Допрос в рамках камеральной налоговой проверки

Подборка наиболее важных документов по запросу Допрос в рамках камеральной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 N 18АП-14026/2021 по делу N А34-12158/2018
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС, налога на прибыль организаций, начислении соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, штрафа по НДФЛ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Доводы апелляционной жалобы о проведении допросов свидетелей Банова В.Ю., Хлестовой Т.Д., Широких О.В., Злыднева Т.В., Нечеухина Т.М., Беспалова Н.Ф. вне рамок налоговой проверки в отношении заявителя были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку допросы указанных лиц проведены в рамках осуществления налогового контроля вне рамок проверки и обоснованно признаны судом допустимым и относимым доказательством по данному делу, поскольку статья 90 НК РФ не содержит ограничений на проведение допроса свидетеля вне рамок проведения камеральной и выездной проверок, допрос свидетеля может рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Комментарий к Постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 N 18АП-8806/2023 <О признании недействительным поручения, а также признании незаконными действий налогового органа по его исполнению>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)
Мысли служителей Фемиды из комментируемого вердикта по поводу широких возможностей инспекторов в части допроса свидетелей вписываются в тенденцию последних лет. Яркий пример судебного акта со схожими суждениями - Постановление АС Московского округа от 12.12.2022 N Ф05-30236/2022, оставленное в силе Определением ВС РФ от 21.03.2023 N 305-ЭС23-2809. Отклонен довод предприятия, что допросы являются недопустимыми доказательствами, поскольку протоколы составлены уже после окончания выездной проверки и допмероприятий налогового контроля. Ведь повестки о вызове свидетелей составлены в период ВНП. Плюс к тому арбитры, приняв во внимание судебную практику, отметили: Кодекс не содержит ограничений на проведение допроса свидетеля вне рамок камеральной и выездной налоговых проверок. Допрос может рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля.

Нормативные акты

<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>
Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).
<Письмо> ФНС России от 29.04.2021 N КВ-4-14/5987@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2021)>
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в сентябре 2019 года в рамках проведения камеральной налоговой проверки за 2 квартал 2019 года в отношении ООО "С." налоговым органом по месту учета данной организации (ИФНС) М.М.В. была допрошена по поводу осуществления деятельности данной компании и причастности М.М.В., помимо указанного общества, к другим организациям в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о М.М.В. как об участнике, руководителе. По результатам допроса был составлен протокол от 14.09.2019 N 168, согласно которому М.М.В. пояснила, что не имеет никакого отношения к ООО "С". Также М.М.В. отрицала свою какую-либо причастность к обществу.