41-фз мрот

Подборка наиболее важных документов по запросу 41-фз мрот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реализация права на справедливую заработную плату при определении содержания минимального размера оплаты труда: по материалам судебной практики
(Соколенко Н.Н., Гелиева И.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2019, N 2)
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 7) <1> общепризнанными принципами и нормами международного права <2>, Трудовым кодексом РФ (абз. 6 ст. 2) <3> (далее - ТК РФ) государство должно обеспечивать достойное существование для самого человека и его семьи. Одна из государственных гарантий реализации указанных положений - установление минимального размера оплаты труда (абз. 1 ст. 130 ТК РФ) (далее - МРОТ), который является одним из базовых параметров заработной платы. При формировании уровня МРОТ должны соблюдаться следующие факторы: потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп; экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости (ст. 3) <4>. Что же касается российского законодательства, то им закреплены следующие цели его установления: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона о МРОТ) <5>. Исходя из судебной практики минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума <6>. Однако на протяжении длительного времени имело место отставание МРОТ от прожиточного минимума, что вызывало справедливую критику со стороны специалистов в области трудового права <7>. Наконец, в 2018 году данная проблема была решена. Федеральным законом "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 07.03.2018 N 41-ФЗ <8> с 1 мая 2018 года МРОТ составил 11 163 рубля, а начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (ч. 1 и 2 ст. 1 Закона о МРОТ). Указанные изменения коснулись 3 млн человек, из которых 1,6 млн заняты в государственных и муниципальных учреждениях <9>. При этом, по мнению Европейского комитета по социальным правам минимальный заработок, обеспечивающий достойный уровень существования, должен составлять 60 и более процентов от средней заработной платы по стране <10>.
Статья: Социальное обеспечение как элемент правового статуса личности: международно-правовой аспект
(Тарабан Н.А., Чупилин Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 1)
Так, применительно к ст. 4 Европейской социальной хартии в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд Российская Федерация как член Совета Европы приняла на себя обязательство признать право работников на вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни. Однако только в 2018 г. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <7> минимальный размер оплаты труда сравнялся с прожиточным минимумом и стал составлять 11 163 рублей. На момент ратификации властями Российской Федерации Европейской социальной хартии размер минимального размера оплаты труда составлял 4 330 рублей <8>. По состоянию на 1 июня 2011 г. - 4 611 рублей, на 1 января 2013 г. - 5 205 рублей, на 1 января 2014 г. - 5 554 рублей, на 1 января 2015 г. - 5 965 рублей, на 1 января 2016 г. - 6 204 рублей, на 1 июля 2016 г. - 7 500 рублей, с 1 июля 2017 г. - 7 800 рублей <9>. Таким образом, трудным представляется суждение о реализации в российской правовой и экономической действительности положения об обеспечении работающего населения мерами государственного регулирующего воздействия условий для достойного существования. Вновь обращаясь к ст. 4 Европейской социальной хартии, нельзя обойти вниманием то, что международно-правовой акт предписывает национальному законодателю обеспечить такой размер вознаграждения за труд, который позволит обеспечить достойный уровень жизни не только работникам, но и их семьям, что говорит о недостаточности его соотнесения с величиной прожиточного минимума.

Нормативные акты