Интернет-интервью с Н.В. Третьяк,
статс-секретарем - заместителем Министра образования и науки РФ:
"Вступление в силу нового Закона "Об образовании": актуальные правовые вопросы"

29 апреля 2013 года состоялось интервью с Натальей Владимировной Третьяк, статс-секретарем - заместителем Министра образования и науки Российской Федерации. В ходе него Наталья Владимировна прокомментировала происходящие изменения в действующем законодательстве об образовании и рассказала о том влиянии, которое они окажут на всех участников образовательного процесса.

1КонсультантПлюс: С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Несомненно, это один из поворотных моментов в реформе системы отечественного образования. Наталья Владимировна, каковы, на Ваш взгляд, основные достоинства нового закона?

Наталья Владимировна Третьяк: Позволю себе сказать буквально пару слов о своем личном отношении к новому закону. Я начала работать в системе образования сразу после принятия закона об образовании 1992 года. 1 февраля 1993 года я поступила на должность юрисконсульта Комитета по образованию города Санкт-Петербурга. И, наверное, как никто другой, я понимаю, что возникла необходимость изменений. Хотя предыдущий закон об образовании был, на мой взгляд и по оценкам очень многих специалистов, одним из самых прогрессивных законов своего времени, за прошедшие 20 лет страна стала другой, мы стали другими. Старый закон перестал отвечать тем требованиям, которые появились на сегодняшний день. Более того, я сама была непосредственным инициатором внесения большого числа изменений, поскольку понимала, что в старой структуре работать уже невозможно.

Каковы же основные достоинства нового закона об образовании? Во-первых, закон очень детально прописывает механизм реализации конституционного права гражданина на получение бесплатного образования. Одной из основных проблем ныне действующего закона 1992 года была некая декларативность его норм, а также сложность правоприменительной практики. В новом законе очень подробно прописываются возможности получения гражданином бесплатного образования не только в системе государственных учреждений, но и в негосударственном секторе. При этом подробно говорится о различных формах получения образования и их сочетании, например о семейном образовании, об образовании с помощью дистанционных технологий, о получении образования через систему сетевого взаимодействия как образовательных учреждений между собой, так и иных учреждений - спорта, культуры, бизнеса. Таким образом, для граждан расширяется возможность и доступность образования.

Что особенно важно, в законе отдельно и подробно описываются механизмы реализации конституционного права для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае закон отдает приоритет инклюзивной форме образования, предполагающей обучение таких людей не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом сохраняется возможность получения образования и в специальных образовательных учреждениях. Закон акцентирует внимание и на детях с особыми образовательными потребностями - талантливых детях. Отдельно прописаны особенности получения образования в области культуры, искусства, музыки, спорта и т.д. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и позволяет подходить к образованию каждого ребенка индивидуально. На уровне закона зафиксировано право учащегося на индивидуальный учебный график, на выбор предметов по курсу, то есть на полное удовлетворение его образовательных потребностей.

Еще одно преимущество нового закона - отказ от излишнего администрирования образовательного процесса, в частности от деления учреждений на виды. С одной стороны, такое дробное деление создавало серьезные препятствия в вопросах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, накладывая достаточно большую нагрузку на его работников, а с другой стороны, такой подход ограничивал и возможности учреждений в удовлетворении образовательных потребностей населения. Что это значит? Предположим, если образовательное учреждение имело статус гимназии, это означало, что в нем не могут углубленно изучаться дисциплины естественно-математического цикла либо использоваться образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этого ему не позволял статус. Поэтому зачастую жители района, обслуживаемого данным образовательным учреждением, были вынуждены получать образование по программам, которые, возможно, по тем или иным причинам им не совсем подходили. Таким образом, отказ от деления на виды образовательных учреждений позволил, с одной стороны, снизить административные барьеры, а с другой - максимально полно удовлетворить потребности граждан в образовании, которое им необходимо. При этом новый закон сохранил возможность использования в наименовании учреждения и слова "гимназия", и слова "лицей".

Новый закон создаёт и финансовые гарантии обеспечения доступности бесплатного образования. Теперь нормативы финансирования учитывают множество аспектов. В расходах учитывается и тип образовательного учреждения, например интернат или учреждение для лиц со специальными образовательными потребностями, и углубленность, направленность, специфика образовательных программ. Это очень важно, поскольку  финансирование будет осуществляться не по статусу учреждения, а по тому набору услуг, которое оно оказывает населению.

Таким образом, по моему мнению, основное достоинство нового закона - это создание реальных механизмов обеспечения государственной гарантии бесплатного и качественного образования для всех граждан России независимо от места проживания, социального положения, состояния здоровья и прочих условий.

КонсультантПлюс: В новом законе предусмотрено принципиально новое деление уровней образовательного процесса. Что меняется в существовавшей ранее структуре?

Наталья Владимировна: Действительно, закон несколько меняет виды и уровни образования. С одной стороны, мы сохраняем фактически сложившиеся отношения, которые на сегодня существуют в нашей системе образования. С другой стороны, мы двигаемся по пути  синхронизации наших образовательных программ с международной практикой.

В частности, первым уровнем образования становится дошкольное образование. На этапе подготовки закона по этому поводу возникло много дискуссий. Например, означает ли это, что для дошкольников введут аттестацию? Нет. Аттестации не будет. Первого сентября 2013 года должен появиться федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Я вам напомню, что стандарт состоит из трех компонентов: требований к условиям реализации, требований к содержанию образовательной программы и требований к результатам образования. И именно третий компонент является наиболее важным. Потому что исходя из того, какие требования к результатам мы предъявляем, определяются и условия реализации, и содержание образовательной программы. Кроме того, требования к результатам обучения - это ориентир и для педагогов дошкольных учреждений - что они должны делать, и для родителей - что они должны получить. Таким образом, государство гарантирует гражданам определенный результат за уплаченные ими налоги. При этом  закон специально уточняет, что никаких аттестаций по результатам дошкольного образования ребенка проводиться не будет. Это обязательное требование для всех дошкольных образовательных учреждений.

Второе изменение, которое вводится в отношении уровней образования, - уровень начального профессионального образования интегрируется в программу среднего профессионального образования и становится одной из его ступеней. Это вовсе не означает, что у нас прекратится подготовка рабочих кадров. Организации,  работающие сейчас в статусе учреждений начального профессионального образования, сохранятся. Но они либо будут иметь вид учреждений среднего профессионального образования или центров профессиональной подготовки, либо смогут войти в структуру существующих учреждений. Все зависит от того, по какому пути решат пойти учредители. То есть в данном случае все будет определяться индивидуально, исходя из того, какая сложилась ситуация в отношении каждого конкретного учреждения, его образовательных программ, специалистов, потребностей региона и т.д. Безусловно, наше министерство готово проводить с регионами определенную работу в этом направлении, в том числе и в форме методических рекомендаций.

И, наконец, у нас появился третий уровень высшего образования - подготовка кадров в аспирантуре. В данном вопросе мы синхронизируемся с общепринятыми европейскими стандартами. Ранее, до принятия нового закона, аспирантура рассматривалась прежде всего как подготовка научных кадров. Вместе с тем это не только научные кадры, это и преподавательские кадры высшей категории. Поэтому аспирантура становится самостоятельным уровнем высшего образования, по завершении которого будет выдаваться соответствующий диплом, что не отменяет процедур, связанных с защитой научных диссертаций. Соответственно, будет разработан и отдельный федеральный государственный образовательный стандарт. Но это предмет регулирования уже другого закона - закона о науке и научной деятельности. 

2КонсультантПлюс: Как в новом законе прописаны права участников процесса образования? Есть ли какие-то принципиальные отличия от ранее действующего закона?

Наталья Владимировна: В новом законе уделено особое внимание этому вопросу. Прежде всего, очень детально прописаны права ученика в системе образования, и, что не менее важно, - его обязанности перед системой образования. Я напомню, что право на образование - это единственная конституционная гарантия, которая является еще и обязанностью. И это, с одной стороны, воспитывает чувство ответственности за себя и за свои действия, а с другой - позволяет снизить количество возможных конфликтов, которые могут возникать в образовательной среде. Закон предлагает и механизм регулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Например, создание на паритетных началах специальных комиссий, состоящих из учителей, учеников, родителей, представителей общественности, которые будут разрешать такие конфликты.

Достаточно подробно регламентированы и права родителей на участие в образовательном процессе - на знакомство с ходом и содержанием программ, методик, по которым занимается их ребенок, на участие в дисциплинарных расследованиях, в управлении образовательным процессом, в осуществлении контроля за использованием внебюджетных источников и т.д. 

И конечно, нельзя не сказать об учителе. Впервые на законодательном уровне государство вводит его особый правовой статус. Очень подробно регламентированы академические права и свободы педагогического работника. Впервые на уровне законодательного акта зафиксирован гарантированный уровень оплаты труда педагога. Он ориентирован на среднюю заработную плату в соответствующем регионе. Достаточно подробно прописывается и система мер социальной поддержки педагогических работников. Вместе с тем такие гарантии со стороны государства не могут не возлагать на учителей и определенную меру ответственности. Поэтому закон говорит о необходимости создания профессионального кодекса педагога.

Упомянутая мной система социальных гарантий прописана не только в отношении учителей, но, конечно, и  в отношении главного участника образовательного процесса - ученика. Хочу отметить, что закон достаточно четко устанавливает систему льготирования, связанную с поступлением в образовательное учреждение, то есть  меняется подход к поступлению в высшее учебное заведение на льготных условиях. Я напомню, что ранее у нас действовала система внеконкурсного отбора. Это приводило к тому, что ребята зачислялись в образовательные учреждения фактически вне конкурса, но по сути они не были готовы к освоению учебных программ. В результате большая часть таких ребят не заканчивала даже первый курс и отчислялась в связи с неуспеваемостью. Закон принципиально поменял данный подход. Для достаточно широкой категории льготников предусмотрена система бесплатных подготовительных отделений при вузах. И затем, по результатам ЕГЭ, они будут иметь возможность преимущественного зачисления при прочих равных условиях. Это, действительно, хороший подход, который реально обеспечивает доступность высшего профессионального образования для тех детей, которые по каким-то причинам не смогли получить необходимый уровень общего образования.

Меняется и система выплаты стипендий. Впервые на уровне закона вводится градация стипендий на социальные и академические. В отношении социальной стипендии все осталось по-прежнему. Закон гарантирует достаточно высокий уровень социальных стипендий, фактически позволяющий ребенку, который в силу разных причин оказался без материальной поддержки со стороны родителей, иметь возможность обучаться. А вот в отношении академической стипендии подход изменился. В данном вопросе акцент сделан на самостоятельности органов студенческого самоуправления, то есть размер стипендии определяет сам вуз. Закон лишь устанавливает, каким образом складывается стипендиальный фонд. Он формируется исходя из численности студентов и норматива стипендиального обеспечения, который будет определяться правительством. При этом мы не ограничиваем верхний предел стипендии. Он может определяться исходя из тех финансовых возможностей, которые есть у образовательного учреждения. Например, на стипендиальное обеспечение могут направляться не только средства бюджета, но и средства из внебюджетных источников и специальных стипендиальных программ. Вместе с тем минимальный размер стипендии четко установлен. Он не может быть меньше того норматива, который используется правительством для исчисления из стипендиального фонда.

КонсультантПлюс: С принятием нового закона об образовании вся существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база подвергнется серьезному пересмотру. Какие шаги министерство предпринимает в данном направлении?

Наталья Владимировна: Ни у кого не вызывает сомнения, что система образования интегрирована в общество. Как следствие это порождает возникновение огромного числа правоотношений в области и гражданского, и налогового, и бюджетного законодательства. И, конечно, принятие такого масштабного закона не могло не сопровождаться большой системной работой по внесению изменений в другие законодательные акты. Как вы знаете, в Государственную Думу одновременно было внесено два законопроекта: законопроект, который на сегодняшний день уже стал Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", и законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием нового закона об образовании. Работа над данным документом сейчас продолжается. Мы активно работаем с Государственной Думой. Формируется специальная рабочая группа. Законопроект претерпит существенные изменения в связи с тем, что была произведена существенная доработка основного закона. До 1 сентября будут рассмотрены вопросы о внесении порядка ста восьмидесяти поправок в федеральные законы. В основном, конечно, они будут носить технический характер, связанный в первую очередь с приведением терминологии в соответствие новому закону об образовании. Но часть изменений будет иметь и более серьезный характер, например, в связи с расширением возможностей получения образования в различных видах учреждений будет пересматриваться законодательство о некоммерческих организациях.

Принятие нового закона не может не сопровождаться разработкой серьезных подзаконных нормативных актов. Правительством Российской Федерации уже утвержден план грядущих изменений. Это более ста нормативных актов, которые должны быть приняты Министерством образования и другими ведомствами. На нашем сайте практически каждый день публикуются новые проекты для общественного обсуждения. Я всех призываю активно участвовать в этом процессе. Взгляд со стороны зачастую бывает более полезен, чем взгляд специалиста изнутри.

Мы проводим работу и по оказанию содействия субъектам Российской Федерации, так как их нормативная база также должна быть приведена в полное соответствие новому закону. С этой целью Министерством образования разработан модельный закон субъекта Российской Федерации об образовании. Мы исходили из того, что, с одной стороны, этот документ  не должен повторять нормы федерального закона, но должен учитывать ту специфику, которая присуща каждому региону.

3КонсультантПлюс: Не так давно на сайте ведомства публиковался проект первого профессионального стандарта педагога. Расскажите, пожалуйста, какие задачи призван решать данный стандарт и когда министерство планирует его утвердить.

Наталья Владимировна: Эта работа была начата нами еще в прошлом году. Понимая всю сложность поставленной задачи, при министерстве была создана рабочая группа, которую возглавил видный общественный деятель и известный педагог, член общественного совета Министерства образования и науки Евгений Александрович Ямбург. И мы очень признательны, что ему удалось сформировать вокруг себя сильную группу профессионалов. Главный вопрос, который стоял перед нами: каким должен быть этот стандарт? Это должен быть стандарт будущего или это стандарт, который фиксирует нынешнее положение дел? И тот, и другой вариант имели право на существование. Мы исходили из того, что все-таки стоит говорить о стандарте будущего, о том, каким в принципе должен быть педагог. Возможно, это несколько идеальное представление, но мы решили пойти по этому пути.

Прежде всего, стандарт будет основным ориентиром для определения содержания трудовой деятельности педагогического работника. Например, им можно будет руководствоваться при разработке должностной инструкции педагога, при приеме на работу, с целью определить, подходит ли кандидат  на педагогическую должность. Профессиональный стандарт должен быть использован для проведения процедуры аттестации педагогов как на предмет соответствия занимаемой должности, так и на предмет определения уровня его квалификации.

Какой предусмотрен регламент введения этого стандарта? Безусловно, сейчас этот документ должен пройти процедуру общественного обсуждения. Но мы планируем, что до первого сентября Министерство труда, а профессиональные стандарты утверждает именно это ведомство, утвердит окончательную редакцию профессионального стандарта педагога.

Я бы хотела особо подчеркнуть, что никто не будет требовать от учителей соответствовать тому, чему их не учили. Данный стандарт будет служить основой при разработке федерального государственного образовательного стандарта для подготовки педагогических кадров. Будут доработаны и существующие на сегодняшний день программы повышения квалификации. Я напомню, что новый закон об образовании устанавливает для педагогических работников гарантию повышения квалификации не менее чем один раз в три года. Исходя из этого было решено, что в течение трех лет с момента утверждения профессиональный стандарт педагога не будет вводиться в обязательном порядке. Он будет предложен лишь для тех образовательных учреждений, которые готовы на него перейти. То есть будет проходить некая апробация стандарта, которая, с одной стороны, позволит учреждениям к нему привыкнуть, изучить и подготовиться к внедрению, а с другой стороны, доработать стандарт, поскольку в будущем в него неизбежно будут вноситься изменения.

При этом я бы хотела отметить, что общественное обсуждение, которое проходит на нашем сайте, позволяет говорить, что стандарт достаточно позитивно воспринимается и со стороны педагогов, и со стороны родителей. И у меня есть полная уверенность в том, что мы эту работу успешно завершим и новый профессиональный стандарт будет востребован и позволит нам улучшить качество подготовки педагогических кадров.

КонсультантПлюс: Как сегодня обстоят дела с подготовкой примерных образовательных программ?

Наталья Владимировна: Действительно, новый закон об образовании устанавливает иной порядок разработки и принятия образовательных программ. По действующей норме их разработка была возложена на Министерство образования и науки. Теперь же закон предлагает несколько иной порядок. Он предлагает министерству формировать реестр примерных образовательных программ по результатам экспертизы. Этот реестр будет открыт и свободен для использования любыми учреждениями, и не только образовательными, поскольку новый закон позволяет получать образование не только в образовательных учреждениях. Именно на основе этого реестра каждое учреждение будет строить свою конкретную образовательную программу и свой учебный график. В министерстве эту работу возглавила член общественной палаты Любовь Николаевна Духанина. Ее рабочая группа разрабатывает требования, которым должна отвечать примерная программа, помимо прямо изложенных в законе. Я напомню, что закон подробно регламентирует, что такое примерная образовательная программа, каким образом должна проходить ее экспертиза, как эти программы будут включаться в реестр, и как ими можно воспользоваться. До первого сентября рабочая группа должна подготовить итоговый документ.

КонсультантПлюс:   В связи с глобальными изменениями, которые происходят в системе российского образования, какова судьба Единого государственного экзамена? Планируются ли какие-либо нововведения в процедуре его проведения?

Наталья Владимировна: Единый государственный экзамен был и остается основной формой, во-первых, итоговой аттестации ступени среднего образования и, во-вторых,  основной формой поступления в вузы. Сразу оговорюсь, что я была одним из участников процесса разработки и введения ЕГЭ в том варианте, в каком он существует на сегодняшний день. Я до сих пор считаю, что это одно из самых серьезных и важных нововведений в системе российского образования. И меня удивляет, почему оно было воспринято с таким опасением. Есть очевидные преимущества бытового плана. Во-первых, ребенок сдает экзамены один раз. Раньше он должен был сдать их и в школе, и при поступлении в вуз. При старой схеме ребенок мог выбрать только один вуз. Сейчас абитуриент может выбрать до пяти вузов, что позволяет ему более четко определиться со своими потребностями. С введением ЕГЭ численность ребят из регионов, обучающихся в престижных вузах, в том числе и в столичных, существенно увеличилась. Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение, им даже не надо выезжать за территорию своего населенного пункта. Ребенок может просто послать результаты экзаменов и поступить в вуз дистанционно. Ранее в силу разного социально-экономического положения многие семьи не имели такой возможности.

Еще один важный момент -  единство подходов к оценке знаний учащихся. Ранее мы не могли исключить субъективный фактор при оценке уровня знаний ребенка в школе и при поступлении в вуз, не могли обеспечить единообразия подходов и требований в различных высших учебных заведениях. Сейчас этот субъективный фактор ушел.

Безусловно, у ЕГЭ есть свои проблемы, над которыми мы работаем. Вы видите, как много сделано в отношении повышения прозрачности как  процедур сдачи экзамена, так и его результатов. Например, в Санкт-Петербурге была введена очень хорошая практика: все работы учеников сканируются и публикуются и каждый ученик может зайти и посмотреть свою работу, чтобы понять, действительно ли оценка, которую он получил, поставлена объективно или есть нарушения. Это в разы уменьшило количество обращений. Значительно увеличилось и количество удовлетворенных апелляций, поскольку жалобы стали реально объективными. Очень успешно, я считаю, работает институт общественных наблюдателей. Он также позволил снизить количество возможных нарушений. Ведь общественным наблюдателем, по сути, может стать любой желающий, который заявит о том, что он готов взять на себя эту обязанность.

Вместе с тем ЕГЭ остается не единственной формой оценки знаний при окончании образовательного учреждения и поступлении в вуз. Сохраняется система олимпиад, творческих конкурсов, вводится оценка внеучебных достижений. Таким образом, у нас созданы достаточно серьезные правовые механизмы для реализации независимой системы оценки знаний, которая также будет влиять на условия поступления абитуриентов в высшие учебные заведения.

Без сомнения, процедура сдачи ЕГЭ будет меняться. С 2022 года в обязательном порядке будет сдаваться ЕГЭ по иностранному языку. Сейчас идет эксперимент по проведению ЕГЭ в устной форме. Такой вариант может быть предусмотрен не только в отношении иностранных языков, но и других предметов тоже.

КонсультантПлюс: Планируется ли в ближайшее время сокращение числа бюджетных мест в высших учебных заведениях?

Наталья Владимировна: Новый закон фиксирует принцип определения минимального количества бюджетных мест для системы высшего профессионального образования. Он исходит из того, что количество контрольных цифр приема должно быть не ниже, чем 800 мест на 10000 молодого населения, в возрасте от 17 до 35 лет. Исходя из демографического состояния страны это порядка 80 процентов выпускников школ. Я считаю, что это более чем высокие цифры. В противном случае мы нарушим еще один конституционный принцип: высшее образование является не только бесплатным, но и получаемым на конкурсной основе. И увеличение этого показателя приведет к нарушению принципа конкурсности. Таким образом, государство гарантирует достаточно большое количество бюджетных мест. При этом важно, что закон позволяет устанавливать предел подготовки, ниже которого ребенок не должен обучаться в вузе, по крайней мере бесплатно. Мы же и раньше не принимали в вуз двоечников.

Еще один важный аспект: каким образом государство должно распределять финансирование между вузами?  Вы знаете, что распределение бюджетных средств осуществляется на конкурсной основе. Естественно, что высшие учебные заведения, которые являются неэффективными, у которых низкий уровень подготовки специалистов, не должны их получить. Вуз должен доказать, что он имеет право на бесплатные бюджетные места.

КонсультантПлюс:  Что касается эффективности высших учебных заведений. Много шуму наделали результаты прошедшего осенью мониторинга. Расскажите, для чего нужен такой инструмент оценки деятельности учебного заведения? И правда ли, что участие в мониторинге с этого года станет для вузов обязательным?

Наталья Владимировна: Да, в связи с принятием нового закона об образовании мониторинг станет обязательным для образовательных учреждений. Ввод такой системы контроля за качеством образования вызвал много споров. Фактически мониторинг проходил в несколько этапов. На первом этапе было выработано 50 критериев, по которым вузы самостоятельно предоставляли информацию. Для государственных учебных заведений это была обязательная процедура. Добровольно приняла участие в мониторинге незначительная часть негосударственных вузов, они оценивались по тем же критериям. При этом была использована не только информация, которую нам предоставили сами вузы, но и сведения, содержащиеся в открытых статистических базах данных.

На втором этапе было выбрано пять основных критериев, совокупность которых может свидетельствовать о качестве обучения. При этом я подчеркиваю, что оценивалась именно совокупность, а не каждый критерий в отдельности. В результате полученной информации был составлен рейтинг эффективности вузов.

На следующем этапе работа фактически проводилась с каждым образовательным учреждением в рамках большого количества рабочих групп, созданных с участием представителей регионов. Необходимо было понять, почему некоторые вузы имеют признаки неэффективности и чем это обусловлено. Может быть, спецификой контингента - вуз специализируется на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, или спецификой образовательных программ - вуз специализируется на программах творческой направленности. Или это обусловлено тем, что вуз находится в стадии реорганизации. Таким образом, был рассмотрен каждый конкретный случай.

В результате этой оценки по всей стране в список неэффективных вошло чуть меньше тридцати высших учебных заведений и порядка двухсот филиалов. Был сформирован отдельный список вузов, которым требуется поддержка. Ведь мониторинг проводится и для того, чтобы понять, какие проблемы есть в системе образования и какие меры должны быть приняты для их устранения.

