20 сентября вступает в силу Договор о зоне свободной торговли

 

"Договор о зоне свободной торговли" (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011)

20 сентября 2012 г. вступает в силу Договор о зоне свободной торговли (далее - Договор), который подписали восемь стран - участниц СНГ (далее - Стороны) 18 октября 2011 г. Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан оставили за собой право присоединиться к Договору позже.

Договор регулирует, в частности, вопросы применения таможенных пошлин во взаимной торговле Сторон, свободы транзита, реэкспорта, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, предоставления субсидий, применения санитарных и фитосанитарных мер. Договор неразрывно связан с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ), которое является Приложением 1А к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (заключено в г. Марракеше 15.04.1994).

Предпосылки к принятию подобного международного акта и созданию зоны свободной торговли начали проявляться сразу после образования СНГ. Напомним, что это уже не первый случай заключения практически одноименного документа. 15 апреля 1994 г. главы государств СНГ (включая Грузию, которая в настоящее время не является членом СНГ) приняли Соглашение "О создании зоны свободной торговли". Однако на практике оно не заработало, Россия так и не ратифицировала его. В настоящее время торговые отношения между странами СНГ регулируются десятками двухсторонних международных соглашений [1], заключенных между этими странами преимущественно в начале девяностых годов прошлого столетия, и протоколами к ним.

Однако со времени заключения указанных соглашений многое изменилось, в первую очередь экономическая ситуация в странах СНГ, а также правовое регулирование. Кроме того, некоторые из стран вступили во Всемирную торговую организацию. Все это, а также неоправданные барьеры во взаимной торговле повлияли на разработку российской стороной нового Договора.

Рассмотрим некоторые положения Договора подробнее.

Таможенные пошлины во взаимной торговле отменяются на большинство товаров

Таможенные пошлины и другие платежи, эквивалентные им, не применяются в отношении:

- экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны;

- импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны.

Однако из этого правила есть исключения. В отношении определенных стран и групп товаров экспортные и импортные пошлины все же будут взиматься (Приложение N 1 к Договору). Большинство изъятий коснулось экспорта товаров. Однако стороны будут проводить переговоры о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин, указанных в Приложении N 1.

Данные ставки не могут быть увеличены во взаимной торговле Сторон. Если ставка таможенной пошлины, определенная в Приложении N 1, будет отменена или снижена в одностороннем порядке в отношении страны, которая не является участницей Договора (далее - третья страна), то такое изменение будет применяться и к Сторонам. Договор не требует приводить к единообразию таможенные тарифы стран - участниц Договора, таким образом, по большинству товаров в отношении третьих стран Стороны сохранят уровень своих таможенных пошлин.

Ограничения во взаимной торговле и защитные меры

Страны - участницы Договора не могут устанавливать и (или) сохранять никаких запретов и ограничений на ввоз любого товара с территории другой Стороны или вывоз товара, предназначенного для такой Стороны.

Данное правило не распространяется:

- на запрет (ограничение) экспорта, временно применяемый для предотвращения или ослабления критического недостатка товаров (продовольствия), имеющих существенное значение для экспортирующей Стороны;

- на запреты (ограничения) импорта и экспорта, необходимые в связи с применением стандартов, правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле;

- на ограничения импорта любого сельскохозяйственного товара или продуктов рыболовства, ввозимых в любом виде, необходимые для осуществления правительственных мероприятий, перечисленных в ст. XI:2 ГАТТ 1994.

Сторона, устанавливающая допустимые количественные ограничения, должна уведомить другие Стороны заранее.

Договор не препятствует Сторонам и даже Таможенному союзу применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Такие меры в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров должны применяться только согласно соответствующим соглашениям ВТО.

Кроме того, во взаимной торговле могут применяться технические меры, в частности технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия.

Во взаимной торговле Стороны должны руководствоваться правилами и принципами о применении санитарных и фитосанитарных мер, а также международными договорами в соответствующих областях, участницами которых эти Стороны являются.

Страна происхождения товаров и транзит

При определении страны происхождения товаров, которые происходят с территории Сторон и находятся в торговом обороте между ними, страны - участницы Договора должны руководствоваться Соглашением от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств". Для определения страны происхождения товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых из этих стран на территории Сторон и вывозимых в третьи страны, применяется национальное законодательство Сторон и международные договоры, участницами которых они являются.

Помимо прочего, Договор поддерживает свободу транзитных перевозок. Все сборы и правила, установленные в связи с транзитными перевозками, должны быть умеренными, применяемыми с учетом условий перевозки.

К транзиту применяются следующие требования:

1. Товары, перемещаемые транзитом через территорию Стороны, должны одновременно:

- оставаться в неизменном состоянии (исключение составляет естественный износ или убыль);

- не использоваться в других целях, кроме транзита;

- доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления.

2. Стороны могут устанавливать перечни отдельных видов товаров, для транзита которых требуется специальное разрешение или транзит которых запрещен.

3. Если транзит прервался по причине аварии или обстоятельств непреодолимой силы, перевозчик руководствуется законодательством той страны, на территории которой это произошло.

4. Таможенные органы Сторон признают национальные средства идентификации, другие средства обеспечения и документы, необходимые для контроля товаров и перевозящих их транспортных средств, в соответствии с конвенциями и (или) договоренностями, участницами которых данные Стороны являются.

5. Каждая Сторона предоставляет товарам, которые находятся в транзите через территорию любой другой Стороны, режим не менее благоприятный, чем режим, который был бы предоставлен таким товарам, если бы они транспортировались с места происхождения к месту назначения без перемещения через территорию такой другой Стороны.

Указанные требования не распространяются на транзит товаров трубопроводным транспортом: данные правоотношения будут регламентированы отдельным международным соглашением. Переговоры по заключению такого документа должны завершиться в течение шести месяцев после вступления в силу Договора.

Договор не препятствует участию Сторон в таможенных союзах. Поскольку из подписавших Договор стран три уже являются участницами Таможенного союза и ЕЭП, то положения Договора будут действовать в отношениях между этими странами в той части, в которой они не противоречат документам, принятым в рамках названных объединений.

[1] См., например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о реализации режима свободной торговли от 08.02.1995, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 22.10.1992 или Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Армения и Правительством Российской Федерации от 30.09.1992.

 

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 09.11.2011

Поделиться ссылкой: