17 апреля 2015 года

В соответствии с пунктом 1 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Согласно подпункту "к" пункта 6 Правил в графе 7 книги покупок указываются номер и дата документа, подтверждающего уплату налога на добавленную стоимость в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в графе 7 книги покупок отражаются реквизиты документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, принимаемых к вычету после их фактической уплаты, в случаях, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Пунктом 4 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты налога на добавленную стоимость, уплаченного продавцами при получении сумм предварительной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся после возврата этих сумм в полном объеме после отражения соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров, отказом от товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, в графе 7 книги покупок отражаются, в частности, реквизиты документов, подтверждающих возврат покупателю авансового платежа.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 марта 2015 г. N 03-07-11/16044

 

Пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Других оснований для списания безнадежной задолженности Кодексом не предусмотрено.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15764

 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса, вступившим в силу с 1 января 2015 года, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В связи с этим реализация имущества, в том числе изготовленного в ходе текущей производственной деятельности организаций-должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их приобретения для производства товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым в ходе текущей производственной деятельности для изготовления имущества, операции по реализации которого не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 марта 2015 г. N 03-07-14/15666

 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 2 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, определяется по месту фактического нахождения данного имущества.

Таким образом, местом реализации услуг по предпродажной подготовке товаров, находящихся на территории иностранного государства, оказываемых иностранной организацией российской организации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 марта 2015 г. N 03-07-08/15498

 

Подпунктом 17 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к внереализационным расходам относятся не компенсируемые из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.

В соответствии со статьей 256 Кодекса амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Таким образом, в ситуации, когда стоимость объектов мобилизационного назначения составляет менее 40 000 рублей, расходы на создание таких объектов включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 17 пункта 1 статьи 265 Кодекса. Порядок признания указанных расходов установлен пунктом 7 статьи 272 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15541

 

В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

При нарушении условий получения данных выплат эти суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с указанным пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных выплат, произведены полностью в течение первого налогового периода (первых двух налоговых периодов), то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.

Положениями пункта 1 статьи 346.17 Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, так и налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

При этом указанные налогоплательщики осуществляют учет полученных выплат и сумм произведенных расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения".

В графе 4 раздела I Книги учета доходов и расходов отражаются суммы полученных выплат в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат, а в графе 5 раздела I Книги учета доходов и расходов отражаются соответствующие суммы осуществленных расходов из предусмотренных условиями договоров.

При этом налогоплательщики, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения в виде доходов, при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период, в графе 4 раздела I Книги учета доходов и расходов указанные суммы выплат не учитывают.

Таким образом, если сумма субсидии на открытие собственного дела, полученной индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном порядке и применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, израсходована полностью по целевому назначению согласно условиям ее предоставления, то в доходах такая сумма учитываться не должна. В этом случае при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма полученных выплат не учитывается.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 марта 2015 г. N 03-11-11/14751

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 30 процентов в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых, в частности, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Таким образом, налогообложению по ставке 13 процентов подлежат не любые доходы, получаемые физическим лицом - высококвалифицированным специалистом, а доходы от осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.

При налогообложении доходов сотрудника организации - высококвалифицированного специалиста, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, не относящихся к доходам от осуществления трудовой деятельности, например в виде сумм оплаты организацией коммунальных расходов, применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 30 процентов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 марта 2015 г. N 03-04-06/14003

 

Порядок составления счетов-фактур агентами, приобретающими для принципала товары (работы, услуги) от своего имени, установлен Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.

Согласно пункту 1 Правил агенты составляют принципалам счета-фактуры по приобретенным для них товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, полученных от продавцов.

Таким образом, в адрес принципала агентом выставляется счет-фактура по приобретенным для принципала товарам (услугам) в валюте, указанной в счете-фактуре, полученной агентом от продавца этих товаров (услуг).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 марта 2015 г. N 03-07-09/13804

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 и пунктом 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации корректировочный счет-фактура выставляется покупателю при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение.

Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графе 1 корректировочного счета-фактуры указывается наименование поставляемых (отгруженных) товаров, которое указано в графе 1 счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура.

Таким образом, в случае выявления пересортицы, в результате которой обнаружены товары, не указанные в первоначальном счете-фактуре, корректировочный счет-фактура продавцом не выставляется, а в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном пунктом 7 указанных Правил.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 марта 2015 г. N 03-07-09/13813

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 и пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ) (далее - Налоговый кодекс) с 1 января 2015 года применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и (или) системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов), направляет Перечень объектов в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает Перечень объектов на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В Перечень объектов в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, в отношении недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, подлежащего налогообложению по кадастровой стоимости и включенного в перечень административно-деловых и торговых центров, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.

Указанное ограничение применения налогового преимущества действует только в том случае, если в соответствующем муниципальном образовании налогообложение имущества физических лиц осуществляется по кадастровой стоимости и объект недвижимого имущества включен в перечень объектов административно-деловых и торговых центров, утвержденный субъектом Российской Федерации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 марта 2015 г. N 03-11-11/13667

 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Так, для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в налоговые органы налогоплательщиком должна быть представлена в том числе копия таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.

Приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761, вступившим в силу 12 ноября 2014 года, утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.

Согласно пункту 26 Порядка после выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее - ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками. При этом на основании подпункта "а" пункта 39 Порядка таможенные органы распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах.

По сообщению ФТС России, в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 39 Порядка, при распечатывании на бумажном носителе электронных копий деклараций на товары производится внесение (проставление) отметок, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Так, статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа. Внесение (проставление) отметок производится согласно положениям Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, и Порядка регистрации, отказа в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262.

Сроки представления бумажных копий электронных документов регламентируются правилами ведения делопроизводства конкретного таможенного органа, не противоречащими положениям Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 9 июля 2014 г. N 1331.

Таким образом, представление в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями приказа ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761 на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок (в этой копии соответствующих сведений об отметках) не препятствует налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров на экспорт, подтвердить правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по таким операциям в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 марта 2015 г. N 03-07-08/12941, от 11 марта 2015 г. N 03-07-08/12854

 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В связи с этим при предоставлении сотрудникам организации, персонификация которых не осуществляется, указанных продуктов питания объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость и права на вычет налога, предъявленного по данным товарам, не возникает.

Что касается налога на прибыль организаций, то в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников и предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

На основании пункта 4 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся стоимость бесплатно предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов, а также иные расходы, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором. При этом пунктом 25 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Таким образом, стоимость питания, предоставляемого работникам организации, может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено трудовым и (или) коллективным договором.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 марта 2015 г. N 03-07-11/12142

 

В соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Согласно статье 117 ТК РФ минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 и 4 степени либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней. При этом продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В целях главы "Налог на прибыль организаций" 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Статьей 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 НК РФ).

Учитывая изложенное, расходы работодателя на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам, предусмотренным трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, затраты на повышенную оплату труда, предусмотренную трудовым либо коллективным договором, а также компенсационные выплаты работнику за увеличенную рабочую неделю в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 февраля 2015 г. N 03-03-06/1/10014

 

В соответствии со статьей 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения при применении патентной системы налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 346.48 Кодекса налоговая база по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 Кодекса, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 346.51 Кодекса установлено, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

Таким образом, применение патентной системы налогообложения основано на налогообложении не фактического дохода налогоплательщика от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется данная система налогообложения, а потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода или дохода за период действия патента. При этом сумма превышения фактически полученного дохода над потенциально возможным к получению индивидуальным предпринимателем доходом за соответствующий налоговый период иными налогами не облагается.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 февраля 2015 г. N 03-11-12/10137

 

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Согласно пункту 1 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Пунктом 2 статьи 244 ГК РФ установлено, что имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевой собственности).

При этом само по себе обстоятельство, что лицу принадлежит доля в праве общей собственности на имущество, не позволяет ему распоряжаться таким имуществом либо его частью по своему усмотрению. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 ГК РФ). В связи с этим передача в аренду части имущества, находящегося в общей долевой собственности, должна осуществляться с согласия всех ее участников.

Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать размер ПВД в отношении предпринимательской деятельности, указанной в подпункте 19 пункта 2 указанной статьи Кодекса, в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).

Если арендодателями по договорам аренды объекта, находящегося в общей долевой собственности, являются все собственники данного объекта, то каждый из собственников - индивидуальных предпринимателей, изъявивший желание перейти на патентную систему налогообложения, получает один патент на те части объекта, передаваемого в аренду, которые принадлежат ему на праве долевой собственности.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 февраля 2015 г. N 03-11-12/10144

 

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на оплату труда.

Согласно статьям 57, 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) под заработной платой (оплатой труда работников) понимается вознаграждение за труд, которое выплачивается работнику в соответствии с заключенным трудовым договором.

Статьей 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор предполагает две стороны: работника и работодателя.

В соответствии со статьей 20 ТК РФ работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

При отсутствии одной из сторон трудового договора он не может быть заключен.

Следовательно, руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем и членом организации, не может сам себе начислять и выплачивать заработную плату.

Исходя из этого, вышеуказанный руководитель организации не вправе учесть в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в качестве расходов на оплату труда произведенные расходы в виде оплаты самому себе заработной платы.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 февраля 2015 г. N 03-11-06/2/7790

 

Согласно пункту 21 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.

Согласно положениям статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы на выплату сумм физическим лицам по заключенным с ними договорам гражданско-правового характера могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае соответствия заключенных договоров положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и при условии соблюдения положений статьи 252 Кодекса и пункта 21 статьи 255 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2015 г. N 03-03-06/1/5255

 

В соответствии с подпунктом "л" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графе 11 счетов-фактур указывается номер таможенной декларации. При этом данная графа заполняется в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.

Положениями статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в статье 178 ТК ТС, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 ТК ТС выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:

коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

Таким образом, в случае реализации российской организацией ввезенных товаров, выпуск которых осуществлялся таможенными органами до подачи таможенной декларации в вышеуказанном порядке, в графе 11 "Номер таможенной декларации" счетов-фактур может указываться номер обязательства о подаче таможенной декларации, в соответствии с которым осуществлен выпуск товаров.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2015 г. N 03-07-08/5026

 

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

На основании пункта 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом.

Учитывая изложенное, в случае использования объекта концессионного соглашения для осуществления операций по реализации услуг, освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы налога, уплаченные в бюджет концессионером - налоговым агентом при перечислении концеденту концессионной платы, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости услуг по предоставлению во временное владение и пользование объекта концессионного соглашения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 октября 2014 г. N 03-07-11/53044

 

В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Следовательно, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Что касается жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то статьей 378.2 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, которые применяются к объектам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения и поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса.

С 1 января 2015 года особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предусмотренные статьей 378.2 Кодекса, определяются также в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, в случае если в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, законом соответствующего субъекта Российской Федерации особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости не установлены, налог на имущество организаций в отношении указанного имущества не исчисляется.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 марта 2015 г. N 03-05-05-01/15779

 

Статьей 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. При этом на основании пункта 3 статьи 830 Гражданского кодекса исполнение денежного требования должником финансовому агенту освобождает должника от соответствующего обязательства перед клиентом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования. При этом указанный порядок определения налоговой базы применяется независимо от того, какие операции (подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость либо освобождаемые от налогообложения) лежат в основе договора реализации товаров (работ, услуг).

Таким образом, осуществляемые банком операции финансирования под уступку денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), предусматривающего рассрочку платежа, а также выплату сумм неустойки за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязательств по оплате товаров (выполнению работ, оказанию услуг), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 2 статьи 155 Кодекса.

Что касается выставления счетов-фактур должнику, то согласно пункту 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим соответствующие счета-фактуры выставляются продавцом (клиентом) покупателю (должнику) при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Кодекса.

Таким образом, при получении банком (финансовым агентом) от должника сумм во исполнение денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), счета-фактуры должнику не выставляются.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 марта 2015 г. N 03-07-05/14390

 

В настоящее время применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

В соответствии с пунктом 14 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола взимание налога на добавленную стоимость по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, осуществляется налоговым органом государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.

Согласно пункту 3 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола. При этом на основании пункта 2 раздела I "Общие положения" Протокола налогоплательщиками в целях применения Протокола признаются налогоплательщики (плательщики) налогов, сборов и пошлин государств - членов ЕАЭС.

Учитывая изложенное, при осуществлении филиалом иностранной организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, импорта товаров в Российскую Федерацию с территории государства - члена ЕАЭС налог на добавленную стоимость уплачивается в соответствии с положениями вышеуказанного раздела III Протокола, а при экспорте товаров с территории Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, предусмотренных разделом II Протокола.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 марта 2015 г. N 03-07-13/1/14229

 

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговым агентом признается доверительный управляющий в отношении дохода, выплачиваемого налогоплательщику по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Согласно пункту 7 статьи 226.1 Кодекса исчисление и уплата суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок в порядке, установленном главой 23 Кодекса, в следующие сроки:

по окончании налогового периода;

до истечения налогового периода;

до истечения срока действия договора в пользу физического лица.

В соответствии с абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой Кодекса.

Исходя из вышеприведенных положений статьи 226.1 Кодекса при выплате дохода по ценным бумагам сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода.

Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 226.1 Кодекса под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 марта 2015 г. N 03-04-06/69529

 

Из вопроса следует, что Банк заключает с физическими лицами договоры займа в иностранной валюте. В некоторых случаях обязательства заемщика по уплате (возврату) основного долга и начисленных процентов, на основании соглашения между Банком и заемщиком об изменении условий договора займа, конвертируются из иностранной валюты в рубли.

В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

В результате конверсии в рубли обязательства заемщика по возврату основного долга, выраженного в иностранной валюте, у налогоплательщика может возникнуть экономическая выгода, определяемая как разница между суммой подлежащей возврату в соответствии с первоначальными условиями договора займа части основного долга в иностранной валюте, пересчитанной в рубли по официальному курсу Банка России на дату ее возврата, и суммой соответствующей части основного долга в рублях, подлежащей возврату в соответствии с измененными условиями договора.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Налоговая база по доходу в виде такой материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, определяется как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Поскольку сам заем предоставлен физическому лицу - клиенту Банка в иностранной валюте, независимо от изменения условий его возврата применяется порядок определения налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами в иностранной валюте, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 статьи 212 Кодекса.

В этом случае для пересчета в иностранную валюту суммы процентов, подлежащих в соответствии с измененными условиями договора уплате в рублях, используется официальный курс рубля к иностранной валюте на дату уплаты процентов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 марта 2015 г. N 03-04-06/69544

 

Из вопроса следует, что Банк заключает с физическими лицами договоры на брокерское обслуживание и депозитарные договоры. Зачисление купонного дохода производится на брокерские счета физических лиц - владельцев ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 7 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами. То есть доходы в виде купона и доходы по операциям с ценными бумагами относятся к одному виду доходов.

При этом абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой Кодекса.

Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 226.1 Кодекса под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

Таким образом, при выплате купона налоговый агент определяет налоговую базу исходя из всей суммы выплаты. В дальнейшем при определении налоговым агентом в установленном порядке налоговой базы по операциям с ценными бумагами доходы в виде купона, полученные в налоговом периоде по облигациям, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, а в расходы по указанным операциям включаются уплаченные в соответствии с договором купли-продажи облигаций суммы накопленного купонного дохода. При этом при исчислении налога по операциям с ценными бумагами суммы налога, удержанные при выплате купона, засчитываются в уменьшение подлежащего уплате налога по таким операциям.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 марта 2015 г. N 03-04-06/13347

 

Из вопроса следует, что налогоплательщик по решению суда получил от страховой организации страховую выплату в возмещение сумм ущерба по договору обязательного страхования транспортного средства, а также выплату штрафа в связи с нарушением страховой организацией прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), возмещение морального вреда и расходов на оплату услуг представителя налогоплательщика в суде и другие выплаты, связанные с рассмотрением иска налогоплательщика в суде.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, в соответствии с данным подпунктом не учитываются доходы в виде страховых выплат, полученных по договорам обязательного страхования, в том числе по ОСАГО.

При этом выплаты застрахованному лицу штрафа в связи с нарушением страховой организацией прав потребителей, предусмотренных Законом N 2300-1, возмещение ему морального вреда, расходов на оплату услуг представителя застрахованного лица в суде и т.п. договором ОСАГО не предусмотрены и не являются страховыми выплатами.

В связи с этим указанные выплаты, производимые страховой организацией по решению суда, под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 213 Кодекса не подпадают.

Согласно абзацу девятому пункта 4 данной статьи по договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.

Таким образом, возмещаемые страховой организацией физическому лицу - страхователю судебные и иные расходы, произведенные им в рамках правоотношений, возникших при наступлении страхового случая по договорам, предусмотренным пунктом 4 статьи 213 Кодекса, не подлежат включению в доход налогоплательщика.

Аналогичной нормы в отношении страховых случаев, не относящихся к добровольному имущественному страхованию, статья 213 Кодекса не содержит. В таких случаях суммы возмещения вышеуказанных расходов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Вместе с тем пункт 3 статьи 217 Кодекса устанавливает перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.

В частности, пунктом 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц установленные законодательством Российской Федерации компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В соответствии со статьей 15 Закона N 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Таким образом, сумма денежных средств, выплачиваемая на основании судебного решения в возмещение морального вреда, причиненного организацией физическому лицу, является компенсационной выплатой, предусмотренной пунктом 3 статьи 217 Кодекса, и на этом основании не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Штрафы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, выплачиваемые страховой организацией в соответствии с Законом N 2300-1, а также выплаты в компенсацию страховщиком расходов страхователя на представителя, на подготовку заключения специалистов о стоимости восстановительного ремонта и т.п., произведенные им в рамках правоотношений, возникших при наступлении страхового случая, в пункте 3 статьи 217 Кодекса не поименованы, и, следовательно, такие выплаты не подлежат освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2015 г. N 03-04-05/12596

 

В установленных подпунктами 5 - 7 пункта 2 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) случаях депозитарий признается налоговым агентом.

Согласно пункту 4 статьи 230 Кодекса лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, пунктом 3 статьи 230 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Иных обязанностей налогового агента по представлению налогоплательщикам информации о выплаченных им доходах и удержанных суммах налога главой 23 Кодекса не предусмотрено.

Содержание отчетов депозитария, представляемых депонентам, Кодексом не регулируется. Включение тех или иных сведений в такие отчеты, включая сведения об удержанных суммах налога на доходы физических лиц, может предусматриваться соглашением между депозитарием и депонентом.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 февраля 2015 г. N 03-04-06/9324

 

Из вопроса следует, что физическое лицо осуществляет конверсионные операции с банком по покупке и продаже иностранной валюты.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с иностранной валютой главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не установлен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Кодекса под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Поскольку согласно статье 141 Гражданского кодекса и подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранная валюта признается имуществом, налогообложение доходов при совершении операций с иностранной валютой производится исходя из положений Кодекса, предусмотренных для налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи имущества, включая положения статей 220, 228 и 229 Кодекса.

Исходя из вышеизложенного при выплате организацией налогоплательщику дохода, полученного в результате операций с банком по покупке и продаже иностранной валюты, такая организация не признается налоговым агентом. При этом исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 февраля 2015 г. N 03-04-06/8370

 

Согласно пункту 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 статьи 168 Кодекса, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Таким образом, при оказании физическим лицам услуг за наличный расчет банк вправе не выставлять счета-фактуры по этим услугам в случае выдачи физическим лицам кассового чека или иного документа установленной формы.

Пунктом 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, установлено, что в книге продаж регистрируются показатели контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению.

В соответствии с пунктом 13 Правил продавцы, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения контрольно-кассовой техники, но с выдачей документов строгой отчетности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регистрируют в книге продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выставленные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 февраля 2015 г. N 03-07-09/6520