Минздрав России: реализация мероприятий, направленных на сокращение потребления табака, будет осуществляться непрерывно и последовательно

Минздравом России представлена концепция, целью которой является снижение распространенности потребления табака среди населения до 25 процентов к 2022 году и создание условий для дальнейшего устойчивого снижения уровня распространенности потребления табака среди населения РФ.

Заявлены следующие целевые ориентиры на среднесрочную перспективу:

снижение распространенности потребления табака среди населения РФ на 5 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;

поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление адвалорной и специфической ставок акцизов с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения;

профилактика распространения новых форм и видов табачных изделий, в том числе таких, которые потребляются путем вдыхания аэрозоля или пара, введение запрета на производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий;

повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, путем введения требований к размеру и цвету потребительской упаковки, недопущение размещения на потребительской упаковке информации, стимулирующей продажу и потребление табака.

В этой связи концепцией предусмотрена реализация, в частности, следующих мероприятий:

- недопущение установления органами государственной власти любых партнерских отношений с табачными организациями и преференциального режима для табачных организаций, в том числе недопустимость их субсидирования и льготного кредитования юридическими лицами с государственным участием;

- введение для табачных организаций и юридических лиц, получающих от них финансовую помощь, обязанности по представлению информации о затратах на маркетинг, доходным статьям и любому другому виду деятельности, включая лоббирование, благотворительность и пожертвования на другие виды деятельности;

- введение ответственности табачных организаций и юридических лиц, получающих от них финансовую помощь, за непредставление информации, которую они обязаны предоставлять, а также за предоставление ложной и вводящей в заблуждение информации;

- поэтапное, непрерывное повышение ставок акцизов на табачные изделия и электронные системы доставки никотина до среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения;

- введение экологического налога на сигареты;

- введение запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий;

- введение полного запрета на курение табака:

в помещениях коммунальных квартир, принадлежащих собственникам на праве общей долевой собственности и используемых для обслуживания более одной комнаты;

на всех видах автомобильного общественного транспорта, при оказании услуг по междугородным и международным перевозкам пассажиров;

на остановочных пунктах автомобильного общественного транспорта и на расстоянии 3 метров от них;

на расстоянии 3 метров от входов в здания торговых центров;

в подземных и надземных пешеходных переходах;

в личном транспортном средстве в присутствии детей;

- отнесение информации о составе табачных изделий к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну;

- введение требования о снижении содержания никотина в дыме одной сигареты (с фильтром или без фильтра);

- установление требований, предусматривающих обращение на территории РФ исключительно сигарет с пониженной воспламеняющей способностью;

- введение запрета на использование при производстве табачных изделий ингредиентов со вкусами пищевых продуктов (ароматизаторов) и красителей, а также добавок, усиливающих эффект привыкания, расширяющих дыхательные пути, обеспечивающих анестетический эффект, маскирующих запах и видимость табачного дыма и т.д.; 

- введение полного запрета на классификацию некурительных табачных изделий по уровню содержания токсических веществ, использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей, включая использование описаний, торговых марок, иных знаков, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что определенное некурительное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, или создает альтернативу другим видам табачных изделий, вызывают ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом или лекарственным средством, включая лекарственные травы, в том числе того, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта или лекарственного средства, включая лекарственные травы, путем использования таких слов и словосочетаний, как, например, "вишня", "клубника", "яблоко", "шоколад", "мята", слов, однокоренных таким словам, аналогов таких слов на иностранных языках, транслитерируемых с иностранных языков на русский язык аналогов таких слов;

- запрет использования в организациях общественного питания изделий, которые используются для вдыхания продуктов горения, нагревания или испарения табака, а также вдыхания различных смесей, не содержащих табачного листа (в том числе кальянов);

- осуществление регулирования производства, обращения, продвижения и мест потребления электронных средств доставки никотина, не являющихся медицинскими изделиями и лекарственными средствами, в том числе запрет продажи их несовершеннолетним, запрет выкладки и рекламы таких изделий, ограничение их потребления и продажи в местах, где запрещены курение табака и розничная торговля табачными изделиями и табачной продукцией;

- запрет обмена табачных изделий или табачной продукции на табачные изделия или табачную продукцию, а также обмена любого другого товара на табачную продукцию;

- введение требований к длине, высоте, ширине и цвету   потребительской упаковки табачных изделий, а также к информации, размещаемой на упаковке (стандартизированная (простая) упаковка), включая установление стандартного цвета упаковки без возможности размещения на ней товарных знаков, цветов товарных знаков и рекламы и информации, стимулирующей продажу и потребление табака, за исключением наименования табачной продукции и наименования вида табачного изделия, изображенных установленным цветом и шрифтом;

- введение лицензирования организаций - производителей табачной продукции;

- контроль за цепью поставок табачных изделий (продукции) и сырья для их производства, оборудования и деталей оборудования;

- повышение ответственности за нелегальное производство табачных изделий, их контрабанду и незаконную торговлю табачными изделиями;

- внедрение механизма контроля за нарушением запрета на розничную продажу табачных изделий через интернет-магазины, рассылку по почте и другие способы дистанционной торговли;

- предотвращение распространения новых форм и видов табачной продукции, в том числе запрет производства, ввоза и обращения некурительных табачных изделий, т.е. таких табачных изделий, которые предназначены для сосания, жевания, нюханья или потребления иными способами, отличными от курения табака.

Ответственным за координацию деятельности по реализации концепции является Минздрав России. Предусматривается, что при   реализации концепции соответствующие органы государственной власти представляют в Минздрав России промежуточную отчетность о фактически достигнутых значениях целевых ориентиров в отношении потребления табака, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых мерах по их преодолению.

Дата публикации на сайте: 19.10.2017

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