Главная :: Правовые ресурсы :: "Горячие" документы :: Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс РФ об административных правонарушениях"

Внимание! Федеральным законом от 02.11.2013 N 285-ФЗ изменен срок вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ 

С 5 ноября 2013 года вступает в силу закон о запрете на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации

Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс РФ об административных правонарушениях"

 Управлять транспортным средством в рамках трудовой или предпринимательской деятельности согласно Закону N 92-ФЗ вправе будут только лица, имеющие российские национальные водительские удостоверения (далее - российские права).

Новое ограничение, которое начнет действовать с 5 ноября, касается как самих водителей, так и тех, кто допускает их к управлению автомобилем. Запрет будет распространяться на водителей вне зависимости от того, выполняют они работу по трудовому либо гражданско-правовому договору, или в качестве индивидуальных предпринимателей. До 5 ноября иностранные национальные и иностранные международные водительские удостоверения, которые соответствуют Конвенции о дорожном движении 1968 г., могут использоваться в России без каких-либо ограничений.

Однако запрет на вождение без российских прав в рамках трудовой или предпринимательской деятельности не будет действовать только в одном случае - если транспортное средство участвует в международном движении. Подтвердить это перевозчик сможет, предъявив специальное разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством РФ.

Обращаем внимание на юридическую технику Закона N 92-ФЗ. С одной стороны, он позволяет водителям при осуществлении международной перевозки управлять транспортными средствами по иностранным правам (п. 17 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в редакции закона N 92-ФЗ). С другой стороны, организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в любом случае нельзя будет допустить водителя с иностранными правами к управлению (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ в редакции закона N 92-ФЗ). Вероятно, уполномоченные органы разъяснят, как следует трактовать данное противоречие.

Если организация или индивидуальный предприниматель с 5 ноября будет допускать водителя с иностранным водительским удостоверением к управлению транспортным средством, то негативные последствия такого решения могут возникнуть для трех субъектов:

- водителя, совершавшего перевозку - его привлекут к административной ответственности в виде штрафа (от 5 до 15 тыс. руб.), а также отстранят от управления транспортным средством;

- организации - она понесет убытки, вызванные задержанием транспортного средства;

- должностного лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, - его привлекут к административной ответственности в виде штрафа (50 тыс. руб.).

Профессиональных водителей за отсутствие российских прав будут отстранять от управления и штрафовать

Если инспектор ДПС выяснит, что у водителя нет российских прав и он осуществляет поездку не в личных целях, а в рамках трудовой или коммерческой деятельности, водителю грозит штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. за управление транспортным средством без права на управление (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ). Помимо этого, водителя отстранят от управления автомобилем (ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ).

В Законе N 92-ФЗ не установлено, по каким признакам полицейские будут определять профессиональный характер деятельности водителя. Сейчас это возможно на основании тех документов, которые водители обязаны представлять по требованию инспектора ДПС (п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Среди них есть и документы, которые могут подтвердить коммерческий характер перевозки, например путевой лист, который содержит информацию о собственнике (владельце) транспортного средства и о водителе. Перевозки пассажиров, багажа и грузов без оформления путевого листа запрещены. Если водитель не предъявит путевой лист инспектору, то ему грозит предупреждение либо штраф в размере до 500 руб.

Транспортные средства нарушителей будут задерживать на спецстоянках

В результате отстранения водителя от управления автомобилем негативные последствия наступят и для организации, на которую водитель работает по трудовому или гражданско-правовому договору. Транспортное средство будет задержано и помещено на специальную стоянку (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). Простой транспортного средства может причинить организации убытки, вызванные нарушением обязательств перед контрагентами (например, просрочка поставки, порча груза).

Забрать транспортное средство со спецстоянки сможет собственник автомобиля или его представитель (например, новый водитель, направленный организацией). Впрочем, в обоих случаях у такого лица должны быть российские права, поскольку именно их отсутствие стало причиной задержания транспортного средства.

Детально процедура возврата регулируется законами субъектов РФ, на территории которых транспортное средство было задержано и помещено на стоянку (ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ). Например, в г. Москве собственник автомобиля (его представитель) должен предъявить определение о прекращении производства по делу или пакет документов (ст. 7 Закона г. Москвы от 11.07.2012 N 42), включающий:

- копию протокола о задержании транспортного средства, на которой стоит разрешение на выдачу, вписанное уполномоченным осуществлять задержание лицом, либо копию протокола об административном правонарушении с такой же отметкой,

- документы, подтверждающие оплату расходов на перемещение и хранение транспортного средства.

Расходы на перемещение и хранение транспортного средства несет водитель (ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ). Организация заинтересована в том, чтобы такие расходы были оплачены как можно быстрее и транспортное средство не простаивало. Однако если организация оплатит эти расходы вместо водителя, то могут возникнуть сложности с их последующим взысканием с последнего. Если водитель впоследствии откажется возместить уплаченные суммы добровольно, организации придется обращаться в суд, а это приведет к новым затратам времени и средств.

Должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, будут штрафовать

Важное значение имеет то, кто именно допустил не имеющего российских прав водителя к управлению автомобилем. Если сотрудники полиции установят, что такой водитель работает по гражданско-правовому договору или осуществляет трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, они составят протокол и в отношении должностного лица, допустившего его к управлению.

Такому должностному лицу грозит наказание в виде штрафа, размер которого составляет 50 тыс. руб. Организация при этом ответственности не понесет.

Индивидуальный предприниматель может быть оштрафован за два правонарушения

Если индивидуальный предприниматель, управляющий транспортным средством без российских прав, будет остановлен инспектором ДПС, то он, как и организация, рискует понести убытки, связанные с простоем транспортного средства. Однако для него это будет не единственным негативным последствием. Его также привлекут к ответственности как водителя (штраф от 5 до 15 тыс. руб.).

Помимо этого, предприниматель может быть оштрафован за нарушение правил допуска к управлению транспортным средством, если у него нет сотрудника, отвечающего за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (штраф в размере 50 тыс. руб.). Дело в том, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если иное прямо не установлено в Кодексе РФ об административных правонарушениях (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Порядок обмена иностранных прав на российские пока определен только для отдельных категорий водителей

Организации и индивидуальные предприниматели могут избежать рисков, связанных с вступлением Закона N 92-ФЗ в силу, одним способом - допускать к управлению только водителей, обладающих российским национальным водительским удостоверением. Если работодатель заключил трудовые договоры с лицами, у которых нет российских национальных водительских удостоверений, таких сотрудников можно направить на обучение для последующей сдачи необходимых экзаменов. Работодатель, впрочем, не обязан этого делать. В гражданско-правовом договоре между водителем и организацией условие о направлении на обучение, как правило, отсутствует. В этом случае обязательства водителя перед организацией прекращаются с 5 ноября в связи с юридической невозможностью их исполнения, ведь новый закон не позволяет водителю продолжать перевозки без российских прав (п. 1 ст. 417 ГК РФ). В этом случае организация должна оплатить лишь фактически выполненную водителем до 5 ноября работу.

Безусловно, такое существенное изменение законодательства стимулирует многих водителей к получению российских прав.

Получить российские права проще, если речь идет о гражданине России или переехавшем в Россию на постоянное жительство лице, у которых есть иностранные права. Такие лица могут просто обменять свои иностранные права на российские. Для обмена необходимо сдать теоретический экзамен и оплатить госпошлину, проходить обучение и сдавать практический экзамен не нужно.

Если водитель не является гражданином РФ и временно проживает в РФ, обменять права он не может. Придется получать российские права на общих основаниях - после сдачи теоретических и практических экзаменов. Для допуска к экзаменам требуется пройти обучение. Велика вероятность того, что вскоре после вступления в силу Закона N 92-ФЗ получить российские права иностранцам будет существенно проще: в Законе предусмотрена возможность обмена иностранных водительских удостоверений на российские. Правительство РФ должно будет установить порядок, условия и сроки осуществления такого обмена. Пока соответствующий подзаконный акт еще не принят.

 

Перейти в текст документа»»»

Дата публикации на сайте: 08.05.2013

 

Поделиться ссылкой: