Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата

Подборка наиболее важных документов по запросу Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Наличие иностранных финансовых инструментов как основание отказа в регистрации кандидатов
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)
Прошедшая в 2021 г. избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума ФС РФ) показала наличие эффективных механизмов проверки достоверности информации, представленной кандидатами о себе в избирательную комиссию, в том числе и об отсутствии/наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) непользовании иностранными финансовыми инструментами (далее - иностранные финансовые инструменты). Также хочется отметить, что во многих случаях обнаружение фактов предоставления недостоверной информации об использовании иностранных финансовых инструментов не повлекло за собой судебную процедуру, так как многие кандидаты были исключены из списков кандидатов по их инициативе либо по решению политической партии, которой они были выдвинуты. Но при этом достаточно большое количество споров нашло разрешение в судебном порядке. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - Центральная избирательная комиссия РФ) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) с административным исковым заявлением об отмене регистрации девяти кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ, выдвинутых одной из политических партий. Основанием являлось установление факта владения и пользования кандидатами иностранными финансовыми инструментами. Представитель партии утверждал, что кандидатами были выполнены все условия законодательства и избирательная комиссия зарегистрировала их. Представитель избирательной комиссии отмечал, что "на дату регистрации федерального списка кандидатов - 26 июля 2021 г., комиссия не располагала сведениями о владении кандидатами иностранными финансовыми инструментами". Согласно п. 6.3 ст. 33 Закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов. Банк России в ответ на запрос Центральной избирательной комиссии РФ сообщил о наличии у кандидатов на момент представления документов для регистрации федерального списка кандидатов иностранных финансовых инструментов, среди которых были акции следующих компаний: The Bank of New York Mellon, Dell Technologies Inc, Levi Strauss & Co, FinEx Investment Management LLP, Verizon Communications Inc и др. При этом количество акций, находящихся у кандидатов в собственности, было различно: от 1 - 2 до 1 200 штук. Чаще всего одному кандидату принадлежало от 1 до 15 акций. Изучив обстоятельства дела, Верховный Суд РФ принял решение удовлетворить заявленные требования и отменить регистрацию кандидатов <4>. При этом тот факт, что кандидат П. перед рассмотрением вопроса об обращении в суд с административными исками об отмене регистрации кандидатов в Центральную избирательную комиссию РФ продал акции, не повлиял на окончательное решение суда.
Статья: Подписной лист как средство отражения воли избирателей (модель 2020 г., г. Новосибирск)
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)
Интересно то, что в ходе избирательной кампании была предпринята еще одна попытка отменить регистрацию этого кандидата. 6 августа 2020 г. в суд был направлен административный иск об отмене регистрации кандидата П. по тем же самым основаниям. Административный иск поступил в суд 14 августа 2020 г. посредством его доставки курьером ООО. Интересы административных истцов по этому делу и вышеописанному представлял один и тот же человек. 19 августа 2020 г. истец отказался от иска. Это было связано с тем, что в ходе судебного процесса было доказано, что административный иск был подан с нарушением российского законодательства. Представитель избирательной комиссии отметил, что в соответствии с КАС РФ возможна подача административного иска посредством передачи его организациям, осуществляющим почтовые услуги. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <10>, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи" <11>. Посредством запроса, направленного избирательной комиссией в Управление Роскомнадзора по СФО, было установлено, что в реестре лицензий в области связи информация о выдаче такой лицензии ООО отсутствует.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Гражданин, которому решением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом, не обладает правом на обращение в суд с административным иском об отмене регистрации другого кандидата, списка кандидатов, решения о регистрации другого кандидата, списка кандидатов, поскольку обстоятельства их регистрации не затрагивают его активного и (или) пассивного избирательного права (пункты 1 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ).
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
11. С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.