131-ФЗ о жилищных субсидиях

Подборка наиболее важных документов по запросу 131-ФЗ о жилищных субсидиях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 29.06.2022 по делу N 33-69/2022
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования наймодателя: О признании договора социального найма недействительным.
Обстоятельства: Истец указал, что решением исполнительного комитета ответчице предоставлено спорное жилое помещение, выдан ордер ответчице как нуждающейся в улучшении жилищных условий, выделена безвозмездная субсидия на приобретение жилья, которая была ею реализована на приобретение в собственность по договору купли-продажи квартиры. Обязанность передать занимаемое жилое помещение уполномоченному органу в связи с получением жилищной субсидии ответчица не исполнила, жилое помещение не освободила.
Решение: Удовлетворено.
Между тем, поскольку обязанность освободить ранее занимаемое жилое помещение в связи с получением жилищной субсидии, выданной в рамках исполнения Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ, возложена на граждан, в частности, К. и членов ее семьи в силу закона, при этом данные лица не отказались от участия в федеральной целевой программе ни при приобретении жилья в, ни при получении субсидии, ни при регистрации права собственности на приобретенное жилье, то само по себе несоблюдение установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка (процедуры) предоставления субсидии не освобождает ответчика от исполнения всех условий ее предоставления, установленных федеральным законодательством. Кроме того, в настоящее время в спорной квартире имеет регистрацию и проживает только ответчик, что свидетельствует об исполнении иными членами ее семьи (с учетом которых выплачивалась субсидия) принятых обязательств по освобождению в.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О правовой возможности повышения пенсионного возраста: анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации
(Черепанов В.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 5)
Суть данного дела заключалась в следующем. Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ были изменены основания возникновения права на получение жилищных субсидий у граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Прежние нормативные акты предоставляли право на получение субсидий лицам, проработавшим на данных территориях не менее 10 лет. Указанным Законом этот трудовой стаж был увеличен до 15 лет. В результате, как сказано в судебном решении, граждане, стаж работы которых в этих местностях составлял от 10 до 15 лет, утратили право на получение таких субсидий <5>.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)
Оспариваемый заявителем пункт 5 статьи 12 Жилищного кодекса РФ судами при рассмотрении конкретного дела с его участием не применялся. Сама по себе ссылка в судебном решении на положение части 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ не означает, что оно применялось судом в деле заявителя. Кроме того, указанные положения непосредственно не регулируют вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий муниципальным служащим, и, следовательно, прав заявителя не затрагивают.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П
"По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова"
Впервые инвалиды с детства были упомянуты как особая категория выезжающих граждан в статье 6 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в которой предусматривалось, что для них исчисление времени проживания в таких районах и местностях для определения размера предоставляемых им жилищных субсидий ведется со дня рождения. Тем самым предполагалось, что они, как и остальные граждане, указанные в статье 1 данного Федерального закона, для приобретения права на жилищную субсидию должны выполнить установленные законом условия.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2023 N 48-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина С.А. Борисова"
3. Положения, касающиеся реализации конституционного права на жилище, нашли отражение в установленных Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" правилах получения за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия. Данный Федеральный закон принят в 2002 году в порядке совершенствования правового регулирования, установленного одноименным Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и подзаконными нормативными актами. Предоставляя тем, кто не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий, право на получение безвозмездных жилищных субсидий с целью выезда из таких районов и местностей, государство, реализуя свои социальные функции, способствует удовлетворению потребности в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 561-О-О).