Главная

Интернет-интервью с А.П. Тенишевым,
начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации:
"Картели: итоги работы ФАС России за 2017 год и планы на 2018 год"

В феврале 2018 года состоялось интервью с начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Андреем Петровичем Тенишевым, в ходе которого он рассказал о наиболее значимых делах о картелях 2017 года, накопленном практическом опыте, сотрудничестве с правоохранительными органами, в том числе международными, о важных законодательных инициативах, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов.

КонсультантПлюс: Андрей Петрович, по традиции в начале года мы с Вами встречаемся для того, чтобы обсудить правоприменительную практику ФАС России в сфере антикартельного законодательства. Давайте начнем наш разговор с подведения основных итогов 2017 года. Сохранилась ли тенденция роста числа дел о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции?

А.П. ТенишевТенишев Андрей Петрович: В последние три года у нас наметилась интересная тенденция в правоприменительной практике: мы стали существенно меньше возбуждать дел о злоупотреблении доминирующим положением и значительно больше дел о картелях и иных антиконкурентных соглашениях. Сумма штрафов за картели превысила сумму штрафов за злоупотребление доминирующим положением. Это вполне закономерно и соответствует общемировым правоприменительным трендам. Во всем мире главным объектом антимонопольного преследования являются картели. Существенный рост дел об антиконкурентных соглашениях произошел в 2016 году. В 2017 году рост числа дел был незначительным. Количество картелей увеличилось на 8%, сговоров на торгах - на 3%.

Антимонопольными органами страны в 2017 году было возбуждено более 400 дел о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции, из них около 85% - это картели. Выявлено более 300 сговоров на торгах. Поражают масштабы картельных соглашений: зачастую они охватывают территорию всей страны и поражают целые отрасли экономики. Если говорить о сговорах на торгах, то в одном деле, как правило, сотни и даже тысячи аукционов и десятки компаний-картелистов.

Между тем значительно снизилось количество дел о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции - об антиконкурентных соглашениях с участием органов власти. Если в 2016 году их количество составляло более 260 дел, то в 2017 году оно уменьшилось более чем на 20% и составило чуть более 200 соглашений. Это, несомненно, хорошо. Причина, на мой взгляд, в том, что во взаимодействии с правоохранительными органами нам удалось добиться привлечения к уголовной ответственности чиновников за сговоры на торгах. Далее я расскажу об этом более подробно.

Еще один показатель - качество "картельных" дел. Объективный критерий один: какое количество вынесенных решений по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях отменено судом. В 2012 году судами была отменена почти четверть наших решений по делам этой категории. В 2016 и 2017 году - немногим более 5%. Прогресс очевиден. Я не думаю, что мы достигнем 100% стабильности наших решений: не ошибается тот, кто не работает.

КонсультантПлюс: Вот уже несколько лет одними из самых проблемных сфер с точки зрения нарушений антикартельного законодательства остаются строительство и медицина. Давайте подробно остановимся на каждой из них. Каковы результаты этой работы на сегодняшний день?

Андрей Петрович: Мы завершили судебную защиту нашего дела по строительным нормативам. Совместно со Счетной палатой России и Следственным комитетом РФ была проделана огромная работа по наведению порядка в сфере ценообразования в строительстве. В результате сговора на государственные строительные нормативы были выданы патенты и по сути они стали частными. Ценообразование в строительной отрасли было произвольным и коррупционным. Пример тому - наши антимонопольные дела и масса уголовных дел по строительству космодрома "Восточный".

По результатам рассмотрения этого дела мы выдали предписание Минстрою. Началась кардинальная реформа ценообразования в стройке, и государство вернуло утраченные позиции. СКР завершил расследование уголовного дела о злоупотреблениях бывшего начальника Федерального центра ценообразования в строительстве Ермолаева и его соучастников и направил его в суд.

Огромное количество антиконкурентных соглашений выявляется в сфере осуществления ремонтно-строительных работ, в том числе ремонта и строительства автомобильных дорог. Это примерно треть всех выявленных картелей за 2017 год. Всего за 2016 - 2017 гг. антиконкурентные соглашения в сфере строительства были выявлены на территории 54 регионов. Признаки сговоров на торгах выявлены при проведении более 400 открытых аукционов в электронной форме. Сумма общих начальных (максимальных) цен контрактов - более  60 млрд рублей.

Учитывая значительный рост числа картелей в данной отрасли, в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", предусмотрены мероприятия, направленные на декартелизацию сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

Например, в 2017 ФАС России рассмотрела крупнейшее дело о картеле в сфере дорожного строительства в отношении ООО "Технострой", ООО "СУ N 908" и ООО ДК "Автодор".

Картель действовал на протяжении более трех лет. Компании договаривались о поддержании цен на торгах по реконструкции, строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения, проводимых ФКУ Упрдор "Россия", ФКУ Упрдор "Кола", ФКУ Упрдор "Москва - Бобруйск". По нашим данным, доходы картеля превысили 34 млрд рублей.

Более 500 миллионов рублей заработал картель в составе ООО "Партнерство", ООО "Правда", ООО "ДорРем", выявленный Московским УФАС. Компании проводили ремонтно-строительные работы железнодорожных путей для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Крупные дорожные картели были выявлены в Пензенской, Ивановской областях, в Пермском крае и Республике Тыва.

Крупнейшее дело о картеле, занимавшемся строительством взлетно-посадочных полос и реконструкцией аэропортов, возбудила ФАС России в отношении компаний "Трансстроймеханизация" и "Камдорстрой". По нашим оценкам, его доходы превысили 25 миллиардов рублей.

И у нас есть еще целый ряд наработок в отношении крупных дорожно-строительных картелей, которые мы обязательно реализуем в 2018 году.

Одной из самых пораженных картелями сфер по-прежнему остаются закупки медикаментов и медицинских изделий. В 2017 году это около 18% от общего числа выявленных картелей.

Статистика по делам об антиконкурентных соглашениях в этой сфере за 2016 - 2017 гг. выглядит следующим образом: картели действуют на территории 82 регионов. Мы возбудили более сотни антимонопольных дел, признаки картелей выявлены при проведении более 6,5 тысяч  открытых аукционов в электронной форме, доходы их превысили 25 млрд рублей. И это только то, что нам удалось доказать. В целом же мы наблюдаем следующую тенденцию: государство начиная с 2015 года все больше выделяет бюджетных средств на здравоохранение, в это же время, по оценкам общественных организаций, снижается уровень лекарственного обеспечения больных, а мы фиксируем взрывной рост картелей в этой сфере. По моему мнению, картели просто "сжирают" те средства, которые государство выделяет на здравоохранение.

Антиконкурентные соглашения распространяются практически на все фармацевтические группы лекарственных препаратов, а также практически на все виды изделий медицинского назначения. Это препараты для лечения ВИЧ, онкологии, гепатита, кардиостимуляторы и пр.

Участниками антиконкурентных соглашений являются десятки компаний-производителей, официальные дистрибьюторы и заказчики.

КонсультантПлюс: В последнее время антимонопольная служба также активно занимается сговорами в сфере поставок продуктов питания. Каковы на сегодняшний день масштабы нарушений в этой сфере?

Андрей Петрович: Здесь мы активно работаем с Общероссийским народным фронтом, который целенаправленно и системно занимается решением проблем с детским питанием. Антимонопольными органами было возбуждено 39 дел о картелях по поставке продуктов питания в детские учреждения.

КонсультантПлюс: В 2015 году ФАС России совместно с зарубежными коллегами закончила крупное расследование в отношении целого ряда океанских контейнерных перевозчиков. Чем закончилось это резонансное дело о ценовом сговоре?

Андрей Петрович: В суде мы пришли к мировому соглашению, по условиям которого перевозчики выплатили административные штрафы и взяли на себя обязательства по восстановлению конкуренции на товарном рынке, в том числе и прекратить публичные объявления надбавок для грузов, следующих в направлении российских портов, организовать доступ по запросу ФАС России на сайты каждого из перевозчиков для осуществления контроля за соблюдением обязательств.

Картели в этой сфере практически легально существовали с 1875 года, и Российская Федерация - первая в мире страна, которая наказала океанских линейных перевозчиков за такие антиконкурентные практики и потребовала их прекращения.

Сейчас антимонопольные дела о таких картелях возбуждены, например, антимонопольными органами ЮАР и Мексики.

Нам осталось сделать еще один шаг для восстановления конкуренции на этом глобальном трансграничном рынке - инициировать выход Российской Федерации из международной конвенции "О Кодексе поведения линейных конференций", которая фактически разрешает деятельность международных картелей в сфере океанских контейнерных перевозок.

КонсультантПлюс: Каких еще успехов удалось достичь ФАС России благодаря международному сотрудничеству с антимонопольными службами других стран?

А.П. ТенишевАндрей Петрович: ФАС России с участием МИД России, Минюста России, Минэкономразвития, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Института государства и права РАН, Института права и развития ВШЭ-Сколково, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации был разработан проект конвенции "О борьбе с картелями".

Конвенция в качестве международно-правового акта призвана определить принципы и основы взаимодействия государств-участников в борьбе с картелями на международном уровне.

На сегодняшний день проект конвенции концептуально одобрен представителями государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ведется работа по дальнейшему продвижению проекта конвенции в рамках БРИКС и СНГ.

Проект конвенции по борьбе с картелями был одобрен на 46-м заседании Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП).

3 ноября 2017 года в Ташкенте главы правительств государств - участников Содружества Независимых Государств сделали совместное заявление о консолидации усилий мирового сообщества для эффективного противодействия международным картелям. Сейчас это заявление распространено в качестве официального документа 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН по пункту 17(а) повестки дня "Вопросы макроэкономической политики: международная торговля и развитие". Впервые в истории Генеральная ассамблея ООН по инициативе нашей страны будет рассматривать вопрос об объединении усилий всех стран в противодействии транснациональным и трансграничным картелям.

В 2017 году мы впервые организовали и провели большой Евразийский форум по картелям и надеемся, что он станет традиционной площадкой по обмену опытом и сотрудничеству на евразийском пространстве.

КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. "31 декабря был подписан очередной закон о внесении изменений в 44-ФЗ аж на 200 страниц. И при этом у нас постоянно говорят о картелизации экономики. Почему, несмотря на все законы, количество нарушений на торгах не снижается? - Надежда (Россия)"

Андрей Петрович: Объем государственных закупок в прошлом году превысил 7 трлн рублей, объем закупок компаний с государственным участием - более 16 трлн рублей. Это лакомый кусок для всех желающих наживы. Принятые поправки в законодательство о государственных закупках переведут значительный массив торгов в электронную форму, что существенно снизит уровень картелизации госзакупок. Когда торги проходят в кабинетах чиновников и заявки подаются на бумаге, это создает все предпосылки для злоупотреблений и сговоров. Выявлять такие соглашения крайне сложно. На электронных же торговых площадках все видно как на ладони.  Машины записывают и хранят в памяти каждый шаг государственного заказчика и участников торгов. Мы создали специальную систему, которая по множеству параметров может идентифицировать практически любой картель на электронных торгах. Если говорить просто, то, не выходя из своего кабинета, я могу посмотреть, как проходят торги от Сахалина до Калининграда и в каких аукционах есть признаки картельных соглашений.

Сам процесс создания и совершенствования эффективной системы противодействия картелям достаточно длительный. Западные страны этот путь проходили десятки и сотни лет, мы прошли его менее чем за десять лет и вышли на достойный мировой уровень. Уже не мы едем учиться у наших зарубежных коллег, а все чаще учиться и перенимать опыт едут к нам.

Конечно, нам ещё предстоит большая работа по совершенствованию антимонопольного и смежного законодательства, чтобы максимально очистить экономику от картелей.

Но есть нечто более важное, чем изменение законодательства. Необходимо поменять отношение людей и компаний к картелям. Отрицание картелей должно стать обязательным элементом корпоративной культуры. Картели должны осуждаться в обществе. В общественном сознании картели должны стоять в одном ряду с коррупцией или торговлей наркотиками. Конечно, тут одних усилий антимонопольной службы недостаточно. 

КонсультантПлюс: Юрий из Москвы спрашивает: "Почему никого не сажают за картели и сговоры на торгах?"

Андрей Петрович: Сажают. По сговорам на торгах приговоры есть. Так, например, только в последнее время на 9 лет лишения свободы был осужден бывший руководитель Росграницы, на 8 лет лишения свободы - бывший главный врач Хакасской республиканской больницы, на 1 год и 4 месяца лишения свободы - глава Каменского района Ростовской области, на 2 года и 6 месяцев лишения свободы - руководитель Управления Росаккредитации по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам, на 9 лет лишения свободы - экс-глава администрации главы Хакасии. Во всех этих случаях антимонопольные органы рассмотрели дела о сговорах на торгах, оштрафовали компании. Должностные лица понесли уголовную ответственность. Суть нарушений проста: чиновники вступили в сговор с коммерсантами с целью ограничения конкуренции и обеспечения победы на торгах определенных компаний. Целый ряд уголовных дел о сговорах с заказчиками, картелях на торгах и товарных рынках сейчас находится в производстве следователей или рассматривается судами. Под стражей более десятка обвиняемых - коммерсантов и высокопоставленных чиновников. Названия компаний и фамилии пока говорить не буду. Но некоторые из них что называется "на слуху", о них много пишут СМИ. Например, суд уже начал рассмотрение уголовного дела по обвинению бывшего мэра Владивостока и его соучастников.

2017 год в этом смысле стал переломным и в отношении государства к картелям, и в правоприменении. Картели как одна из угроз экономической безопасности страны появились в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года. Президент Российской Федерации поручил ужесточить ответственность за картели и организовать взаимодействие ФАС и правоохранительных органов. Количество уголовных дел о картелях и сговорах на торгах возросло кратно. Я думаю, что такая тенденция продолжится в 2018 году, и это должно стать отрезвляющим фактором для любителей договариваться об ограничении конкуренции и повышении цен.

У нас нет цели пересажать всех. Уголовная ответственность за картели должна стать сдерживающим фактором картелизации экономики и предотвратить самодетерминацию картелей.

КонсультантПлюс: Еще один вопрос от Юрия из Москвы: "Что такое "цифровые" картели? Можете привести конкретные примеры?"

Андрей Петрович: Цифровые технологии порождают для хозяйствующих субъектов новые возможности реализации антиконкурентных соглашений. Последние расследования и дела ФАС России свидетельствуют об этом.

Мы установили, что некоторые хозяйствующие субъекты используют ценовые алгоритмы с целью установления розничных цен на реализуемую ими продукцию или для контроля розничных цен на определенную продукцию.

Использование таких алгоритмов само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства. Однако, если они используются, например, с целью поддержания конкурентами цен и приведения их к единому уровню или с целью незаконной координации экономической деятельности других лиц, безусловно, это будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

26 февраля 2018 года ФАС России принято решение по делу о нарушении ООО "ЛГ Электроникс РУС" - уполномоченным импортером продукции LG на территории Российской Федерации - части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Решением комиссии установлено, что действия компании привели к установлению и поддержанию цен на смартфоны LG.

Незаконная координация экономической деятельности ресейлеров смартфонов LG включала установление рекомендованных розничных цен на устройства, контроль за ценами с использованием ценового алгоритма и склонение ресейлеров к их соблюдению.

Полученные при помощи специальной программы данные использовались в дальнейшем работниками компании для "выравнивания" цен на рынке. 

Существует также проблема, связанная с использованием аукционных роботов с целью реализации сговоров на торгах.

Аукционные роботы являются специальными программными средствами, функционал которых позволяет их запрограммировать на автоматическую подачу ценовых предложений на конкретном электронном аукционе от имени участника аукциона до заданного таким участником предела ценового предложения. Их стали использовать компании-конкуренты, настраивая на поддержание определенной цены на торгах.

Эти роботы, используемые после достижения хозяйствующими субъектами договоренности о пределе снижения начальной (максимальной) цены контракта и победителе торгов, являются, к сожалению, эффективным инструментом реализации антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цены на торгах.

Кроме того, мы также находим программы, которые с самого начала "заточены" под нарушения. Так, одна из  компаний разработала аукционный  робот только для реализации схемы "таран". А схема "таран" - это картельная схема сговора на торгах. Одна из функций этого робота - заметать  за собой следы, оставляемые им на электронных торговых площадках.

Так, в настоящее время в ФАС России рассматривается дело о картеле участников закупок на поставку расходных материалов для проведения операций коронарографии и стентирования, которые использовали аукционные роботы, настроенные на автоматическое поддержание максимальной цены при участии в аукционах, общая сумма начальных цен которых составила около 200 млн рублей.

Ранее в Мурманском УФАС России также было принято решение о нарушении ст. 11 Закона о защите конкуренции при проведении аукционов на право вывоза твердых бытовых отходов, участники которых также использовали аукционные роботы.

В территориальных органах сейчас также проводится ряд расследований о поддержании цен на торгах при использовании аукционных роботов. Мы разрабатываем методику по выявлению и доказыванию таких соглашений, и наши первые выводы неутешительны для участников "электронных" картелей. Оказывается, что аукционные роботы оставляют очень много следов в электронном пространстве, и мы научились эти следы находить и фиксировать.

КонсультантПлюс: У нас в регионе есть вполне себе легальные фирмы, которые "участвуют" в торгах за вознаграждение, вступая в сговор с другими участниками, чтобы не сбивать цену контракта. И очень неплохо зарабатывают на этом. Можно ли как-то бороться с этой мафией? - Николай Васильевич (Пермь)

Андрей Петрович: В настоящее время ФАС России активно следит за ситуацией, связанной с предоставлением различного рода услуг по оказанию такой "помощи" при участии в торгах. Это фирмы, которые продают готовые компании для участия в торгах с целью имитации конкуренции, также есть конторы, предоставляющие юридические лица либо компьютерные программы для реализации картельных практик на торгах. Это препятствует доступу добросовестного бизнеса к государственным закупкам. Мы возбуждаем антимонопольные дела и активно сотрудничаем с правоохранительными органами для пресечения этого беззакония. Во многих случаях для виновных это заканчивается уголовными делами, в Самарской области например. Мы будем рады, если добросовестный бизнес в случае выявления таких фирм будет сообщать об этом нам и в правоохранительные органы.

КонсультантПлюс: Как можно достоверно проверить, были ли ранее компания или конкретное должностное лицо замешаны в мошенничестве на торгах? - Ирина (Санкт-Петербург)

Андрей Петрович: Вы можете посмотреть базу решений ФАС России. Мы публикуем  все решения об антиконкурентных соглашениях на своем сайте.

Также мы вышли с законодательной инициативой  создать  единый реестр участников картелей. Он позволит контрагентам в полной мере оценить риски работы с компаниями, попавшими в реестр, а также позволит заказчикам оценить добросовестность потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг.

КонсультантПлюс: Будет ли малый бизнес полностью освобожден от проверок ФАС в этом году? Информация пока противоречивая… − Карим Гасанов (Московская область)

Андрей Петрович: В законодательстве для картелей, в отличие от иных антиконкурентных соглашений, нет иммунитетов от антимонопольного преследования. И мы не планируем давать участникам картелей никакие иммунитеты. Мы не преследуем добросовестный малый бизнес. Как правило, компании, формально отвечающие критериям малого или среднего бизнеса, выступают в картелях прикрытием для крупных и реальных участников картелей. Наиболее явно это видно в случаях сговоров на торгах. Такие компании можно и нужно преследовать хотя бы для того, чтобы наказать тех, кто стоит за ними. И мы стараемся это делать. И то, что мы очищаем торги от картелей, несомненно, полезно добросовестному бизнесу малому и среднему.

Другой вопрос возникает о критериях отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства. Сейчас установлены пороги выручки хозяйствующих субъектов в 800 млн рублей и 2 млрд рублей в год для малого и среднего бизнеса соответственно. Видится, что это далеко не совсем отвечает реалиям отечественной экономики. Ведь если взять для примера бюджеты региональных городов, то они будут сопоставимы с выручкой некоторых наших "малых" и "средних" предприятий. Так, например, бюджет города Александрова Владимирской области составляет чуть более 220 млн рублей при населении в 59 тыс. человек, а бюджет города Кстова Нижегородской области - 467 млн рублей при населении в 67 тыс. человек.

КонсультантПлюс: Если говорить о планах на 2018 год, какие законопроекты в сфере антикартельного законодательства планируются к разработке ФАС России в связи с последними поручениями Президента России?

А.П. ТенишевАндрей Петрович: Мы подготовили и внесли в Правительство России законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Он предусматривает  ужесточение уголовной ответственности за крупные картели и сговоры на торгах, введение квалифицированных составов преступлений для лиц, выполняющих управленческие функции в организациях, а также для картелей, совершенных организованными группами и с причинением особо крупного ущерба. Законопроект предусматривает кратное увеличение пороговых значений размеров дохода и ущерба, необходимых  для наступления уголовной ответственности, что выведет из сферы действия уголовного закона мелкие картели. Будут упрощены условия освобождения от уголовной ответственности первого признавшегося в картеле.

Планируется установить  альтернативную подследственность для уголовных дел по статье 178 УК РФ - право возбуждать уголовные дела о картелях получат все следователи.

Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается  расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы при расследовании картелей. Мы планируем увеличить сроки давности по антимонопольным делам об уголовно наказуемых картелях, синхронизировав их со сроками давности, предусмотренными Уголовным кодексом РФ. Нам необходимо право выемки документов, конечно в строго ограниченных законом случаях и с соблюдением всех необходимых гарантий проверяемых лиц. Я надеюсь, что мы получим право на получение результатов ОРМ от правоохранительных органов. Картели - соглашения тайные, и никто в мире не придумал лучшего способа выявлять такие сговоры как путем проведения оперативно-разыскных мероприятий.

КонсультантПлюс: Вы получите право проводить оперативно-разыскные мероприятия?

Андрей Петрович: Нет, мы на это не претендуем. Правоохранительные органы получат право (не обязанность) передать нам материалы ОРМ после их рассекречивания. Мы получим право получать эти материалы и использовать их в антимонопольных делах о картелях.

КонсультантПлюс: Какие еще законопроекты планируются?

Андрей Петрович: Мы планируем внести дополнения в  Федеральный закон "О защите конкуренции", в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которыми ввести реестр участников антиконкурентных соглашений, а также предусмотреть необходимость заявления каждого участника торгов о предупреждении об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Это, на мой взгляд, будет хорошей мерой по профилактике картельных нарушений.

Что нам еще потребуется в перспективе? Это законодательные запреты на антиконкурентные действия и злоупотребления подконтрольной группы лиц на торгах. Целый блок законодательных новелл, касающихся "цифровых" картелей и полномочий службы по расследованию таких соглашений. В частности, цифровизация экономики и переход картелей в "цифру" просто диктует необходимость расширения прав антимонопольных органов на доступ к сведениям, доступ к которым законодательно ограничен, а также создание системы электронного взаимодействия антимонопольных органов с правоохранительными, контрольными органами, электронными торговыми площадками, различными информационными ресурсами с целью противодействия картелям.

Нам надо расширять права и возможности службы по экспертному и экспертно-криминалистическому обеспечению, в том числе и в сфере цифровой криминалистики, антикартельных расследований, и для этого тоже нужна нормативно-правовая база.

Нам надо принять законы против картельного рецидива: двукратные "оборотные" штрафы для повторных нарушений и запрет на освобождение от ответственности для тех, кто ранее привлекался к ответственности за участие в картелях. Необходима отмена иммунитетов для участников картелей, заключенных в отношении объектов интеллектуальной собственности.

Необходимы разработка и законодательное закрепление института соучастия в картеле. Крайне необходимо создание полноценного института антимонопольного процесса и в нем раздела о расследовании антиконкурентных соглашений, права и обязанности антимонопольного органа были бы закреплены исходя из функции преследования участников картелей от имени государства.

Нами разработан и, надеюсь, в ближайшее время будет принят законопроект о введении системы "маркеров" для тех, кто решил признаться об участии в картельном сговоре. Это позволит упорядочить данную процедуру, а главное, будут предусмотрены взаимные обязанности регулятора и хозяйствующих субъектов, которые будут закреплены в соответствующем соглашении.

Также нами разработан законопроект "имени Lenovo", предполагающий введение "оборотных" штрафов за воспрепятствование проверкам антимонопольных органов. Практика применения таких штрафов имеется в ряде ведущих конкурентных ведомств мира. ФАС России также видит необходимость ужесточения административной ответственности ввиду участившихся случаев воспрепятствования проверкам и несоизмеримости действующей санкции по отношению к тяжести правонарушения.

В планах на будущее провести мониторинг действующего законодательства с целью выявления норм, способствующих картелизации экономики, и их отмены.

Так, например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате выводят отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, из-под регулирования антимонопольного законодательства и фактически разрешают нашим нотариусам создавать картели. И это, к сожалению, не единственный пример. У нас есть и профессиональные, и бизнес-сообщества, которые всячески стараются пролоббировать для себя изъятия из антимонопольного регулирования.

Кстати, пользуясь случаем, могу предложить сотрудничество компании "КонсультантПлюс" и пользователям справочной правовой системы КонсультантПлюс в выявлении таких положений законов и нормативных правовых актов. Это послужило бы и развитию конкуренции в стране и способствовало бы оздоровлению экономики.

КонсультантПлюс: Андрей Петрович, мы благодарим Вас за подробные ответы и участие в нашем интернет-интервью.


Материал предоставлен Управлением по борьбе с картелями ФАС России
Фото - Т. Тверецкий

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: