Главная

Материалы журнала "Главная книга"

22 апреля 2020 года

Содержание

НДС ПРИ АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗЕМЛИ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

При аренде государственного и муниципального имущества у органов власти организации и предприниматели, как правило, должны выполнять функции налоговых агентов: исчислять НДС, удерживать его из арендной платы и перечислять в бюджет.

Однако аренда земли у органа государственной или муниципальной власти - особый случай. Тонкости есть и при заполнении НДС-декларации арендатором таких земельных участков.

Плата органу власти за аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не облагается НДС. Ведь она относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами <1>.

Это значит, что арендатор такой земли не должен удерживать с арендной платы НДС и перечислять его в бюджет.

Однако операцию по аренде земли у госоргана надо показать в разделе 7 НДС-декларации, где отражаются не облагаемые НДС операции.

В графе 1 надо проставить код операции 1010251 <2>.

А в какой графе отразить сумму арендной платы, перечисленной органу власти: в графе 2 "Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), без налога в рублях" или в графе 3 "Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, в рублях"?

На этот вопрос нам отвечает специалист ФНС.

Отражение налоговым агентом не облагаемых НДС операций в разделе 7

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

- Операции, не подлежащие обложению НДС, отражаются в разделе 7 декларации по НДС. При этом налогоплательщик либо налоговый агент в графе 2 указывает стоимость операций, а в графе 1 - код этой операции.

Налоговые агенты, указанные в ст. 161 НК РФ, отражают в графах 1 и 2 необлагаемые операции за продавца. Поскольку они не приобретают товары (работы, услуги) для операций, не облагаемых НДС у продавца, то графы 3 и 4 такие налоговые агенты не заполняют - в них ставится прочерк <3>.

Следовательно, при перечислении органу государственной или муниципальной власти арендной платы за земельный участок арендатор должен заполнить графы раздела 7 декларации в следующем порядке:

• в графе 1 - проставить код операции (1010251);

• в графе 2 - отразить сумму перечисленной органу власти арендной платы (то есть стоимость услуги по аренде земельного участка);

• в графах 3 и 4 - проставить прочерки.

Отметим, что заполнить раздел 7 арендатору госземли нужно в декларации за квартал, в котором он перечислил арендную плату органу власти. Ведь именно в этом квартале возникла налоговая база по НДС <4>. А представить такую декларацию в ИФНС надо не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (в том числе и авансом) <5>.

Спецрежимники, в частности упрощенцы и вмененщики, арендующие землю у органа власти, также должны подавать НДС-декларацию с заполненным разделом 7. Причем даже если больше никаких иных оснований для подачи такой декларации нет. Правда, в таком случае декларацию можно подать как в электронном виде по ТКС, так и в бумажном <6>. За несвоевременную подачу декларации спецрежимника-арендатора могут оштрафовать на 1 000 руб. <7>

* * *

Если арендованную у органа власти землю ваша организация (ИП) решит сдать в субаренду (разумеется, при согласии органа власти), то у вас такая операция будет облагаться НДС в общем порядке. То есть, если вы применяете ОСН и не получили освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, вам придется исчислять и уплачивать НДС как с обычной реализации - по основной ставке 20% <8>.

Отражаться такая операция будет в декларации в разделе 3 - здесь вы уже выступаете в роли налогоплательщика.

А в качестве налогового агента вам по-прежнему надо отражать операцию по аренде земли у органа власти в разделе 7.

--------------------------------

<1> подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письмо Минфина от 04.03.2016 N 03-07-07/12728

<2> пп. 44, 44.2, 44.4 Порядка заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@; приложение N 1 к этому Порядку

<3> пп. 16.3, 44.4, 44.5 Порядка заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@

<4> Письмо Минфина от 23.06.2016 N 03-07-11/36500

<5> п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 161 НК РФ

<6> ст. 163, п. 5 ст. 174, пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ

<7> п. 1 ст. 119 НК РФ

<8> Письмо Минфина от 18.10.2012 N 03-07-11/436

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 06, 2019

ЗАПОЗДАЛЫЙ ОТКАЗ В ПРИЕМЕ ОТЧЕТНОСТИ ИЗ-ЗА СБОЯ В ФНС

Л.А. Елина, ведущий эксперт

В начале 2019 г. произошел массовый сбой в приеме электронной отчетности налоговой службой.

Организации и ИП стали получать подтверждения сдачи деклараций только через месяц. Однако менее удачливым пришли отказные протоколы. Но это еще не все: некоторые инспекции сочли, что на их основании можно и оштрафовать налогоплательщиков, и заблокировать их банковские счета.

Причины сбоя и его последствия

В январе и начале февраля у многих организаций не получалось полноценно сдать электронную налоговую отчетность - из ФНС не приходило никакого ответа о приеме отчетности либо отчетность вообще не удавалось отправить по ТКС. О причинах такого сбоя налоговая служба сообщила на своем сайте 5 февраля, когда стало ясно, что явление носит массовый характер. По словам ФНС, сбой связан с переходом на новую централизованную программу налогового администрирования <1>. При этом налоговая служба обратила внимание, что в случае, если налогоплательщик направил электронную отчетность, но в ответ вовремя не получил из налогового органа результирующую квитанцию по обработке представленной отчетности, то:

• для определения своевременности сдачи отчетности надо ориентироваться на дату подтверждения отправки документов, которая формируется у оператора электронного документооборота. Если эта дата укладывается в срок, установленный для сдачи отчетности, значит, такая отчетность сдана без просрочек;

• не требуется направлять повторно отчетность, по которой ИФНС вовремя не представила результирующие квитанции.

Казалось бы, все ясно и история с проблемами при отправке электронной отчетности должна была закончиться мирно. Но не обошлось без эксцессов. Так, некоторым организациям и ИП вовремя не пришло даже уведомление "Подтверждение даты отправки".

По правилам выслать его должны не позднее чем по истечении 2 часов с момента отправки отчета <2>. В таком случае надо было связываться со своим спецоператором и выяснять, в чем проблема.

Другим же пришло подтверждение о сдаче отчетности, но позднее они получили от налоговой "Сообщение об ошибке". В таком случае надо было исправлять выявленные недочеты и направлять отчетность повторно. Хорошо, если такое сообщение пришло до того, как истек срок сдачи отчетности. У налогоплательщиков было время для исправления ошибок и пересдачи.

Однако были и те, кому сообщение об ошибке пришло уже после истечения всех сроков сдачи. И некоторые инспекции сочли, что отчетность вообще не была вовремя сдана. А раз так, то можно оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную сдачу отчетности - минимум на 1 000 руб. <3> Кроме того, если декларации не были сданы в течение 10 рабочих дней со дня истечения конечного срока, то инспекция могла заблокировать банковские счета <4>.

Разбираемся, права ли инспекция

По правилам НК декларация считается представленной в день ее отправки - при представлении по ТКС или через личный кабинет <5>.

А как мы уже сказали, день отправки - это дата, зафиксированная в "Подтверждении даты отправки".

Причем Кодекс прямо указывает на то, что инспекция не вправе отказать в принятии отчетности, представленной по установленной форме (формату) <6>. Кроме того, согласно утвержденному Минфином Административному регламенту перечень оснований, по которым инспекция может отказать в приеме декларации, закрытый. И такого основания, как ошибки в показателях декларации, там нет <7>.

Получается, что, даже если отчетность ушла в ИФНС с ошибками, она все равно должна считаться сданной, причем в день ее отправки по ТКС (через личный кабинет). Если следовать такой логике, то инспекции не имеют права применять какие-либо санкции за то, что в представленной своевременно отчетности были обнаружены ошибки. И есть суды, поддерживающие такую позицию <8>.

Обжалуем штраф за просрочку сдачи отчетов

Инспекция, отказав в приеме отчетности и зафиксировав впоследствии несвоевременное представление, направит вам акт об обнаруженных правонарушениях. Получив его, начните готовить письменные возражения. Их нужно подать в инспекцию в бумажном виде в течение 1 месяца со дня получения акта <9>. Можно представить возражения:

• через канцелярию ИФНС или ее окно приемки документов;

• по почте - письмом с описью вложения.

Возражения могут выглядеть так.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наша организация ООО "__________" 22.01.2019 направила по ТКС в инспекцию│
│декларацию по _________ за _______ 2018 г.,  что  подтверждается данными │
│оператора  электронного  документооборота.  Это было  сделано в пределах │
│срока, установленного  НК РФ для сдачи декларации. Декларация  составлена│
│по  установленному  формату, подписана надлежащим образом уполномоченным │
│лицом.  Учитывая  правила,  закрепленные  п. 4 ст. 80 НК РФ,  декларация │
│должна  считаться  представленной в налоговый орган 22.01.2019. Законных │
│оснований для отказа в приеме указанной декларации у ИФНС нет.           │
│Кроме  того,  до  истечения  срока, установленного  для сдачи декларации,│
│организация не получала от инспекции каких-либо сообщений об обнаруженных│
│в  декларации  недостатках.  Однако  позднее,  11.02.2019,  по  ТКС было │
│получено  сообщение об обнаруженных ошибках. Такая длительная задержка в │
│обработке ФНС представленной налоговой декларации лишила нашу организацию│
│возможности  устранить  ошибки  и  представить  в инспекцию декларацию с │
│данными в пределах срока, установленного НК РФ.                          │
│Наличие  программного  сбоя  официально подтверждается налоговой службой │
│(см.  сообщение  на  сайте ФНС от 05.02.2019). Такой сбой может считаться│
│смягчающим обстоятельством в случае, когда налогоплательщик действительно│
│допустил  правонарушение.  Но  в  нашем случае налоговая декларация была │
│представлена  вовремя.  Налогового  правонарушения  наша организация  не │
│совершала.  Поэтому  штраф за несвоевременное представление декларации,  │
│предусмотренный  п.  1 ст. 119 НК РФ, который указан инспекцией в Акте от│
│__.__.2019, незаконен и подлежит отмене (подп. 1 п. 1 ст. 109 НК РФ).    │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Комментарий.

1. Рекомендуем упомянуть в своих возражениях о массовом программном сбое.

Даже если инспекция, получив ваши возражения, сочтет наложение штрафа законным, при наличии смягчающих обстоятельств она должна снизить его как минимум в 2 раза <10>. А дальше будете сами решать: оспаривать ли такой пониженный штраф или нет.

Если вас не устроит решение инспекции, можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (УФНС). Направляется такая жалоба через инспекцию, принявшую решение, хоть в бумажном виде, хоть в электронном (по ТКС или через личный кабинет) <11>. Затем побороться за свои права можно, направив жалобу в ФНС <12>. Если и это не поможет, то следующая инстанция - арбитражный суд.

Боремся с блокировкой счета

Если ваш банковский счет заблокирован из-за того, что инспекция сочла непредставленными налоговую декларацию, расчет 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, лучше одновременно:

• как можно быстрее представить в ИФНС декларацию с исправленными ошибками, поскольку представление декларации (иной отчетности) - основание для разблокировки счета. Не позднее чем на следующий рабочий день после представления вами декларации инспекция должна принять решение об отмене блокировки <13>;

• подать жалобу на решение о блокировке счета. Укажите в ней приведенные нами аргументы, доказывающие, что изначально поданная вами отчетность должна считаться представленной. Следовательно, ИФНС не имеет права ни блокировать ваши банковские счета, ни штрафовать за несвоевременное представление отчетности.

Жалоба адресуется УФНС, а передавать ее надо через инспекцию, заблокировавшую счет <14>. Кстати, в такой жалобе можете сразу заявить требование о выплате вам процентов за незаконную блокировку банковских счетов.

Получив жалобу, ваша налоговая может сама отменить блокировку счета <15>. Если этого не произойдет, разбираться с вашей жалобой будет УФНС. На это уйдет время, и если вы еще не представили исправленную отчетность, то доступа к банковскому счету какое-то время не будет. Впрочем, если вас это не останавливает, дальше можно жаловаться в ФНС и искать правды в суде.

* * *

Есть еще одна неприятность, с которой столкнулись налогоплательщики. У некоторых из них сложилась такая ситуация:

• на момент отправки налоговой отчетности по ТКС у лица, подписавшего такую отчетность, была действующая доверенность;

• от инспекции несколько дней не приходило никакого ответа о приеме отчетности. За это время срок доверенности истек;

• впоследствии из инспекции пришел отказной протокол: отчетность не принята из-за просроченной доверенности.

Отказ в приеме отчетности по такой причине также надо обжаловать. Ведь если на дату отправки отчетности доверенность действовала, то полномочия представителя были подтверждены должным образом. А значит, не было законных оснований для отказа в приеме декларации.

