Интернет-интервью с В.П. Рощупкиным,
руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ:
"Изменение в лесном законодательстве РФ, структурное преобразование в системе Лесного комплекса, проект нового Лесного кодекса"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ Валерием Павловичем Рощупкиным. Тема интервью: "Изменение в лесном законодательстве РФ, структурное преобразование в системе Лесного комплекса, проект нового Лесного кодекса". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.

Корреспондент: вопросы Агафоновой Галины (Екатеринбург). Сколько работников ФАЛХ имеют специальное образование?

Рощупкин В.П.Валерий Павлович: Специальное образование имеют 96% работников Рослесхоза.

Почему Проект нового Лесного кодекса разрабатывает Министерство экономики?

Минэкономразвития России разрабатывает новый проект Лесного кодекса в соответствии с поручением Правительства РФ.

Есть ли у Вас специальное (лесное) образование?

Я окончил Московский энергетический институт, являюсь кандидатом экономических наук, получил степень доктора бизнес-администрирования в Европейской академии информатизации (г. Брюссель). Не менее важным, чем образование, я считаю свой практический опыт антикризисного руководства государственными структурами, в том числе и федерального масштаба. Я работал заместителем главы администрации Омской области, главой города Омска, заместителем председателя Госстроя, первым заместителем Министра природных ресурсов РФ, возглавлял Союз российских городов. Поэтому, если я сегодня востребован государством, то стараюсь отдать ему все свои навыки и знания.

Лесной объезд - та территория лесного фонда, которую объездчик (современный  помощник лесничего) может объехать за рабочий день; лесной обход - та территория, которую обходчик (современный лесник) может обойти за рабочий день. С учетом повального сокращения лесников, отсутствия служебного транспорта, горючего и т.д. (из-за отказа в бюджетном финансировании лесхозов на основании измененной с 01.01.2005 ст. 108 ЛК) каким образом в настоящее время проводится контроль и охрана участков ЛФ?

В соответствии с действующим законодательством охрана участков лесного фонда находится в компетенции Рослесхоза. Функции по тушению лесных пожаров переданы субъектам Российской Федерации. Рослесхозом сделан приоритет на проведение профилактических мероприятий по тушению лесных пожаров. Увеличено финансирование за счет средств федерального бюджета в 2 раза по сравнению с 2004 годом, что составляет 791 млн. рублей. Увеличено авиапатрулирование территории лесного фонда в 3 раза, что в свою очередь позволяет своевременно и оперативно обеспечить предотвращение пожаров. В настоящее время наземными лесопожарными подразделениями Рослесхоза утверждено 18,2 тыс. маршрутных патрулирований общей протяженностью 404,9 тыс. км. Организовано около 10 тыс. мобильных групп пожаротушения и добровольные пожарные дружины. Оборудовано 1,2 тыс. наблюдательных пунктов. Это позволило сократить количество пожаров по сравнению с 2004 годом почти в 3,3 раза, а оперативность тушения пожаров позволила снизить площадь, пройденную огнем, в 4 раза.

Функции же контроля переданы Росприроднадзору.

Когда государство начнет проводить политику защиты и умножения лесных богатств, а не постоянного и систематического уничтожения леса?

Достаточно сказать, что лесные богатства России вовсе не уничтожаются, а даже прирастают ежегодно на 4%. Так что неистощительный принцип выдерживается жестко. Другое дело, что лесопромышленный комплекс в России сегодня не является сверхцивилизованным, что, безусловно, оказывает негативное воздействие на уровень лесопользования. Однако проект нового Лесного кодекса призван изменить сложившуюся систему. Он ориентирован, прежде всего, на стабильного и ответственного лесопользователя. На реального хозяина, обладающего надлежащим технологическим и инвестиционным потенциалом.

Сегодня в России 63% арендаторов взяли лес на срок от одного до трех лет: пришли - срубили - ушли. Производителей, обладающих возможностями для переработки, среди арендаторов - 3% (правда, на их долю приходится 25% арендованного ресурса). В новом Лесном кодексе приоритет отдается долгосрочной аренде на 49-99 лет. Поэтому в лес должен прийти не заготовитель-временщик, а прогрессивный и ответственный пользователь с далеко идущими планами развития своего бизнеса.

Новая редакция Лесного кодекса возложит на арендатора обязанности по восстановлению, защите и охране лесов от пожаров и вредителей. Во всем мире действует правило "срубил - посади": если я занимаюсь вырубкой, то и воспроизводство леса - тоже моя обязанность. Сегодня лесопользователь занимается заготовкой ресурса и только. Все остальные работы в лесу выполняются за счет государства, причем суммарные затраты на лесное хозяйство приближаются к 1 млрд. долларов в год.

В целом новый Лесной кодекс создаст предпосылки к приведению норм национального законодательства - лесного, бюджетного, административного, уголовного - в соответствие с наиболее продвинутыми нормами, принятыми в лесных странах.

Корр.: Куда направлять запрос для точного установления принадлежности земли, если например отдельный участок был переведен в статус "земли промышленности и производства т.д.", Постановлением Правительства СССР? В данный момент этого документа никто найти не может. - Александр (Москва)

В.П.:  Для установления категории земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок, необходимо обратиться с запросом в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Корр.: Какая будет форма собственности на лесной фонд по новому кодексу? - Беркутов Ильнур (Екатеринбург)

В.П.: Статьей 6 проекта Лесного кодекса РФ (новая редакция) установлено, что все леса, расположенные на землях лесного фонда, образуют лесной фонд.

Законопроектом не установлена форма собственности на лесной фонд. Согласно пункту 1 статьи 42 законопроекта земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесные участки (то есть земельные участки земель лесного фонда, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке) могут находиться в государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов РФ), собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц (пункт 2 статьи 42 и статья 7 проекта Лесного кодекса РФ).

Предусмотрено, что передача в собственность  субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц лесных участков из состава земель лесного фонда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. При этом в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц не могут находиться лесные участки, предусмотренные перечнем, утвержденным указом Президента РФ

Корр.: Кто имел право распоряжаться городскими лесами с 1997 по 2005 гг., если они не являлись федеральной собственностью, а передача их в муниципальную собственностью не производилась ввиду отсутствия утвержденного порядка передачи?

Возможно ли осуществление индивидуальной жилой застройки на территории городских лесов, если предполагаемый к застройке участок земли относится к нелесным площадям, к категории "усадьба" и с 1994 г. занесен на схему регенерации малоэтажной застройки округа, утвержденной постановлением администрации города? - Ходова Л.Б. (Омск)

В.П.: В соответствии со статьями 7, 10 Лесного кодекса РФ все леса, находящиеся внутри городской черты, установленной до вступления в действие Лесного кодекса РФ (до 4 февраля 1997 г.), со дня введения  его в действие являются городскими лесами, т.е. лесами, не входящими в лесной фонд РФ (далее - лесной фонд). При этом, как и весь лесной фонд, эти участки находились в государственной собственности.

Частью 3 статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что форма собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливается федеральным законом. Поэтому нельзя сказать, что отсутствует порядок передачи городских лесов в муниципальную собственность. Муниципальная форма собственности на городские леса может быть установлена федеральным законом.

Леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов.

Согласно статье 133 Лесного кодекса РФ порядок ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Лесным кодексом РФ.

С 1 января 2005 г. статьей 49 Лесного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Использование, охрана и воспроизводство лесов, расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются с учетом особенностей организации местного самоуправления, установленных федеральным законом.

В случае отсутствия акта приема-передачи городских лесов, органы местного самоуправления не имеют права распоряжаться соответствующими лесами.

Индивидуальное жилищное строительство возможно осуществлять на участке городских лесов, расположенных на землях поселений. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных единиц делится на территориальные зоны (жилые, общественно-деловые, производственные, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и другие). Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

Корр.: Недалеко от садового товарищества есть лесок. Недолго ему осталось. Может ли товарищество или отдельные его участники взять лес в аренду? Цели использовать лес для производственной деятельности нет. Есть желание защитить лес от вымирания, вытаптывания и выпиливания, захламления. Что надо сделать, чтобы оформить аренду? - К. Парфенов (Москва)

В.П.: Садоводческое товарищество может получить участок лесного фонда в аренду для культурно-оздоровительных целей, приняв участие в лесном конкурсе на право заключения договора аренды. Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в соответствующем субъекте РФ по месту нахождения участка. Там же можно получить разъяснения по всем вопросам лесопользования.

Корр.: Как известно, по Лесному кодексу РФ городские леса относятся к категории земель поселений. И если территория города увеличивается, соответствующие земли переводятся из одной категории в другую. Но нужно ли осуществлять такой перевод, если леса включались в границы поселения еще в 80-х годах, до вступления в силу Лесного кодекса? Относятся ли они к категории земель лесного фонда или к категории земель поселений, если городу не передавались и специальных процедур властями не проводилось? - Диков Николай Михайлович (Москва)

В.П.: Со дня вступления в силу Лесного кодекса РФ леса, находящиеся внутри городской черты, утвержденной до 1997 года, являются городскими лесами (земли поселений) после оформления акта приема-передачи. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов РФ.

Корр.: Вопрос о переводе лесных земель в нелесные при производстве геологоразведочных работ возник первоначально в 2003 году при принятии поправок к Лесному кодексу РФ от 29.01.1997. Тогда этот вопрос удавалось решать через Комитет природных ресурсов по Иркутской области изданием распоряжения за подписью Назарьева В.А. и Чехова В.Ф. о том, что при производстве геофизических работ допускается рубка профиля шириной 3,5 м без перевода лесных земель в нелесные сроком до 1 года. Основанием для этого являлась ст. 66 Лесного кодекса. При этом также учитывалось, что на самом деле срок использования профилей 2-3 месяца, причем в зимнее время, когда почвенный слой промерзает и не нарушается.

В сентябре 2004 года неожиданно появилось Постановление Правительства РФ N 455, где конкретно отмечено, что при производстве геофизических работ (сейсморазведка, электроразведка, гравиразведка) должна применяться вышеуказанная процедура перевода земель. Правительство, естественно, думало о дополнительных доходах в бюджет, однако совершенно не учитывается, что сроки "перевода" в соответствии с новым "Положением:" ставят под угрозу выполнение всех видов геофизических работ в оптимальные сроки, в том числе и по государственным контрактам за счет средств федерального бюджета. В результате все геологические предприятия России оказались в достаточно неопределенном состоянии. С одной стороны необходимо выполнять производственные задачи, а с другой стороны территориальные агентства лесного хозяйства, выполняя "Постановление" не дают разрешения на рубку леса при подготовке геофизического профиля.

Еще один "интересный" момент: "перевод" осуществляется только при положительном заключении экологической экспертизы проектов работ, с другой стороны экологи требуют при рассмотрении проектов письменного согласования объектов работ с заинтересованными организациями, в т.ч. с лесхозами, а лесхозы не дают согласования без заключения государственной экологической экспертизы. Абсурд!

Кроме того: основным документом для "перевода" является Акт натурного отвода на месте рубки. Комиссия, составляющая этот акт, должна проехать непонятно каким способом все проектные профили. В среднем по площади это 400 - 500 км по глухой, часто непроезжей даже на вездеходе тайге. Как это сделать физически, непонятно. Экологи соглашаются, что от геофизических профилей для леса больше пользы, чем вреда и согласны, что для этих целей можно руководствоваться 66 статьей Лесного кодекса.

Момент следующий: контракты на производство работ (как по госбюджету, так и договорные) обычно заключаются во втором полугодии текущего года, когда произвести "перевод:" в соответствии с "Положением:" уже нереально. (1-2 месяца - составление проектов и смет, 1-2 месяца - согласование с местными и областными контролирующими и административными органами, 1-2 месяца - техническая, экономическая и экологическая экспертизы, процедура перевода земель по опыту даже для лесов 2 и 3 групп не менее 2 месяцев.) Перевод лесов I группы осуществляется только Постановлением Правительства в течение 6-9 месяцев (и неизвестно, будет ли получено согласие?!). У ФГУГП "Иркутскгеофизика" 50% объектов расположено в лесах I группы.

Выход: нарушение правил рубки леса или простой предприятия.

Выводы: 1. Федеральному агентству по лесному хозяйству, видимо, необходимо в ближайшее время обсудить этот вопрос в соответствующих департаментах МПР.

2. Решение о переводе земель целесообразно принимать по факту вырубки профилей с привлечением комиссии лесников, экологов и представителей администрации.

3. Обсудив ситуацию со всеми заинтересованными лицами (геологи, лесники, экологи), до вступления в силу нового лесного кодекса принять решение выдавать лесорубочные билеты на прокладку геологических и геофизических профилей без перевода согласно 66 статьи ЛК. - Заместитель генерального директора ФГУГП "Иркутскгеофизика" В.А. Кондратьев

В.П.: В соответствии с Положением о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 455, и действующим лесным и земельным законодательством РФ для проведения геологоразведочных работ, связанных с рубками, на лесных землях лесного фонда требуется их перевод  в нелесные земли.

Никаких исключений из установленного порядка перевода лесных земель в нелесные земли не предусмотрено.

Корр.: Для меня как жителя Республики Коми представляет большой интерес, когда планируется проведение аэрокосмического мониторинга территории Республики Коми, подобного тому, который уже был проведен на территории Архангельской области? - Зыков Николай Владимирович (Сыктывкар)

В.П.:  На территории республики Коми проведение дистанционного (аэрокосмического) мониторинга за организацией и состоянием лесопользования планируется  в четвертом квартале 2005 года.

Корр.: Не кажется ли Вам, что нахождение так называемых авиабаз по тушению лесных пожаров (которые в большинстве своем все самолеты арендуют) было бы логичным и уместным в структуре МЧС России? С которым бы Рослехоз и строил бы взаимовыгодное сотрудничество. Мне кажется Шойгу бы обеспечил лучшую готовность авиабаз к пожарам (включая и материально-техническое обеспечение), тем более, что как показывает практика, на сегодня каждый пожар в тайге это уже ЧП. - Сергеев Сергей Иванович (Ангарск)

В.П.: Статьей 97 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что авиационная охрана лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов осуществляется специализированными организациями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Кроме того, организация тушения объектов сильно отличается от работ по тушению лесных пожаров. Пожарные части МЧС России не обладают специфическими знаниями и опытом по тактике и технике тушения различных видов лесных пожаров и не обладают специальной лесопожарной техникой и оборудованием.

Рослесхоз и МЧС России осуществляют взаимодействие по тушению лесных пожаров в соответствии с заключенным соглашением. 

Корр.: Вопрос Соловьева А.А. (Туймазы/Башкортостан): Повторно обращаюсь к Вам по поводу аренды участков лесного фонда в культурно-оздоровительных целях, для размещения базы отдыха.

Вопросы о сроках принятия нового Положения другие участники конференции (да и я также 04.02.2005) уже задавали, теперь сложность несколько другого плана:

ст. 123 Лесного кодекса предусматривает на землях, предоставленных под культурно-оздоровительные цели, право возведения строений некапитального типа при положительном заключении гос. экол. экспертизы. При этом ни в самом кодексе, ни в подзаконных актах Правительства, госстроя, ФАЛХ, МПР не содержится критериев "капитальности" или "некапитальности" строения или сооружения. Разрешен ли этот вопрос в новом Положении?

Как, на Ваш взгляд, определить, является ли бревенчатый домик на базе отдыха строением капитального типа или временным сооружением, некапитальным строением? (так поставили вопрос в отделе гос. экол. экспертизы, затребовав принести соответствующую справку от Агентства лесного хозяйства по Башкортостану).

В.П.: Действующий в настоящее время Лесной кодекс РФ, измененный в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 199-ФЗ, в ст. 123 не предусматривает никаких положений о строительстве объектов на участках лесного фонда, предоставленных в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Согласно данной статье порядок пользования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (МПР России). Требования к застройке арендованных участков лесного фонда предусматриваются в указанном документе.

Корр.: Что ожидает в ближайшем будущем сельские лесхозы и каковы перспективы дальнейшей работы? - Осипов А.В. (г. Псков, Псковская область)

В.П.: Сельские лесхозы подлежат передаче субъектам РФ (ст. 47 Лесного кодекса РФ), которые будут определять перспективы их дальнейшей работы с учетом действующего законодательства.

Корр.: Почему процедура перевода лесных земель в нелесные для промышленных целей сейчас фактически не действует, хотя и предусмотрена нормативно-правовыми актами? - Алексей (Москва)

В.П.:  В 2004 году было подготовлено и внесено в Правительство РФ 30 распоряжений, по которым приняты решения о переводе лесных земель в нелесные земли в лесах первой группы  площадью 4157,5 га, в том числе в целях добычи полезных ископаемых, строительства линейных объектов.

