Выпуск от 18 августа 2017 года

(см. также выпуски за другие дни)

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Продавец заключил договор купли-продажи собственных акций с покупателем. Покупатель оплатил договор деньгами.

Через год договор купли-продажи был расторгнут в связи с невозможностью для продавца исполнить договор. Покупатель по соглашению об уступке права требования уступил право требования к продавцу новому кредитору 1, в результате новый кредитор 1 должен покупателю за уступленное право, а продавец должен новому кредитору 1 по уступленному обязательству.

В свою очередь, возникший по договору цессии долг нового кредитора 1 перед покупателем последний уступил кредитору 2.

Кредитор 2 уступает требование к новому кредитору 1 (в части начисленных процентов) кредитору 3. Право требования может быть уступлено с дисконтом, то есть за сумму меньше размера требования. Кредитор 3 применяет ОСН с использованием метода начисления. Так как уступается не основной долг, а начисленные на него проценты, у кредитора 3 не возникает право на начисление дополнительных процентов.

Верно ли то, что у кредитора 3 не возникает налоговая база по НДС по операции уступки требования, поскольку в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация ценных бумаг, к которым согласно ГК РФ относятся и акции, не облагается НДС и в таком случае неприменима ст. 155 НК РФ? Верно ли, что операция цессии не формирует налоговую базу по НДС и в том случае, если сумма полученного дохода кредитором 3 превышает цену приобретения требования? Если нет, то в какой момент должна определяться налоговая база по НДС - в момент поступления платежей по приобретенному требованию или в момент заключения договора цессии?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим операции по уступке денежного требования, вытекающего из договора уступки права требования ценных бумаг, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса. При этом особенности определения налоговой базы при уступке денежного требования, вытекающего из договора уступки права требования ценных бумаг, указанной статьей 155 Кодекса не установлены.

Таким образом, при уступке указанных имущественных прав налоговую базу следует определять в соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Что касается момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций по уступке денежного требования, вытекающего из договора уступки права требования ценных бумаг, то согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база определяется на наиболее раннюю из дат: день передачи имущественных прав или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей передачи имущественных прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2017 г. N 03-07-11/42332

Вернуться к списку вопросов

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор