16 января 2015 года

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно статье 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продукции собственного производства (изготовления).

При этом необходимо учитывать, что согласно статье 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Статьей 128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, реализуемые налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю, подарочные сертификаты являются товарами. В связи с этим доходы от их реализации по договорам розничной купли-продажи могут облагаться в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 декабря 2014 г. N 03-11-11/65746

 

В соответствии с пунктом 1 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Согласно подпункту "к" пункта 6 Правил в графе 7 книги покупок указываются номер и дата документа, подтверждающего уплату налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в графе 7 книги покупок отражаются реквизиты документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, принимаемых к вычету после их фактической уплаты, в случаях, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе при ввозе товаров в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации, регистрации в книге продаж подлежат составленные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с Кодексом.

Согласно подпункту "о" пункта 7 данных Правил ведения книги продаж в графе 11 указываются номер и дата документа, подтверждающего оплату счета-фактуры, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в частности, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); при исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 Кодекса; при получении средств, увеличивающих налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 ноября 2014 г. N 03-07-11/60221

 

На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения (за исключением, в частности, операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса). При этом запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами статьи 169 Кодекса не предусмотрено.

В связи с этим составление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 Кодекса, нормам Кодекса не противоречит.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2014 г. N 03-07-09/59838

 

Согласно пункту 2.1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы, предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 Кодекса, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями, в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

В соответствии с пунктом 5 статьи 283 Кодекса в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 Кодекса, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Пунктом 4 статьи 283 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

При этом пунктом 2 статьи 283 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получает этот убыток.

Кодексом установлены особенности переноса некоторых убытков.

Согласно пункту 3 статьи 268 Кодекса убыток от реализации амортизируемого имущества включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Таким образом, налогоплательщик (правопреемник) имеет право в порядке правопреемства уменьшать свои доходы на суммы убытков, полученных и отраженных в налоговых декларациях реорганизуемым лицом, в течение оставшегося срока в порядке, установленном пунктом 2 статьи 283 Кодекса. Часть убытка от реализации амортизируемого имущества, не учтенного в прочих расходах реорганизуемым лицом, правопреемник имеет право учесть при определении налоговой базы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 268 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2014 г. N 03-03-06/1/59771

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

В то же время главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса предусмотрены случаи, при которых индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

В частности, согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется указанными лицами в случае выставления ими покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога.

Обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет при получении индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения и не выставляющим счета-фактуры, от покупателя платежного поручения, в котором ошибочно выделен налог на добавленную стоимость, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрена.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 ноября 2014 г. N 03-07-14/58618

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса применение патентной системы налогообложения возможно в отношении предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования. К данной группе видов предпринимательской деятельности относятся виды предпринимательской деятельности, предусмотренные разделом 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН).

В соответствии с ОКУН вид деятельности "Хранение автотранспортных средств на платных стоянках" (код 017608) включен в подраздел "Прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" (код 017608) раздела "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (код 017000).

В данном случае услуги по хранению на платных стоянках автотранспортных средств включаются в состав предпринимательской деятельности налогоплательщика по техническому обслуживанию и ремонту данных автотранспортных средств, а не являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности.

В связи с этим в отношении предпринимательской деятельности по хранению на платных стоянках автотранспортных средств как самостоятельного вида деятельности патентная система налогообложения применяться не может.

При этом следует иметь в виду, что подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН, не указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Поскольку услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках относятся к бытовым услугам, индивидуальный предприниматель, оказывающий эти услуги, может применять патентную систему налогообложения в том случае, если субъектом Российской Федерации установлен дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых применяется названная система налогообложения, и хранение автотранспортных средств на платных стоянках указано в данном перечне.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 ноября 2014 г. N 03-11-12/56137

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Таким образом, убытки от хищения денежных средств могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций только в случае отсутствия виновных лиц и наличия документа, подтверждающего их отсутствие, выданного уполномоченным органом власти.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2014 г. N 03-03-06/1/56056

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Как установлено пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), а также установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Согласно пункту 3 Положения документ должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму - для организации; фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дату осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Услуги копировально-множительные (код 019755) Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Росстандарта от 28.06.1993 N 163, отнесены к бытовым услугам населению.

В связи с изложенным организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие данные услуги населению, в том числе применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт обязаны руководствоваться положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, в соответствии с которыми они могут не использовать контрольно-кассовую технику только при условии выдачи бланков строгой отчетности.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 октября 2014 г. N 03-11-11/55023

 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса), в целях налогообложения прибыли организаций относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Кодексом. Этот сбор установлен статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 21.10.2013 N 278-ФЗ) и уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Таким образом, если утилизационный сбор не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса, так как не является налоговым или таможенным платежом (сбором), то он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.

Согласно Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291) плательщики утилизационного сбора - крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси составляют расчеты этого сбора за каждый день производства (выдачи соответствующих паспортов транспортных средств, на бланках которых проставляется отметка о его уплате) для представления в налоговые органы в установленные сроки.

Уплата утилизационного сбора осуществляется крупнейшим производителем в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора.

Установленный Правительством Российской Федерации порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности налогоплательщика за определенный отчетный период (в данном случае - квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм сбора, отраженного в расчетах, представленных плательщиком сбора в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет. Соответственно, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 октября 2014 г. N 03-03-06/1/54938

 

Согласно статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии со статьей 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, доходы от реализации имущественного права в виде права требования по договору долевого участия на покупку квартиры организация должна учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 октября 2014 г. N 03-11-06/2/55025

 

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

К расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся, в частности, расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

Учитывая, что форменная одежда, выдаваемая работникам, не передается им в собственность, ее стоимость не учитывается в составе расходов на оплату труда на основании пункта 5 статьи 255 Кодекса даже в случае, если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение форменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре.

При этом подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса указано, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

Правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

Форменная одежда, свидетельствующая о принадлежности работников к данной организации, которая передается работникам организации во временное пользование, не является спецодеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В то же время расходы на указанную форменную одежду могут быть учтены в составе материальных расходов в качестве расходов на приобретение другого имущества, не являющегося амортизационным имуществом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Таким образом, расходы на приобретение форменной одежды, свидетельствующей о принадлежности работников к данной организации, которая передается работникам организации во временное пользование и не является амортизационным имуществом, могут быть учтены в составе материальных расходов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 272 Кодекса такие расходы считаются осуществленными по дате передачи форменной одежды в производство.

В зависимости от перечня прямых расходов, установленного организацией в целях налогообложения, такие суммы признаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе прямых или косвенных расходов соответственно.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 октября 2014 г. N 03-03-06/1/54958

 

Согласно части 7 статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в частях 3 и 4 статьи 275.1 Кодекса, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

Расчет процентного отношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта производится исходя из общего количества работников организации с учетом всех филиалов и иных обособленных подразделений и численности работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающих производств и хозяйств.

Что касается показателя "численность работающего населения", то он соответствует показателю "численность занятого населения", представляющему собой составную часть экономически активного населения.

По данным Росстата (Письмо от 12.04.2013 N МД-08-2/1168-ДР), информация о численности занятого населения по всем населенным пунктам собирается при проведении Всероссийских переписей населения один раз в 10 лет.

Следовательно, в целях применения части 7 статьи 275.1 Кодекса используется информация о численности работающего населения (численности занятого населения) соответствующего населенного пункта из официальных данных Росстата и его территориальных органов, сформированная по данным последней Всероссийской переписи населения.

В соответствии со статьей 275.1 Кодекса к обслуживающим производствам и хозяйствам (далее - ОПХ) относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

К объектам социально-культурной сферы относятся в том числе санатории (профилактории).

Таким образом, санаторий, числящийся на балансе организации, относится к объекту ОПХ, а следовательно, налоговая база по деятельности таких объектов должна определяться отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности организации на основании статьи 275.1 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 октября 2014 г. N 03-03-06/1/54951

 

Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 3.5 статьи 165 Кодекса, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров в Российскую Федерацию (вывоз товаров из Российской Федерации). При этом в случае ввоза товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

При вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, оказываемые российской организацией в морском порту услуги по перевалке и хранению товаров, в том числе товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 3.5 статьи 165 Кодекса.

В случае представления в налоговые органы подтверждающих документов, не соответствующих установленным пунктом 3.5 статьи 165 Кодекса требованиям (в том числе в случае невозможности идентификации места, указанного в коносаменте, морской накладной или ином документе, подтверждающем факт приема товаров к перевозке морским транспортом, как места, находящегося за пределами территории Российской Федерации), указанные услуги на основании пункта 9 статьи 165 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, в размере 18 процентов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2014 г. N 03-07-08/52244

 

Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 247 объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Согласно положениям Кодекса в доходы от международных перевозок не включаются доходы от оказания экспедиторских услуг (сопровождения грузов) и к этим доходам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Таким образом, доходы, полученные иностранными компаниями на основании договоров об экспедиторских услугах, которые оказаны российской организации, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации, если такая деятельность иностранных компаний на территории Российской Федерации не приводит к образованию их постоянных представительств. Соответственно, в этом случае российская организация не будет являться налоговым агентом для иностранных компаний по договору о транспортно-экспедиторских услугах.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 октября 2014 г. N 03-08-05/51478

 

В случае если организация, являющаяся по договору участия в долевом строительстве застройщиком, своими силами или своими силами с привлечением других лиц обязуется построить вышеназванные объекты недвижимости и выполняет строительно-монтажные работы, то на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства, получаемые этой организацией от участников долевого строительства на возмещение затрат на строительство объектов долевого строительства, являющихся нежилыми помещениями, предназначенными для размещения офисов и объектов торговли, и на оплату услуг застройщика, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у застройщика в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2014 г. N 03-07-11/50890

 

Согласно пункту 4 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 289 Кодекса налоговые агенты представляют налоговые расчеты не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые расчеты по итогам налогового периода представляются налоговыми агентами не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 285 Кодекса установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год. Отчетными периодами по данному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Из вышеизложенного следует, что лица, признаваемые налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц в соответствии со статьей 226.1 Кодекса, представляют в налоговый орган сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 230 Кодекса, по истечении каждого отчетного и налогового периода, установленного статьей 289 Кодекса, в котором они производили выплаты дохода налогоплательщику.

Сведения об иных доходах налогоплательщиков - физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов за налоговый период, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса, представляются налоговым агентом по форме (2-НДФЛ), форматам и в порядке, которые утверждены ФНС России, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 октября 2014 г. N 03-04-06/49854

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

На основании статьи 346.27 Кодекса розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, невостребованных вещей в ломбардах, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленных в этих торговых автоматах, относится в целях главы 26.3 Кодекса к розничной торговле.

При этом согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, комиссионная торговля - это форма торговли, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии и других договоров.

Таким образом, в целях применения главы 26.3 Кодекса комиссионная торговля как один из видов торговли, в том числе розничной торговли, может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

В случае реализации товара по договорам комиссии необходимо руководствоваться положениями статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которой установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Предпринимательская деятельность комиссионера по осуществлению розничной торговли может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход только в том случае, если комиссионер реализует товар от своего имени через объект организации торговли, который принадлежит или используется им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.п.).

Учитывая изложенное, организация может применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли по договорам комиссии при условии соблюдения положений главы 26.3 Кодекса и ГК РФ.

Также следует отметить: если организация совмещает применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли по договорам комиссии уплачивает единый налог на вмененный доход, то доходы в виде комиссионного вознаграждения, полученные в рамках данных договоров при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываться не должны.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 октября 2014 г. N 03-11-06/3/49927

 

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при налогообложении не учитываются средства целевого финансирования в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.

Исходя из этого, организация, осуществляющая функции застройщика при строительстве объектов за счет средств дольщиков, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, должна учитывать доходы от оплаты услуг застройщика, а также экономию затрат на строительство объектов недвижимости в виде разницы между договорной стоимостью объектов и фактическими затратами по строительству данных объектов, не включающими расходы на содержание службы застройщика, определяемую по окончании строительства.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 сентября 2014 г. N 03-11-06/2/47049

 

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим упрощенную систему налогообложения, на его создание и развитие, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм таких выплат (средств).

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и подпрограммой "Поддержка малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, в настоящее время осуществляются меры государственной поддержки начинающих фермеров. Поддержка начинающих фермеров осуществляется посредством предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Финансирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим упрощенную систему налогообложения, на его создание, развитие, должны отражаться в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 сентября 2014 г. N 03-11-11/47200

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Что касается оказания услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества казенными учреждениями, то согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налогов налогоплательщиком.

Таким образом, в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 сентября 2014 г. N 03-07-14/46917

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 и пунктом 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение доходов, получаемых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в виде процентов по банковскому вкладу, производится в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, установлены статьей 214.2 Кодекса.

В соответствии со статьей 214.2 Кодекса в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено главой 23 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 224 Кодекса в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Кодекса, налоговая ставка установлена в размере 35 процентов.

В связи с этим изложенный порядок следует применять к процентным доходам по вкладам в банках независимо от того, зарегистрированы физические лица, получающие такие доходы, в качестве индивидуальных предпринимателей или нет и отражается ли наличие такой регистрации в договоре банковского вклада.

Обязанности по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также по представлению в соответствии со статьей 230 Кодекса в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов, возлагаются на банк, признаваемый в соответствии со статьей 226 Кодекса налоговым агентом в отношении указанных доходов физических лиц.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 сентября 2014 г. N 03-11-06/2/44294

 

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности в виде сдачи в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который в нем указан (пункт 1 статьи 346.45 Кодекса).

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (пункт 1 статьи 609 ГК РФ).

Таким образом, количество объектов, передаваемых в аренду (внаем), определяется на основании как долгосрочных, так и краткосрочных договоров аренды (найма), заключаемых индивидуальным предпринимателем - арендодателем (наймодателем) с конкретными арендаторами (нанимателями).

В том случае если индивидуальный предприниматель получил патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, то такой патент будет действовать только в отношении передаваемых им в аренду объектов, указанных в патенте.

Если у индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, имеются в собственности иные жилые и нежилые помещения, дачи, земельные участки, которые он сдает в аренду и которые не указаны в патенте, он вправе в отношении доходов от аренды указанных объектов применять иные режимы налогообложения, в том числе упрощенную систему налогообложения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2014 г. N 03-11-12/39564

 

Особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении операций по реализации услуг международной связи установлены пунктом 5 статьи 157 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому суммы, полученные от реализации таких услуг иностранным покупателям, не учитываются при определении налоговой базы. При этом нормами данной главы Кодекса особенности применения налоговых вычетов при осуществлении указанных операций не предусмотрены. В связи с этим вычет сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным российской организацией для оказания услуг международной связи иностранным покупателям - операторам связи, осуществляется в общеустановленном порядке на основании положений статей 171 и 172 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2014 г. N 03-07-08/39694

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) возврат ранее удержанного и уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в валюте Российской Федерации после подачи заявления и иных документов, упомянутых в вышеуказанном пункте, в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Согласно пунктам 6 и 10 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогового агента в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

При этом исчисление срока возврата излишне уплаченного налога, определенного пунктом 6 статьи 78 Кодекса, начинается со дня подачи заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 Кодекса.

Соответствующая позиция выражена в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2014 г. N 03-08-05/59810

 

Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии со статьей 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Таким образом, если доход иностранной организации от источников в Российской Федерации по фьючерсному контракту, не предусматривающему поставку базисного актива, может относиться к доходам, указанным в пункте 1 статьи 309 Кодекса, то налогооблагаемым доходом по беспоставочным фьючерсам, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации, является сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту.

На основании положений пункта 4 статьи 301 Кодекса для целей главы 25 Кодекса под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли или клиринговой организацией и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли (или) клиринговыми организациями правилами.

Согласно статье 326 Кодекса налогоплательщики учитывают в составе налоговой базы изменение текущей стоимости финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, в размере денежных сумм, рассчитанных биржей (клиринговой организацией).

При этом налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений главы 25 Кодекса.

В соответствии с принципами определения доходов, установленными статьей 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 304 Кодекса налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, определяется как разница между суммами доходов по указанным сделкам со всеми базисными активами, причитающимися к получению за отчетный (налоговый) период, и суммами расходов по указанным сделкам со всеми базисными активами за отчетный (налоговый) период. Отрицательная разница соответственно признается убытком от таких операций.

Получение экономической выгоды рассматриваемой иностранной организацией по беспоставочным фьючерсам происходит на дату исполнения (прекращения или исполнения встречной сделкой) соответствующего контракта в виде положительного сальдо вариационной маржи. Эта выгода определяется без учета комиссии организатора торговли и брокерской комиссии.

При налогообложении доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающей доходы от источников в Российской Федерации, по беспоставочным фьючерсам, обращающимся на организованном рынке, налоговая база по налогу на прибыль организаций указанной иностранной организации определяется как сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту на дату его исполнения (прекращения или исполнения встречной сделкой), уменьшенная на сумму соответствующей комиссии организатора торговли и брокерской комиссии.

При этом при исчислении налога следует учитывать положения соглашений об избежании двойного налогообложения, рассматриваемые доходы для целей применения которых могут квалифицироваться как "другие доходы".

Учитывая изложенное, проблемы, связанной с невозможностью удержания налога на прибыль организаций с доходов иностранной организации, у банка возникать не должно.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2014 г. N 03-08-05/59703

 

Пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка.

Таким образом, в период нахождения за пределами Российской Федерации организация выплачивает сотруднику сумму среднего заработка, гарантированного ему при направлении в служебную командировку в соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указанные выплаты среднего заработка при направлении работника в служебную командировку, не являющиеся вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, производимые российской организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Учитывая положения пункта 2 статьи 207 Кодекса, в случае нахождения сотрудника организации в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению по ставке 30 процентов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 октября 2014 г. N 03-04-05/52003

 

Из вопроса следует, что ЗАО (далее - Банк) осуществляет депозитарную деятельность и в отношении ценных бумаг клиентов является номинальным держателем, а при осуществлении выплат налогоплательщикам-акционерам дохода по ценным бумагам (дивидендов), выпущенным российскими организациями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается налоговым агентом.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме (в том числе дивидендов) дата фактического получения налогоплательщиком дохода определяется, в частности, как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

В случае если по поручениям акционеров-налогоплательщиков дивиденды перечисляются номинальным держателем в банк на счета акционеров или по их поручениям на счета третьих лиц, со всех сумм перечисленных в банк дивидендов налоговому агенту следует удерживать суммы исчисленного налога на доходы физических лиц.

До перечисления денежных средств на счета налогоплательщиков (третьих лиц) обязанности по удержанию сумм налога на доходы физических лиц и их перечислению в бюджет у налогового агента не возникает.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" номинальный держатель, которому были перечислены дивиденды и который не исполнил обязанность по их передаче, установленную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, по не зависящим от него причинам, обязан возвратить их обществу в течение 10 дней после истечения одного месяца с даты окончания срока выплаты дивидендов.

Порядок возврата сумм невыплаченных дивидендов акционерному обществу Кодексом не регулируется.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Кодекса при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению (в том числе в случае ошибочного удержания налога с сумм невыплаченных доходов), налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном данной статьей Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 сентября 2014 г. N 03-04-06/43927