Корр.: В прошлой конференции Вами были названы предполагаемые сроки выхода в свет нового порядка Положения об аренде участков ГЛФ ("О внесении измененений в Постановление Правительства РФ от 24.03.1998 N 345") - до 1 марта 2005 года.  Когда это будет? - Иванов Игорь Евгеньевич (Ленинградская область)

В.П.: Проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Положение об аренде участков лесного фонда согласован с министерствами РФ, внесен в Правительство РФ и в ближайшее время будет принят.

Почему территориальные органы ФАЛХ по СПб и Ленобласти не пользуются действующей редакцией Постановления Правительства РФ N 345 от 24.03.1998, которое не отменено (в части не противоречащей действующему Лесному кодексу)? - Иванов И.Е. (Ленинградская область)

В.П.: Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства обязаны руководствоваться действующим Положением об аренде участков лесного фонда в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.

Когда будет опубликован "Порядок проведения лесных конкурсов"? Действует ли прежний или отменен? Чего ждут Ваши сотрудники в субъектах РФ? - Иванов И.Е. (Ленинградская область)

В.П.: Порядок организации и проведения лесных конкурсов утвержден приказом МПР России от 21.04.2005 N 103 и находится на регистрации в Министерстве юстиции РФ. После прохождения регистрации в Минюсте России он будет опубликован. Прежний Порядок действует в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.

Корр.: Станет ли более короткой по времени процедура перевода лесных земель в нелесные и перевода в другие категории земель с принятием нового Лесного кодекса? - Игорь (ЯНАО)

В.П.: Для упрощения процедуры предоставления лесных земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесопользования, в проекте нового Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление в аренду лесных земель лесного фонда для соответствующих целей (добыча полезных ископаемых, строительство линейных объектов, проведение геологоразведочных работ и др.). Сроки предоставления  лесных земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесопользования, сократятся, по сравнению с переводом лесных земель в нелесные, в 2-3 раза, кроме того, данная процедура  потребует наличия меньшего количества заключений контролирующих служб.

Корр.: На сегодняшний день полномочия субъектов Российской Федерации по тушению лесных пожаров предусмотрены за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 47 Лесного кодекса), каким образом будут предоставляться данные субвенции, по факту пожара в лесном фонде, либо по какой-то другой схеме? - Анисимов В.Н. (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)

В.П.: Субвенции будут перечисляться на основании первичных документов, подтверждающих фактически произведенные затраты по тушению лесного пожара.

Проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении порядка и размера субвенций на тушение лесных пожаров в лесном фонде представлен в Правительство Российской Федерации.

Корр.: Не кажется ли Вам, что приватизация "Рослесинфорга" является разбазариванием информационных ресурсов лесного хозяйства РФ? - Нефедьев В.И. (Москва)

В.П.: Приватизация "Рослесинфорга" в 2005 году не предусмотрена. Основные направления приватизации до 2006 года, утвержденные Правительством РФ, гласят, что к продаже будет предложено имущество, которое не используют для обеспечения функций и задач государства. По моему мнению, "Рослесинфорг" к такому имуществу не относится.

Корр.: Когда будет утвержден Порядок предоставления в аренду участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей - статья 123 ЛК РФ (соответствующее постановление должно было быть принято еще в марте 2005 года)? - Михалычева Ю.С. (Тверская область)

В.П.: Положение о порядке пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей с 5 марта 2005 года проходит правовую экспертизу и доработку в МПР России. В ближайшее время по нему будет принято соответствующее решение.

Корр.: Как обеспечить государственную защиту должностных лиц Агентства лесного хозяйства и лесхозов при осуществлении мероприятий по охране и защите лесов?

Когда будет создана "Лесная охрана" в структуре Росприроднадзора? - Иванов С.И. (Республика Тыва)

В.П.: В настоящее время Рослесхозом ведется работа по созданию в системе Рослесхоза, для осуществления функций по охране лесов, ведомственной охраны, должностные лица которой в соответствии с законодательством обеспечиваются гарантиями правовой и социальной защиты, в том числе обязательным личным страхованием.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: