Что можно делать на земельном участке выделенном для КФХ

Подборка наиболее важных документов по запросу Что можно делать на земельном участке выделенном для КФХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12.1 "Невостребованные земельные доли" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""В Обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 и 23.12.2020 (пункты 24 и 9, соответственно), сформирована правовая позиция по толкованию и применению пункта 5.1 статьи 10 и статьи 12.1 N 101-ФЗ, согласно которой условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном указанной нормой порядке являются: 1) особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); 2) добросовестное использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей, до регистрации права муниципальной собственности на участок; 3) обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""По смыслу части 2 статьи 12 Закона N 101-ФЗ извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется в случае, когда участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О практике прокурорского надзора в сфере исполнения органами местного самоуправления законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения
(Шушняев Д.А.)
("Российская юстиция", 2020, N 7)
Случаи отчуждения земельных участков без конкурентных процедур по заниженной цене (площадью более 100 га) выявлены прокурорами Братского, Эхирит-Булагатского, Аларского, Заларинского районов Иркутской области. Ими установлено, что муниципалитетами в соответствии с п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") без торгов передавались сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ) земельные участки, выделенные в счет земельных долей в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них. При этом все сельскохозяйственные организации (КФХ) не использовали данные участки на законных основаниях до государственной регистрации права муниципальной собственности на них, поэтому не имели права их получения в обход конкурентных процедур по льготной цене.
Статья: О совершенствовании правового статуса субъектов аграрных правоотношений
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)
Учитывая провозглашение в качестве основной цели аграрной реформы в России изменение статуса крестьянина, состоящее в переходе от статуса землепользователя к статусу собственника земли, основная ставка на первом этапе реформы была сделана на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Именно поэтому Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <19> явился первым законом пореформенного периода в РСФСР, предусмотревшим реорганизацию колхозов и совхозов и создание на их основе мелких хозяйств - крестьянских (фермерских) хозяйств, которым земельный участок выделялся из земель реорганизуемого колхоза или совхоза. В дальнейшем статус данных хозяйств неоднократно изменялся. В современных условиях место данного крестьянского (фермерского) хозяйства в системе существующих видов корпорации является неопределенным. В литературе высказываются различные мнения по данному вопросу. Профессор В.В. Устюкова полагает, что данные хозяйства являются "особой разновидностью хозяйственных товариществ" <20>. По мнению А.В. Габова, крестьянские (фермерские) хозяйства - самостоятельная организационно-правовая форма, не совпадающая по своим характеристикам ни с хозяйственными товариществами, ни с хозяйственными обществами <21>.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
Из пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения следует, что условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном данным пунктом порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.