Правила коммерческого использования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предлагается изменить

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления обязательных требований к организациям, осуществляющим теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение и (или) очистку сточных вод"

На сайте Минэкономразвития России размещен Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязательных требований к организациям, осуществляющим теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение и (или) очистку сточных вод" (далее - Проект).

Предлагается установить особенности проведения конкурсов при заключении договоров аренды или концессионных соглашений в отношении указанных объектов.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, авторы проекта предлагают предусмотреть меры ответственности за нарушение целевых (плановых) показателей.

Отношения по владению и пользованию названными объектами предлагается унифицировать независимо от юридического основания данных правоотношений (им может быть договор аренды либо концессионное соглашение).

Предлагается внести изменения в три федеральных закона:

1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении);

2) Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении);

3) Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).

В указанные нормативные правовые акты планируется включить дополнительные требования к заключению и содержанию договоров, предметами которых являются объекты тепло-, водо-, энергоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод.

Предлагаемые авторами Проекта изменения направлены на унификацию правового регулирования отношений по владению и пользованию данными объектами. Если Проект будет принят, деятельность по коммерческому использованию объектов коммунального комплекса, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет регулироваться схожим образом независимо от того, каким документом оформлены возникшие отношения - договором аренды или концессионным соглашением.

1. Теплоснабжение

Проектом предлагается ввести в Закон о теплоснабжении понятие "объект теплоснабжения". Под объектами теплоснабжения будут подразумеваться отдельные источники тепловой энергии и (или) тепловые сети, системы теплоснабжения, не включающие технологически присоединенные к тепловым сетям теплопотребляющие установки (п. 5.1 ст. 2 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта). Авторы Проекта предлагают установить особенности правового регулирования отношений, связанных с передачей прав владения и пользования именно объектами теплоснабжения.

Закон о теплоснабжении планируется дополнить гл. 6.1 "Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения", которой предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а таких объектов в нашей стране большинство), осуществляется только на основании договоров аренды или концессионных соглашений (ч. 1 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).

Из этого правила есть исключение - технологическая связь передаваемого имущества с сетью инженерно-технического обеспечения, в случае если сеть уже находится во владении и (или) пользовании у лица, которому данное имущество передается. Однако из Проекта неясно, в каком порядке должно будет передаваться имущество при таких обстоятельствах.

В договор аренды объектов теплоснабжения авторы Проекта предлагают включить включать дополнительные права и обязанности сторон, по сравнению с обычными договорами аренды (гл. 34 ГК РФ). Так, Проект предусматривает, что одной из обязанностей арендатора будет проведение реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения и (или) создание новых объектов в соответствии с их описанием и инвестиционной программой. Однако не решен вопрос о том, как будет распределяться         право собственности на вновь созданные объекты теплоснабжения: будет ли оно принадлежать арендодателю либо останется у арендатора.

В целом стоит отметить, что понятие "договор аренды объектов теплоснабжения" приближается к понятию "концессионное соглашение": как в концессионном соглашении предусматривается обязанность концессионера построить и (или) реконструировать объект данного соглашения (ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях), так и в договоре аренды объектов теплоснабжения предлагается установить обязанность по проведению реконструкции и (или) модернизации и (или) строительства соответствующих объектов. Также по аналогии с концессионным соглашением одним из условий договора аренды будет осуществление арендатором определенного вида деятельности.

Как было сказано выше, отличие состоит в том, что в Проекте нет указания на распределение права собственности на объекты теплоснабжения, созданные в ходе исполнения договора аренды.

Включение в договор аренды объектов теплоснабжения условий о реконструкции, модернизации или строительстве новых объектов фактически преобразует договор аренды в смешанный договор, в котором содержатся элементы договора аренды и договора строительного подряда. В Проекте подчеркнуто, что к отношениям сторон договора аренды объектов теплоснабжения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в договоре аренды объектов теплоснабжения (ч. 4 ст. 28.2 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).

Проектом предусмотрено, что имущество, переданное по договору аренды объектов теплоснабжения, не может быть предоставлено в субаренду, а права и обязанности по договору не могут передаваться в залог, вноситься в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (ч. 3 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).

Заключение договора аренды объектов теплоснабжения

Авторы Проекта предлагают внести в Закон о теплоснабжении некоторые изменения, касающиеся порядка проведения конкурса в отношении заключения договора аренды объектов теплоснабжения. Так, планируется установить два критерия, которые должны понижаться в ходе проведения торгов с целью получения права заключения договора аренды.

Первый критерий - суммарная выручка арендатора (выручка от реализации товаров и услуг плюс объем финансовой поддержки за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ), полученная за весь период срока действия договора. Данная сумма рассчитывается исходя из выручки за первый год, умножаемой на коэффициент дисконтирования, который устанавливается арендодателем.

Второй критерий - объем финансовой поддержки за счет бюджетов бюджетной системы РФ.

Таким образом, в случае принятия Проекта необходимо будет внести изменения в ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В соответствии с данной статьей государственные и муниципальные заказчики получат право применять только критерии оценки заявок, установленные в ч. 4 ст. 28 данного Федерального закона (ими являются цена контракта, сроки выполнения работ и т.д.).

Срок договора аренды не может составлять менее пяти и более 30 лет.

Контроль за результатами деятельности арендатора

Важным условием договора аренды объектов теплоснабжения будет соблюдение дополнительных правил контроля за результатами деятельности арендатора. Для этого договорами будут устанавливаться, во-первых, фактические значения показателей надежности, качества и энергоэффективности предоставляемых товаров (оказываемых услуг) в сфере теплоснабжения и, во-вторых, целевые (плановые) значения таких показателей. Фактические и плановые значения этих показателей будут определяться на основании соответствующей методики (которую утвердит Правительство РФ) и утверждаться уполномоченными органами субъекта РФ в документации об аукционе (конкурсной документации) (ч. 5 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).

Для теплоснабжающих организаций Проектом предусмотрена ответственность за нарушение сроков достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергоэффективности предоставляемых товаров (услуг). Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта арендатор будет обязан достигать установленных договором плановых значений показателей ежегодно. Ответственность арендатора будет выражаться в снижении тарифов, применяемых им для расчета стоимости своих услуг, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны быть утверждены Правительством РФ (ч. 3 ст. 23.1 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).

В случае принятия Проекта норма об установлении фактических и плановых значений будет иметь обратную силу (ст. 4 Проекта). Данные значения планируется предусмотреть как для будущих договоров аренды (концессионных соглашений), так и для заключенных. В заключенные договоры, а также в утвержденные инвестиционные программы будут вноситься изменения по истечении трех месяцев с даты принятия на основании Проекта соответствующего постановления Правительства РФ.

Согласно Проекту, если объект аренды прошел реконструкцию и (или) модернизацию либо был недавно создан, арендодатель может не устанавливать в договоре плановые значения показателей надежности, качества и энергоэффективности предоставляемых товаров (оказываемых услуг), а включить в договор требование о недопущении их ухудшения. Соответственно, санкции для арендатора в виде снижения тарифов будут применяться, если он допустит ухудшение указанных показателей (абз. 3 п. 2 ст. 23.1 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).

Также Проектом предусмотрены случаи, когда снижению подлежит выручка организации, установленная договором аренды. Ее уменьшение будет возможно, если арендатор нарушит некоторые обязанности по договору аренды, например обязанность эксплуатировать объекты теплоснабжения в порядке и целях, установленных договором, подключать абонентов к объектам теплоснабжения и др. Такое снижение также должно проводиться в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 3 ст. 28.5 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).

Расторжение договора аренды объектов теплоснабжения

В ст. 619 ГК РФ установлено следующее: по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор при пользовании имуществом существенно нарушает условия договора.

Авторы Проекта предлагают определить, нарушение каких условий договора аренды объекта теплоснабжения будет считаться существенным для арендатора, а каких - для арендодателя (ч. 3 и 4 ст. 28.4 Закона о теплоснабжении в редакции Проекта).         

Для арендатора существенными нарушениями условий договора будут:

1) прекращение предоставления потребителям соответствующих товаров, работ, услуг на сроки и в объемах, которые превышают установленные договором;

2) превышение установленных сроков реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения и (или) создания новых объектов.         

Для арендодателя существенным нарушением будет невыполнение принятых обязательств по обеспечению арендатору условий для реконструкции и (или) модернизации и (или) создания объектов теплоснабжения.

2. Водоснабжение и водоотведение

В отношении систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и отдельных объектов таких систем (далее - системы и объекты водоснабжения) авторы Проекта предлагают установить порядок передачи прав пользования и распоряжения, аналогичный порядку передачи прав на объекты теплоснабжения. Права владения и (или) пользования системами и объектами водоснабжения могут быть переданы только на основании договоров аренды или концессионных соглашений (ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в редакции Проекта).

Проект предусматривает одно исключение - если системы и объекты водоснабжения являются частью сети инженерно-технического обеспечения и технологически связаны с ней, а сама сеть на праве владения или пользования принадлежит лицу, которому передаются системы и объекты водоснабжения (ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в редакции Проекта). Однако из Проекта неясно, в каком порядке они должны будут передаваться указанному лицу.

Правила заключения, исполнения и расторжения договора аренды систем (объектов) водоснабжения, а также максимальный и минимальный сроки действия данного договора в соответствии с Проектом также будут аналогичны правилам и срокам, установленным для договора аренды объектов теплоснабжения.

Ответственность для организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за недостижение целевых показателей деятельности предусматривается такая же, как и за недостижение плановых показателей организациями по теплоснабжению. В этом случае будут применяться санкции в виде снижения тарифов в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые предстоит утвердить Правительству РФ (ч. 5 ст. 39 Закона о водоснабжении в редакции Проекта).

Отметим, что в ст. 39 Закона о водоснабжении уже установлены правила определения целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а в Закон о теплоснабжении подобную норму планируется ввести в случае принятия Проекта.

3. Концессионные соглашения

Проектом предлагается установить особенности заключения и исполнения концессионных соглашений, объектами которых являются объекты водо-, тепло-, энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод (далее - объекты инфраструктуры). В случае принятия Проекта правила заключения и исполнения концессионных соглашений в отношении объектов инфраструктуры будут сходны с правилами заключения и исполнения договоров аренды объектов теплоснабжения, систем и объектов водоснабжения.

Существенным условием концессионных соглашений в отношении объектов инфраструктуры будет размер фактических и целевых значений показателей деятельности или фактических и плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров (работ, услуг) в зависимости от объекта соглашения (ч. 1.2 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях в редакции Проекта).

В соответствии с Проектом участники конкурса (аукциона) будут обязаны представлять проекты инвестиционных программ, направленных на достижение установленных целевых значений показателей деятельности концессионера.

Критерии конкурса планируется определить по аналогии с критериями оценки заявок на заключение договоров аренды объектов теплоснабжения, систем (объектов) водоснабжения: ими будут снижение суммарной выручки концессионера и уменьшение объема финансовой поддержки, оказываемой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ с целью возмещения затрат или недополученных доходов, если она предоставляется в связи с невозможностью установления экономически обоснованных регулируемых цен (тарифов) (ч. 2.3 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях в редакции Проекта).

Согласно Проекту кандидаты на участие в конкурсе не должны относиться к одной и той же группе лиц, определенной на основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В противном случае конкурсная комиссия не должна допускать их к участию в конкурсе (ч. 3.1 ст. 29 Закона о концессионных соглашениях в редакции Проекта). При этом в отношении договоров аренды объектов теплоснабжения и систем (объектов) водоснабжения такого условия Проект не содержит.

Еще одно отличие концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры от договоров аренды объектов теплоснабжения и систем (объектов) водоснабжения состоит в том, что для концессионных соглашений Проект не предусматривает минимальных и максимальных сроков.

 

Дата публикации на сайте: 13.04.2012

Поделиться ссылкой: