Интернет-интервью с С.О. Шохиным,
cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России:
"Изменение таможенного законодательства"

Фотография

Интервью состоялось 6 июля 2007 года.

Ознакомиться с полученными ответами можно здесь

Кирилл Леонидович (г. Москва)

В последнее время идет активная работа по внесению поправок в Таможенный кодекс. Как эти изменения могут повлиять на работу участников ВЭД и таможенной службы в целом?

Ирина (г. Ижевск)

Будут ли внесены поправки в Таможенный кодекс, связанные с введением обязательного предварительного информирования? К чему приведут эти изменения?

Нестеров Павел (г. Волгоград)

Для чего планируется ввести в таможенной сфере новые институты - уполномоченного получателя и комплексной гарантии? Как они будут работать? Кто сможет воспользоваться? Внесен ли проект необходимых поправок в Таможенный кодекс в правительство?

Региональная ассоциация таможенных брокеров «Северо-Запад». Директор Козлов Роман Владимирович (Санкт-Петербург)

Нас как таможенных брокеров не может не интересовать динамика развития таможенного законодательства в части регулирования деятельности таможенных брокеров, а именно:

1) Таможенный кодекс принят три с половиной года назад. Федеральной таможенной службой до сих пор не разработано нормативное регулирование использования таможенными брокерами вносимого в соответствии со ст. 339 ТК РФ обеспечения осуществления своей деятельности?

2) Вступление России в ВТО предполагает желание и готовность нашей страны применять на практике Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Предполагается ли рассматривать таможенных брокеров в качестве уполномоченных экономических операторов (УЭО) с предоставлением соответствующих льгот и упрощенных процедур таможенного оформления?

3) Концепция предварительного информирования содержит понятие коэффициента таможенной устойчивости, которое пока не получило нормативного регулирования. Когда и на каком уровне планируется ввести нормативно указанное понятие? Будет ли уровень такого коэффициента учитываться в системе управления рисками и каким образом?

4) В настоящий момент в соответствии с п. 21 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме (приказ ГТК РФ от 30 марта 2004 года N 395) таможенные органы оформления отказывают в применении электронной формы декларирования при срабатывании рисков даже в отношении добросовестных участников ВЭД, осуществляющих предварительное информирование, в том числе с использованием системы «Зеленый коридор». Предполагается ли использование в отношении добросовестных участников ВЭД, получивших разрешение на электронное декларирование, в большей степени таможенного контроля после выпуска и внесения соответствующих поправок в действующие профили рисков?

Андрей Савельев (г. Омск)

Наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки. Возможно ли это для России после ее вступления в ВТО?

Марина (г. Санкт-Петербург)

Будут ли созданы "равные условия" для хозяйствующих субъектов участников Таможенного союза?

Павел Горшков (Москва)

Уважаемый Сергей Олегович! Почему до сих пор Россия не ратифицировала Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)? Ведь в Генеральном приложении к ней заложены основные принципы не только таможенного регулирования, но и взаимоотношений таможни и бизнеса. А это очень важно, потому что Конвенция призывает государственные власти устанавливать таможенные правила таким образом, чтобы они были рациональными с точки зрения как государства, так и бизнеса.

Алексей (г. Рязань)

Объясните, пожалуйста, каким документом регламентируются российско-белорусские отношения, если вступивший в силу приказ ФТС N 1327 от 18.12.2006 утверждает новый порядок подтверждения фактического вывоза товаров, однако согласно п. 20 "порядок не применяется в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации." В то же время он отменяет действие приказа ГТК России от 21 июля 2003 г. N 806, где этот порядок прописан. Каким же документом необходимо руководствоваться при подтверждении фактического вывоза товаров, вывозимых через российско-белорусский участок границы?

С. Малахов (г. Владимир)

Уважаемый Сергей Олегович, я читал, что в настоящее время все таможенные службы мира переходят на новые стандарты Всемирной таможенной организации. Эти стандарты облегчают и ускоряют таможенное оформление товаров, помогают выявлять таможенные правонарушения, эффективно бороться с коррупцией. Недавно я был в Казахстане и узнал, что их таможня участвует в специальной международной программе по переходу на новые стандарты и здорово продвинулась в этом деле.

Одновременно мне сообщили, что через год эти же стандарты будут введены странами ЕС. На самом деле это очень важно не только для таможни, но в первую очередь для всего российского бизнеса, для всей экономики страны, поскольку речь может идти о новых правилах внешней торговли.

В этой связи я хотел бы спросить, что делается у нас в стране для перехода к новым стандартам и почему эта очень важная тема совершенно у нас не обсуждается?

Анатолий Владимирович (г. Владивосток)

1.КоАП РФ в настоящее время не предусматривает административной ответственности декларантов за использование при совершении таможенных операций услугами заведомо ненадлежащих представителей (организаций, не внесенных в Реестр таможенных брокеров и физических лиц, представляющихся работниками декларантов, но таковыми не являющимися), в том числе при составлении и заполнении ГТД.

2. В параграфе 2 гл. 39 Таможенного кодекса РФ ("Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов") обязанности таможенных органов фактически отсутствуют.

Намерена ли ФТС РФ инициировать внесение соответствующих дополнений в Таможенный кодекс РФ и КоАП РФ?

Маркин Геннадий (Москва)

Здравствуйте, Сергей Олегович! Я являюсь адвокатом, и у меня есть следующие вопросы, напрямую затрагивающие тему таможенного законодательства:

1. Почему вопреки требованиям ст. 6 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 2002 г. начальник правового управления, а также таможенные органы прямого подчинения ФТС РФ на поданные адвокатами запросы отказываются отвечать, ссылаясь на отсутствие представленной доверенности при осуществлении защиты прав и свобод граждан и организаций и ссылаются при этом на требования Таможенного кодекса РФ (гл. 7). Замечу, что другие государственные органы и даже суды этого себе не позволяют, если вопрос не касается гос/служебной и иной охраняемой Законом тайны.

2. Вправе ли выпускающий инспектор при таможенном оформлении, руководствуясь отсутствием т.н. "профиля риска", произвести "выпуск товаров" без назначения таможенного досмотра?

3. Фиксируется ли, а если фиксируется, то каким образом, в документах строгой отчетности таможенных органов факт получения представителем декларанта от должностного лица таможенного органа документов произведенного таможенного оформления после "выпуска товаров"?

Светлана (Санкт-Петербург)

Сергей Олегович, в связи с будущим вступлением в ВТО Президент объявил о конвертации рубля и отмене большинства валютных органичений. Почему же тогда на таможнях до сих пор активно действуют подразделения валютного контроля, как будто на дворе какой-нибудь 1996 год? Неужели нельзя передать оставшиеся функции ОВК таможенной инспекции, чтобы реже беспокоить участников ВЭД проверками?

Сергей (Кирово-Чепецк)

Почему закрывается Кирово-Чепецкий таможенный пост?

Игорь (Москва)

Как Вы думаете, почему у официальных таможенных брокеров такие высокие расценки за услуги по сравнению с европейскими? Как это с связано с организацией такоженного контроля в России?

Александр (Ижевск (Удмуртия))

Сергей Олегович, планируется ли изменение таможенных пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства в связи с будущим вступлением в ВТО?

Александр Иванов (Москва)

Планируется ли внесение изменений в Таможенный кодекс, связанных с проведением таможенного контроля? Если да, то будут ли эти изменения направлены на ужесточение посттаможенного контроля?

Владимир Павлов (Хельсинки, Финляндия)

Уважаемый Сергей Олегович, когда планируется отрегулировать вопросы обмеров по экспорту древесины из России в Финляндию?

1) Недобросовестные экспортеры намеренно занижают объемы в товаросопроводительных документах и имеют возможность получать "откаты" на свои счета за границей.

2) По моему мнению, необходимо провести проверку контрактов финских компаний с российскими на территории Карелии, Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей, в Выборгском районе. На этих территориях созданы оптовые организации, скупающие древесину у "черных" лесорубов и перепродающие ее финским компаниям или через СП для поставок в Финляндию.

Решение этих вопросов, по моему мнению, будет способствовать пресечению возможности получения дешевой древесины из России, привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс России, исключит возможность хищнического уничтожения лесных массивов в России.

Самсонов Павел (РТ, г. Казань)

Здравствуйте! Из новостей узнал о желании Вашего ведомства обратиться в суд к Bank of New York. В связи с чем возник спор с одним из старейших банков США? Если государственное ведомство обращается в суд, то, наверное, у Вас есть веские основания и Вы надеетесь на победу?

Сергей (Ярославль)

Во время подготовки ГТД постоянно сталкиваемся с трудностями определения веса брутто по товарам (согласно приказу ФТС РФ N 762 от 11.08.2006 вес брутто указывается без веса паллет). Все иностранные контрагенты при оформлении отгрузочных документов в вес брутто включают вес паллет. Откуда у нас такое правило, зачем и кому оно нужно? Если это борьба с неправильным начислением таможенной стоимости, то в данном случае на фоне этой борьбы создаются трудности для добросовестных участников ВЭД. Какое мнение у ФТС РФ: в России больше добросовестных участников ВЭД или тех, кто нарушает закон?

Юрий (Москва)

Когда будет решен вопрос о таможенном оформлении тары, а именно о необоснованных требованиях таможни о фитосанитарных сертификатах на поддоны (паллеты), которые ввозятся на территорию РФ не как товар? В приказе ФТС РФ N 762 и письме ФТС N 06-73/44165 даются нечеткие положения по данному вопросу. Это позволяет сотрудникам разных таможенных постов неоднозначно трактовать этот вопрос.

Сергей (Северо-Западный федеральный округ)

Уважаемый Сергей Олегович! Правда ли, что нормами ВТО предусмотрено, что таможни должны выполнять только функции таможенного оформления и таможенного контроля, а правоохранительные функции должно выполнять особое ведомство - таможенная полиция? Означает ли это, что структура и функции таможенных органов изменятся со вступлением в ВТО? Насколько вообще структура ФТС соответствует мировым стандартам? Или нынешняя реорганизация ФТС с постепенным обособлением правоохранительного блока не имеет отношения ко вступлению в ВТО? Заранее благодарю за ответ.

Овчинников А.А. (г. Череповец, Вологодская обл.)

Наше предприятие - ОАО "Череповецкий "Азот" - осуществляет отгрузку продукции на экспорт через порт Санкт-Петербург с доставкой товара водным (речным) транспортом с последующей перевалкой его в порту. При этом к организации таможенного оформления грузов в месте погрузки на речное судно применяются требования приказа ГТК N 892 от 12.09.2001, в прямой постановке относящегося к морским судам и товарам, перемещаемым на них через границу РФ. Применение требований, не относящихся к организации перевозки внутренними водными путями, существенно затрудняет отгрузку, вынуждает использовать более дорогой ж/д транспорт, снижая объемы перевозки водным транспортом. Обращения в вышестоящие таможенные органы, в т.ч. и Правительство области, пока результатов не дали, хотя неправомерность применения требований приказа N 892 к отгрузкам водным (внутренним) транспортом очевидна. Принимаются ли какие-либо меры для того, чтобы поправить сложившееся положение?

Борис Копилевич (г. Москва)

Почему ввоз оригинальной (не поддельной) продукции неавторизованным импортером считается контрафактом? На мой взгляд, во-первых, это противоречит интересам конечного потребителя (граждан, людей) и уменьшает здоровую конкуренцию, которая как раз работает в пользу потребителя. Во-вторых, ущемляет гражданские права и свободы добросовестных импортеров (товар был приобретен легальным путем).

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: