День проведения общероссийского голосования

Подборка наиболее важных документов по запросу День проведения общероссийского голосования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реализация избирательных прав: современные тенденции
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)
В 2020 г. в условиях пандемии коронавирусной инфекции страна в известной степени стала жить в режиме дистанционных контактов, переведя их в виртуальную среду сети Интернет. Пандемия затронула все сферы жизни общества, в том числе сферу общественных отношений, связанных с проведением выборов. Сокращение личных контактов и, как следствие, резкая цифровизация явились толчком к развитию двух основных тенденций на выборах: многодневность и дистанционность. Потому особенными изменениями стало голосование в течение нескольких дней. Основа была положена при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ в 2020 г., которое проводилось в течение нескольких дней подряд <9>.
Статья: Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию России: зачем и почему?
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 11)
2. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье <18>. Законодатель отошел от данного правила, чтобы, как планировалось первоначально, провести общероссийское голосование в будний день, объявив его нерабочим, с целью обеспечения более высокого процента явки (75% граждан предпочитают проводить выходной день, занимаясь домашними делами или просматривая телевизор <19>). С одной стороны, это неплохое нововведение, направленное на борьбу с абсентеизмом, однако, с другой стороны, непонятно, почему законодатель и глава государства ранее не были обеспокоены данной проблемой? В реальности общероссийское голосование проводилось в течение 7 дней, что, конечно, способствовало риску увеличения количества нарушений избирательного законодательства.

Нормативные акты

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
6. В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З
"О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации"
2.2. Статья 2 Закона о поправке предусматривает, что в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным и добровольным, и никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляются открыто и гласно (части 6 - 9).