Доклад о мониторинге правоприменения

Подборка наиболее важных документов по запросу Доклад о мониторинге правоприменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О некоторых механизмах оценки правового регулирования Минюста России
(Уваров А.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)
Применительно к компетенции Минюста России важно провести разграничение его компетенции, с одной стороны, при мониторинге правоприменения, а с другой - при внесении законопроектов в Правительство РФ в порядке, предусмотренном Положением о законопроектной деятельности Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 389 <1>. Так, согласно п. 26 Положения Минюст РФ дает свое заключение по результатам проведенных им по законопроекту правовой и антикоррупционной экспертиз. В свою очередь, заключение Минюста РФ по результатам правовой экспертизы, наряду с правовой и антикоррупционной оценкой законопроекта, должно содержать сведения о состоянии нормативного регулирования в данной сфере, необходимости и достаточности указанного законопроекта и перечня нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона, для урегулирования затрагиваемых общественных отношений с учетом компетенции Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Получается, что Минюст РФ должен перед этим провести специальный правовой мониторинг соответствующей сферы правового регулирования, для того чтобы выявить степень регулирования этих отношений и место законопроекта в их системе вместе с необходимыми для его реализации подзаконными актами. Следует учитывать, что данный правовой мониторинг предназначен исключительно для законопроектов, представленных в Правительство РФ, в то время как мониторинг правоприменения осуществляется по законодательным и иным нормативным правовым актам, перечисленным в п. 2 Положения <2> (в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) и постановлений Европейского суда по правам человека, предусмотренных ежегодными посланиями Президента РФ, в целях реализации антикоррупционной политики и др.). Из Положения о мониторинге правоприменения не совсем ясно, что должно быть предметом исследования: нормативные правовые акты, их проекты, результаты их применения или все вместе. Так, по мнению А.Н. Миронова, в процессе мониторинга исследуется "не только действующее законодательство и практика его применения, но и законопроектная и иная нормотворческая деятельность, осуществляемая всеми ветвями власти" <3>. Методика осуществления мониторинга правоприменения в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 г. N 694 <4>, конкретизировала эту задачу, указав на то, что предметом мониторинга правоприменения являются не нормативные правовые акты и не их проекты, а всего лишь практика применения действующих нормативных правовых актов, соответственно, практика выполнения решений КС РФ, постановлений ЕСПЧ по их принятию и т.п. При таком раскладе уже не требуется инструментарий в виде правовых и антикоррупционных экспертиз, а достаточно лишь статистических данных, отдельных и обобщенных показателей о правоприменительной практике, чтобы подвести итоги и сформулировать предложения, касающиеся устранения каких-то характерных дефектов российского законодательства. Формат ежегодных докладов мониторинга правоприменения в РФ, представляемых Президенту РФ, также свидетельствует о том, что в них отражаются данные о неисполненных решениях КС РФ и постановлений ЕСПЧ, наиболее характерные, выявленные правоприменительной практикой дефекты отраслевого законодательства (пробелы, коллизии, нарушение правил юридической техники и т.п.) и предложения по их устранению.
Статья: Разрешительный метод регулирования предпринимательской деятельности
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)
Рост затрат на регулирование - также существенный внутренний фактор разрешительной деятельности. Введение разрешительного порядка осуществления определенного вида деятельности ведет к росту бюджета органа управления. Орган исполнительной власти (его руководители) может рассматривать размер своего финансового обеспечения и штатную численность как косвенный, но весьма убедительный результат его работы. Иногда работа сотрудников неформально оценивается по вкладу в расширение штатной численности и в увеличение финансирования. Косвенными свидетельствами этого служат доклады о мониторинге правоприменения, осуществляемом федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ <14>. За всю практику ведения мониторинга в докладах обращается внимание на наличие неурегулированных правовыми нормами общественных отношений и предлагается принять "необходимые" нормативные правовые акты, установив ответственность за неисполнение или нарушение их требований. В докладах отсутствуют сведения об избыточном регулировании и предложения об отмене обязательных требований. По данным Министерства экономики Словакии, предпринимаемые правительством в рамках проекта Lex Corona меры, направленные на снижение административного обременения, должны сэкономить предпринимателям более 100 млн евро в год <15>.

Нормативные акты