Административная ответственность за захват земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за захват земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 17.08.2022 N 33-2676/2022
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий сотрудников органов государственной власти; 2) О признании незаконными действий.
Обстоятельства: Факт обоснованного привлечения истца к административной ответственности доказан, обоснованность выдачи соответствующих предписаний в связи с нарушением земельного законодательства подтверждена документально.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано; 3) О возмещении расходов на проведение экспертизы - отказано.
Таким образом, установленные судом обстоятельства, объективно не исключают, а по мнению суда, указывают на события, изложенные должностным лицом межмуниципального отдела по г. Котовску и Тамбовскому району управления Росреестра по Тамбовской области в акте выездной проверки от 24.07.2020 года, а равно в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении П. к административной ответственности по факту самовольного захвата части смежных земельных участков, принадлежащих П. и СНТ "***".
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 N 19АП-5305/2021 по делу N А35-7931/2020
Требование: О взыскании убытков в виде стоимости приобретенных саженцев, упущенной выгоды в виде разницы между стоимостью урожая и стоимостью саженцев и усредненных затрат на выращивание и сбор продукции.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Проанализировав решения Октябрьского районного суда Курской области от 14.10.2020 по делу N 12-35/2020 и от 10.11.2020 по делу N 12-37/2020 об отмене постановлений заместителя главного государственного инспектора Курской области по использованию и охране земель от 15.07.2020 по делу N 96/64 и по делу N 95/63 в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции признал доказанным факт самовольного захвата ООО "Агрофирма "АВГИТ" принадлежащих ИП главе К(Ф)Х Погибелевой М.Н. земельных участков с кадастровыми номерами 46:17:051204:4 и 46:17:051204:190.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Особенности юридической ответственности за земельные правонарушения: учебное пособие"
(Грачева О.С., Романова А.А.)
(под ред. О.С. Грачевой)
("РУСАЙНС", 2019)
Самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ). Объектом правонарушения являются общественные отношения по владению и пользованию земельным участком (земельными участками) либо частью земельного участка, а также общественные отношения в сфере охраны собственности на землю. Предметом правонарушения являются земельный участок или несколько земельных участков. Объективную сторону данного правонарушения составляют действия, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка, т.е. осуществлении владения, а иногда и использовании земельного участка без правоустанавливающих документов, либо когда они оформлены ненадлежащим образом, либо когда разрешительные документы на земельный участок прекратили свое действие. Достаточно часто на практике встречаются случаи, когда правообладатель необоснованно расширяет границы своего земельного участка путем переноса забора и захвата прилегающих земель. Данное действие будет составлять объективную сторону данного правонарушения. Состав данного правонарушения по конструкции формальный. Для привлечения к административной ответственности наступление негативных последствий в результате совершения данного противоправного деяния не обязательно - достаточно самого факта совершенного правонарушения.
Статья: Самозахваты земельных участков: судебная практика и новеллы в законодательстве РФ
(Вершкова Е.)
("Жилищное право", 2015, N 12)
Но потенциальными последствиями самозахватов земельных участков являются не только снос самовольных построек на этих участках. За самовольный захват земельного участка установлена административная ответственность в виде штрафа (ст. 7.1 КоАП РФ). И в ходе проводимой в России земельной реформы размеры штрафов за данное деяние были существенно увеличены. Теперь наказание за самовольные захваты земельных участков будет более ощутимым. Более того, особо крупные самозахваты земель, которые наносят существенный вред окружающей среде, могут быть квалифицированы как уголовно-правовое деяние, влекущее уголовно-правовую ответственность. Но привлечение лица, виновного в самозахвате земель, к соответствующей ответственности не освобождает его от обязанности возместить ущерб, причиненный самозахватом. Такие меры, прежде всего, направлены на нерадивых коммерсантов, самовольно занимающих и использующих чужую землю, которым раньше легче было заплатить штраф за самозахват, чем освободить земельный участок.

Нормативные акты

Доклад Уполномоченного по правам человека в МО от 25.02.2009
"О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2008 году"
Статистические данные Роснедвижимости и обращения к Уполномоченному позволяют сделать вывод о том, что наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие участков или использование их без правоустанавливающих документов. Основная задача государственных земельных инспекторов после выявления нарушения - контроль за его устранением. Для этого каждому нарушителю должно быть выдано предписание об устранении нарушения либо предупреждение о допущенных земельных нарушениях с указанием срока их устранения. Непринятие необходимых мер по устранению нарушений законодательства влечет за собой привлечение к административной ответственности. На практике, по данным Управления государственного земельного контроля Роснедвижимости, реально взыскивается лишь 70-80% наложенных штрафов. Причины - как в отсутствии средств у должников, так и в обжаловании ими постановлений о привлечении к административной ответственности и их отмена в судебном порядке.
Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 13.08.1998 N 904-РП
"О дополнительных мерах по упорядочению размещения металлических тентов типа "Ракушка", "Пенал"
5. ГУВД г. Москвы оказать префектурам административных округов практическую помощь в выявлении владельцев, самовольно установивших гаражные тенты, и привлечении их к административной ответственности, обеспечить оперативное принятие мер по заявлениям граждан о фактах самовольного захвата земельных участков и соблюдение общественного порядка при сносе самовольно установленных металлических тентов.