Поскольку мониторинг будет проводиться нами и дальше, продолжится работа по уточнению его критериев. В частности, будет введен дополнительный критерий - оценка трудоустройства. Проблема в том, что это очень сложно измеримый показатель. Пока достаточно объективно мы можем оценить, сколько выпускников содержится на бирже занятости, то есть сколько выпускников не нашли работу. Но нам сложно оценить, сколько молодых людей нашли работу по специальности, какой у них уровень зарплаты. Это очень серьезные исследования. Нужно понять соизмеримость стоимости этих работ с теми результатами, которые мы планируем достичь.

4КонсультантПлюс: Один из важных вопросов - это предоставление платных услуг в образовательных учреждениях. Как учащиеся и их родители могут проконтролировать, какие из услуг профинансированы бюджетом, а значит, бесплатны, а за какие придется платить?

Наталья Владимировна: В этой части как раз особых новаций нет. Платные образовательные услуги предусматривались и действующим законом. При этом в новом законе сохраняется норма, что эти услуги не могут быть оказаны вместо тех услуг, которые финансируются из бюджета.

Что касается контроля. Большое достижение нового закона - это повышение информационной открытости образовательной среды для учеников, их родителей и педагогов. Прежде всего, введены нормы, устанавливающие единые подходы ко всем образовательным учреждениям независимо от вида, категории, формы собственности и ведомственной подчиненности, определено, какая информация в обязательном порядке должна быть размещена на сайте образовательного учреждения. Исходя из этой информации граждане могут сделать осознанный выбор в отношении образовательного учреждения и оценки качества его услуг. В том числе на сайте должен быть предоставлен полный набор тех образовательных программ и предметов, которые реализуются в данном учреждении за счет государства, и перечни услуг, которые образовательные учреждения готовы предоставить на платной основе.

Законом введена система независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений. Причем эта оценка может даваться и родительскими комитетами, общественными объединениями, профессиональными оценщиками, работодателями. Оценка будет производиться на основе информации, которая содержится на сайтах образовательных учреждений. Кроме того, результаты государственного мониторинга системы образования также будут открыты для населения.  Будут сформированы государственные информационные базы данных по различным аспектам образовательной деятельности в России: данные ЕГЭ, объемы финансирования, данные о повышении квалификации сотрудников, работающих в образовательных учреждениях и пр. Такая открытость, с одной стороны, позволит снизить объем отчетности для образовательных учреждений и бремя бумажной работы у учителей и администрации образовательных учреждений, а с другой стороны, повысит доступность и открытость всей системы для родителей и общественности в целом.

КонсультантПлюс: Будет ли реформа системы образования способствовать интеграции российских и зарубежных образовательных программ? Каковы планы министерства по развитию международного сотрудничества в сфере образования?

Наталья Владимировна: Как я уже говорила, изменение уровней образования было связано в том числе и с необходимостью синхронизации с существующей на сегодняшний день международной практикой. Заложенный в новом законе принцип получения образования путем сетевого взаимодействия также существенно расширяет возможности совместного обучения ребят не только в Российской Федерации, но и в образовательных учреждениях других стран. То есть отдельные модули образовательной программы ребенок может осваивать не в России, а за рубежом. Кроме того, высокая доля самостоятельности образовательных учреждений позволяет им готовить свои учебные программы не только на русском языке, но и на иностранном. Это создает условия для повышения интереса к российскому образованию для иностранных студентов. И поверьте мне, такой интерес есть.  Образование становится услугой, которую Россия готова экспортировать. Более того, у нас уже есть опыт создания сетевых университетов, которые реализуют такую программу. Например, это Университет Шанхайской организации сотрудничества, где в подготовке специалистов фактически участвуют шесть стран, в том числе и Россия. И я думаю, что эта тенденция будет продолжаться. У нас есть очень неплохие шансы стать крупным поставщиком образовательных услуг на мировой арене.

КонсультантПлюс: Наталья Владимировна, мы благодарим Вас за интересную беседу и подробные ответы.


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - Т. Тверецкий

Все интернет-интервью