Обстоятельства: Формирование спорного земельного участка незаконно, поскольку нарушает права истца.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Апелляционный суд принял данное заключение в качестве допустимого доказательства, подтверждающего факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>, получившего оценку наряду с другими доказательствами по делу, в условиях отсутствия в материалах дела доказательств, опровергающих выводы кадастрового инженера или ставящих их под сомнение, а также неподачи ходатайств о проведении судебной экспертиз.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)
Второе преимущество административной процедуры установления публичного сервитута по сравнению с процессом установления частного сервитута или права аренды - решение об установлении публичного сервитута может приниматься не только в отношении земельных участков, но и в отношении земель, в составе которых участки не образованы. Только государство может разрешить использовать земли, в составе которых не образованы земельные участки. Возможность их использования расширяет число вариантов расположения объекта и позволяет обойтись без дорогостоящих кадастровых работ по образованию земельных участков (которые были бы неизбежны при выборе иного способа оформления прав на землю для строительства линейного объекта). Кроме того, возможность использовать на одинаковом основании и земельные участки, и земли делает юридически малозначимыми факты отсутствия установленных границ земельных участков и многие случаи земельных споров о границах. Обладателю публичного сервитута уже не требуется распутывать множество существующих юридических проблем по поводу границ земельных участков, чтобы получить возможность ограниченного пользования ими. Допустимость пересечения границами зоны действия публичного сервитута границ земельных участков создает свободу определения границ исходя из технических характеристик линейного объекта, а не юридических особенностей участков.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
Действующие требования к описанию границ земельного участка подразумевают высокую точность определения местоположения характерных точек границ земельного участка (то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части). Допустимая погрешность определения местоположения таких точек закреплена в Приказе Росреестра от 23.10.2020 N П/0393. Так, на землях населенных пунктов фактическое положение точки может быть смещено относительно определенных для нее координат на 10 см. Подчеркнем, что данное правило относится к расхождению координатного описания точки и ее фактического положения на местности, но не позволяет устанавливать координатное описание границ с 10-сантиметровым наложением на координатное описание границ другого земельного участка. Подготовка межевого плана, описывающего местоположение границ с наложением даже в пределах погрешности, является нарушением требований ФЗ N 218.

Нормативные акты

<Письмо> Росреестра от 24.02.2016 N 19-00263/16
"О рассмотрении обращения"
При этом, согласно мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 19.10.2011 N Д23-4397, действующее законодательство не раскрывает понятие "пересечение границ земельных участков", в связи с чем невозможно определить, какие пределы пересечения границ земельных участков являются допустимыми.
<Письмо> Росреестра от 15.12.2022 N 14-11079-ТГ/22
<О направлении информации для сведения и учета в работе>
(вместе с <Письмом> А СРО "Кадастровые инженеры" от 12.12.2022 N 980)
Зачастую кадастровые инженеры сталкиваются с ситуацией, когда выполнение кадастровых работ приходится приостанавливать по тем или иным причинам (выявлено пересечение границ со смежным земельным участком, а собственник смежного участка отказывается согласовывать границу или исправлять реестровую ошибку; отсутствуют документы, подтверждающие определенное местоположение границ уточняемого земельного участка; заинтересованное лицо отказывается подписывать акт согласования; уточненная площадь больше предельно допустимой и д.р.), и уведомлять заказчиков кадастровых работ о том, что устранить причину, послужившую основанием для приостановления кадастровых работ, возможно только в судебном порядке.