Банкротство публично-правовых образований

Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство публично-правовых образований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 41 "Принципы определения доходов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Решением суда были разрешены разногласия между конкурсным управляющим и налоговым органом по вопросу наличия оснований для включения суммы компенсации стоимости исключенного из конкурсной массы имущества в состав доходов, образующих налоговую базу по налогу на прибыль. Спорные объекты представляли собой системы водоснабжения и водоотведения, которые в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" могут находиться только в федеральной или муниципальной собственности, следовательно, они ограничены в обороте. Указанные объекты не подлежат реализации в деле о банкротстве и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Между тем исходя из смысла ст. 250 НК РФ и общего понятия дохода, содержащегося в ст. 41 НК РФ, компенсация за исключенное из конкурсной массы имущество не образует внереализационный доход, поскольку не создает экономической выгоды для унитарного предприятия. Таким образом, рассматриваемая компенсация не является доходом для предприятия-банкрота. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для учета в составе доходов суммы компенсации уменьшения конкурсной массы должника при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9 "Особенности распоряжения объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""В то же время, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, а также в ответе на вопрос N 2 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687, апелляционный суд заключил, что объекты коммунальной системы, относящиеся к системам жизнеобеспечения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, применительно к части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения, при этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Публично-правовая ответственность должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)
<3> Маркварт Э., Курбанов Б. Не такие, как все: применение законодательства о банкротстве к публично-правовым образованиям и публичным юридическим лицам (на примере Германии и России) // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 6. С. 65 - 66.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)
В странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития используют для определения расходов публично-правового образования двухкомпонентное правовое регулирование (законодательство об ассигнованиях и основное) <480>, противопоставляя дискреционные расходные обязательства (discretionary spending) обязательным или капитальным (mandatory spending). Как правило, актами постоянного времени действия утверждаются расходы бюджета, направленные на исполнение социальных обязательств государства. В случае недостаточности средств для покрытия всех запланированных расходов бюджета, в том числе и в ситуации признанного банкротства публично-правового образования с последующей реализацией в отношении него плана восстановления платежеспособности, такие социальные обязательства подлежат пересмотру в последнюю очередь.

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
7.1. К заявлению о намерении Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации прилагаются документы, подтверждающие возможность финансирования завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке (сведения о собственных средствах и сведения о размерах финансирования, необходимого для завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке). В целях подтверждения возможности финансирования Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации вправе представить решение Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований, или решение Фонда субъекта Российской Федерации о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда субъекта Российской Федерации, сформированного за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)
Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.