16 декабря 2016 года

Согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи Кодекса.

Подпунктом 7 пункта 5 статьи 169 Кодекса предусмотрено указание в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в том числе цены (тарифа) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога.

Согласно пункту 3 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, стоимостные показатели счета-фактуры, отражаемые в том числе в графе 4 "Цена (тариф) за единицу измерения", указываются в рублях и копейках (долларах США и центах, евро и евроцентах либо в другой валюте).

В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Таким образом, в случае если числовое значение цены (тарифа) реализуемого товара (работы, услуги), передаваемого имущественного права, указываемое в графе 4 "Цена (тариф) за единицу измерения" счета-фактуры, содержит целое число и четыре цифры после запятой и такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать стоимость реализуемого товара (работы, услуги), передаваемого имущественного права, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2016 г. N 03-07-09/69356

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Таким образом, вычет налога на добавленную стоимость, исчисленного продавцами и уплаченного ими в бюджет с сумм предварительной оплаты (частичной оплаты), без изменения условий (расторжения) соответствующего договора и без возврата этих сумм Кодексом не предусмотрен.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 статьи 171 и пунктом 6 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат вычету с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим в случае зачета сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящей поставки товаров по одному договору, в счет оплаты товаров, ранее отгруженных по другому договору, заключенному с одним и тем же покупателем, налог на добавленную стоимость, уплаченный в бюджет продавцом при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), принимается к вычету с даты отгрузки товаров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2016 г. N 03-07-11/69332

В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период:

от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса;

от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

При этом в соответствии с абзацем четвертым пункта 17.1 статьи 217 Кодекса положения указанного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

Таким образом, к доходам, полученным от продажи недвижимого имущества в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, положения пункта 17.1 статьи 217 Кодекса, а также положения статьи 217.1 Кодекса, устанавливающей особенности освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества, не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 ноября 2016 г. N 03-11-11/69180

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат. Один из них объединяет компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда, в соответствии со статьей 129 раздела VI "Оплаты и нормирование труда" ТК РФ, а другой вид компенсационных выплат определен в статье 164 раздела VII "Гарантии и компенсации" ТК РФ.

Так, в соответствии со статьей 129 ТК РФ в структуру заработной платы помимо вознаграждения за труд и стимулирующих выплат включаются компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.

Подобные выплаты также указаны в пункте 3 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которой к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ относятся начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, компенсационные выплаты, осуществляемые в пользу работника в связи с тем, что условия его работы отклоняются от нормальных, следует рассматривать как систему оплаты труда, принятую на предприятии. Порядок и условия указанных выплат регулируются самой организацией и определяются в коллективных и трудовых договорах.

В свою очередь, на основании статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, следовательно, возмещение работникам расходов, предусмотренных разделом VII "Гарантии и компенсации" ТК РФ, относится к компенсации затрат, связанных с выполнением им трудовых обязанностей, и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Подобные расходы учитываются для целей налогообложения на основании первичных учетных документов, подтверждающих расходы работника и их компенсацию работодателем. При этом вышеуказанные расходы должны быть экономически обоснованны и связаны непосредственно с деятельностью самой организации (статья 252 НК РФ).

Возмещение расходов работника, связанных с удовлетворением его социально-хозяйственных потребностей, не может рассматриваться как осуществленное в рамках деятельности самой организации. Данные выплаты могут осуществляться только в качестве системы оплаты труда, принятой в организации (оплата труда в натуральной форме).

Таким образом, компенсация расходов работника по найму жилого помещения, по оплате учебы детей, на проезд к месту отпуска и тому подобных расходов не может учитываться для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Расходы, осуществленные на основании статьи 169 раздела VII ТК РФ, на возмещение расходов, в том числе вновь принятых работников, при переезде на работу в другую местность учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов в порядке и размерах, определенных локальным нормативным актом организации либо по соглашению сторон трудового договора.

По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов новых сотрудников организации - высококвалифицированных специалистов в виде сумм возмещения их различных расходов.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (в том числе переездом на работу в другую местность).

В случае оплаты (возмещения) работодателем работнику расходов по обустройству на новом месте жительства при переезде такие выплаты не подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ при условии, что такая оплата (возмещение) производится в соответствии со статьей 169 ТК РФ.

Суммы возмещения организацией расходов по найму жилья сотрудников не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 НК РФ, поскольку данной нормой НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения сумм возмещения расходов работников только по переезду.

Согласно пункту 10 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.

Таким образом, суммы платы работодателя за оказание медицинских услуг сотрудникам и членам их семей освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 10 статьи 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данной нормой.

В соответствии с пунктом 21 статьи 217 НК РФ освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Таким образом, в случае если организация оплачивает обучение налогоплательщика - физического лица, в том числе являющегося ребенком работника такой организации, доходы указанного налогоплательщика - физического лица в виде сумм оплаты организацией стоимости его обучения не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 21 статьи 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом.

Положений об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения организацией расходов сотрудников и членов их семей на проезд в отпуск, а также расходов, связанных с получением российской визы сотрудниками и членами их семей, статья 217 НК РФ не содержит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 ноября 2016 г. N 03-03-06/1/68362

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Согласно положениям статьи 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.

В свою очередь, под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.

Таким образом, используемое для осуществления розничной торговли нежилое помещение в здании склада в целях главы 26.3 Кодекса может быть признано торговым местом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 ноября 2016 г. N 03-11-11/67880

Пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров на экспорт, предоставлено право по их выбору представлять в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по таким операциям вместо копий таможенных деклараций и копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации, на бумажном носителе реестры, содержащие сведения из указанных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в электронном виде.

На основании абзаца четырнадцатого указанного пункта 15 статьи 165 Кодекса налоговым органам предоставлено право при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в реестрах, представленных налогоплательщиком для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, сведениям, полученным от таможенных органов, истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.

Таким образом, в случае если налоговым органом, проводящим налоговую проверку, выявлено несоответствие сведений, содержащихся в реестрах таможенных деклараций, представленных налогоплательщиком для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, сведениям, полученным от таможенных органов, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика декларации на бумажном носителе, по которым выявлены несоответствия.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 ноября 2016 г. N 03-07-08/67980

В соответствии с пунктом 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 данной статьи Кодекса, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Таким образом, при продаже товаров (работ, услуг) физическому лицу налогоплательщик освобождается от обязанности выставления счетов-фактур при соблюдении одновременно следующих условий: покупатель - физическое лицо осуществляет оплату товаров (работ, услуг) наличными средствами и продавец выдает покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Иных случаев освобождения налогоплательщиков налога на добавленную стоимость при реализации ими товаров (работ, услуг) физическим лицам от указанных обязанностей Кодексом не установлено.

Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявляемых продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

Поскольку физические лица не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и этот налог к вычету не принимают, счета-фактуры по товарам, оплаченным физическими лицами в безналичном порядке, возможно выписывать в одном экземпляре для учета данных товаров продавцом по итогам налогового периода.

Статьей 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусмотрено, что электронным средством платежа являются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Учитывая изложенное, при реализации физическим лицам товаров, оплаченных платежной картой, используемой при безналичных расчетах, счета-фактуры возможно выписывать в одном экземпляре.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 ноября 2016 г. N 03-07-09/67585

Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, если расходы на разработку планов ремонта объектов основных средств соответствуют условиям, установленным статьей 252 Кодекса, то такие расходы могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 ноября 2016 г. N 03-03-06/1/67137

В соответствии с порядком определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, установленным положениями статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги. Расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в частности, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и затрат на ее реализацию (пункты 2 и 3 статьи 280 НК РФ).

На основании подпункта 7 пункта 7 статьи 272 НК РФ по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.

На основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 и подпункта 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, учитывает расходы по приобретению ценных бумаг в составе расходов при их реализации.

Таким образом, налоговая база по операциям с ценными бумагами в целях налогообложения прибыли организаций определяется при их реализации (погашении) или ином выбытии. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В этой связи суммы расходов, момент признания которых приходился на период применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Поскольку в период применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения расходы по приобретению ценных бумаг не подлежали включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то указанные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на дату реализации ценных бумаг в порядке, установленном вышеуказанными пунктами статей 272 и 280 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 ноября 2016 г. N 03-03-06/1/66457

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из вышеперечисленных обстоятельств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 ноября 2016 г. N 03-03-06/1/66459

В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при расчете налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статьи 270 Кодекса).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. При этом стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 ноября 2016 г. N 03-03-06/1/66456

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего к уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 169 Кодекса составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры не составляют.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками этого налога, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, в случае выставления им счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) обязан исчислить налог на добавленную стоимость и уплатить его в бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Также в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2016 г. N 03-11-11/65552

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).

Таким образом, налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

В то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами статьи 169 Кодекса не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур с отметкой "Без налога (НДС)" при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 Кодекса, нормам Кодекса не противоречит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 ноября 2016 г. N 03-07-14/64908

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 169 Кодекса налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость и налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении деятельности по приобретению товаров для физического лица - принципала у поставщика, с которым по письменному согласию сторон счета-фактуры не составляются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 октября 2016 г. N 03-11-11/63683

Согласно пункту 2 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный такими физическими лицами от источников в Российской Федерации.

Доход в виде подарков, полученных от российской организации, относится к доходам от источников в Российской Федерации. При этом место вручения подарков значения не имеет.

Пунктом 28 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков, полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 рублей за налоговый период.

Сумма указанного дохода в размере, превышающем установленное ограничение 4000 рублей, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке независимо от налогового статуса получателей таких доходов.

Соответственно, организация, от которой физическое лицо получило такие доходы, признается налоговым агентом и исполняет обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса.

Если организация, от которой физические лица получают доходы в виде подарков, не выплачивает физическим лицам каких-либо доходов в денежной форме, с которых можно было бы удержать налог с доходов в натуральной форме, применяются положения пункта 5 статьи 226 Кодекса, в соответствии с которыми при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Кроме того, налоговый агент на основании пункта 2 статьи 230 Кодекса представляет в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, а также расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 октября 2016 г. N 03-04-06/64102

В соответствии с пунктом 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

Уступка требования (цессия) кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

Согласно пункту 3 статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства.

На основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

Из указанного следует, что приобретенное право требования принимается к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены приобретения и расходов, связанных с его приобретением.

Таким образом, переоценка права требования, выраженного в иностранной валюте, а также отражение в доходах (расходах) курсовых разниц, возникающих в связи с изменением официального курса иностранной валюты, в которой выражено приобретенное налогоплательщиком право требования, для целей налогообложения прибыли организаций не производятся.

При этом на основании пункта 10 статьи 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода.

Таким образом, поскольку текущая переоценка приобретенных прав требования в иностранной валюте с учетом произведенных расходов в иностранной валюте в целях налогообложения прибыли не производится, внереализационные доходы (расходы) в виде курсовой разницы, подлежащие учету в целях налогообложения прибыли, у налогоплательщика не возникают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 октября 2016 г. N 03-03-06/2/62027

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В случае если денежные средства, получаемые налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализуемых им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. Поэтому в отношении денежных средств, получаемых в качестве компенсации за досрочное расторжение договора, налог на добавленную стоимость для уплаты в бюджет не исчисляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 октября 2016 г. N 03-07-11/60859

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

На основании пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, расходы на оплату арендных платежей могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций при условии подтверждения таких расходов действующим договором аренды.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 сентября 2016 г. N 03-03-06/1/54868

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Пунктом 2 статьи 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Таким образом, в целях налогообложения первоначальная стоимость основного средства может изменяться только в установленных пунктом 2 статьи 257 НК РФ случаях.

Вместе с тем указанное ограничение не распространяется на случаи, когда первоначальная стоимость подлежит корректировке в связи с допущенными в налоговом учете ошибками и (или) искажениями при определении и признании расходов, подлежащих включению в первоначальную стоимость основного средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При этом при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

В ситуации, когда подтверждающие первоначальную стоимость основного средства первичные документы получены налогоплательщиком после ввода объекта в эксплуатацию, имеет место неполное отражение данных о первоначальной стоимости объекта основных средств по данным налогового учета организации. Это, в свою очередь, влечет за собой неполный учет сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, полученная налогоплательщиком после ввода объекта в эксплуатацию информация о фактической стоимости объекта основных средств, затраты по формированию которой подтверждены документально, должна быть учтена исходя из положений статей 257 - 259.3, 314 и 54 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июня 2016 г. N 03-03-06/3/37780

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении работ по реконструкции здания до получения разрешения на его реконструкцию, подлежат вычетам в случае приобретения этих работ для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет указанных работ на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 июня 2016 г. N 03-07-14/33376


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 и со статьей 214.1 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 Кодекса и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 219.1 Кодекса установлено, что инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, предоставляется налогоплательщику, в частности, при исчислении и удержании налога налоговым агентом.

Согласно пункту 7 статьи 226.1 Кодекса исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном главой 23 Кодекса.

В случае получения в течение налогового периода заявления налогоплательщика о предоставлении ему инвестиционного налогового вычета исчисление суммы налога при выводе денежных средств производится налоговым агентом с учетом указанного налогового вычета при соблюдении условий, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 ноября 2016 г. N 03-04-06/65078

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса.

Налоговая база по налогу на имущество организаций (среднегодовая стоимость имущества), при определении которой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Порядок бухгалтерского учета основных средств в кредитных организациях и методы их оценки установлены Положением о порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях, утвержденным Банком России от 22.12.2014 N 448-П (вступило в силу с 1 января 2016 года).

В соответствии с пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

В этой связи при определении среднегодовой стоимости имущества (средней стоимости имущества) за налоговый (отчетный) период остаточная стоимость имущества должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности на соответствующую дату.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 ноября 2016 г. N 03-05-05-01/63780

В соответствии со статьями 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в отношении тех видов доходов, которые определены в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Кодекса.

Пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 Кодекса предусмотрено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 июля 2016 г. N 03-08-05/41485

=============================================================================