--------------------------------

<1> https://www.nalog.ru/rn77/ news/activities_fts/8359812/

<2> п. 2.3 Рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@

<3> ст. 119 НК РФ

<4> подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ

<5> п. 4 ст. 80 НК РФ; п. 216 Административного регламента, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 N 99н

<6> п. 4 ст. 80 НК РФ

<7> п. 28 Административного регламента, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 N 99н

<8> Постановления АС ЗСО от 25.07.2018 N Ф04-2962/2018, от 20.07.2018 N Ф04-2705/2018; АС ДВО от 10.10.2018 N Ф03-3050/2018

<9> п. 5 ст. 101.4 НК РФ

<10> п. 3 ст. 114 НК РФ; Письмо Минфина от 18.06.2015 N 03-02-08/35141; п. 16 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57

<11> п. 9 ст. 101.4, п. 1 ст. 139, пп. 1, 2 ст. 139.1, п. 1 ст. 139.2 НК РФ

<12> Письмо Минфина от 22.02.2017 N 03-08-05/10443

<13> подп. 1 п. 3.1, п. 3.2 ст. 76 НК РФ

<14> п. 1 ст. 139 НК РФ

<15> п. 1.1 ст. 139 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 06, 2019

ЧТО СДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ, ЧТОБЫ НЕ ОШТРАФОВАЛИ

А.В. Кононенко, юрист

После составления отчета о специальной оценке условий труда (СОУТ) у компаний и ИП появляются новые заботы, связанные со спецоценкой. Предстоит сделать еще много важного, причем контролировать это будут трудовые инспекции. И за невыполнение наложат штраф.

Внести изменения в трудовые договоры

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда. Это значит, что в него нужно включить сведения о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки <1>.

Внимание. Если вы принимаете работника на рабочее место, на котором СОУТ еще не проводилась, в трудовом договоре можно указать общие характеристики рабочего места (его описание, используемое оборудование и особенности работы с ним) <2>.

Условия труда на рабочем месте нужно взять из карты оценки условий труда. Ее оформляет эксперт, проводивший спецоценку <3>. Информация о классе (подклассе) указана в строке 030 "Оценка условийтруда по вредным (опасным) факторам" в графе "Итоговый класс (подкласс) условий труда" карты спецоценки.

При заключении договора с новым работником сразу включите информацию о классе (подклассе) условий труда в его текст. С остальными работниками заключите дополнительные соглашения после ознакомления их с результатами СОУТ <4>.

Если работник откажется подписать дополнительное соглашение (такое может быть, если объем гарантий и компенсаций по итогам СОУТ снизится), внесите изменения в трудовой договор в одностороннем порядке. ТК РФ это допускает, ведь такое изменение вызвано организационной и технической необходимостью <5>. Но в этом случае об изменениях в трудовом договоре и причинах этого работодатель должен уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца <6>.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│       Общество с ограниченной ответственностью "Сверлим и пилим"        │
│                                                                         │
│                                                  Инженеру В.К. Винтикову│
│                                                                         │
│     Уведомление об изменении трудового договора от 02.02.2019 N 22      │
│                                                                         │
│    Уведомляем  Вас  о  том,  что  заключенный  с  Вами  трудовой договор│
│от   25.01.2018   N   76-И   подлежит  изменению  в  связи с результатами│
│специальной  оценки  условий  труда на Вашем рабочем месте, утвержденными│
│отчетом от 17.12.2018.                                                   │
│    Согласно  отчету  о  проведении  специальной  оценки условия труда на│
│Вашем  рабочем  месте  признаны  допустимыми  (класс  2). Прежние условия│
│Вашего  трудового  договора  от  25.01.2018 N 76-И в части условий труда,│
│гарантий и компенсаций, режима рабочего времени и времени отдыха не могут│
│быть сохранены.                                                          │
│    Предлагаем   Вам  заключить  дополнительное  соглашение  к  трудовому│
│договору  от  25.01.2018  N  76-И об отмене ранее предоставленных льгот и│
│гарантий.                                                                │
│    В  случае  Вашего  отказа  от продолжения работы в новых условиях Вам│
│будет предложен перевод на иную имеющуюся в ООО "Сверлим и пилим" работу.│
│В  случае  Вашего  отказа  от  нее,  а  также при отсутствии такой работы│
│трудовой    договор    будет    прекращен    22.04.2019   по   основанию,│
│предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.                                 │
│                                                                         │
│Генеральный директор                                        И.В. Васильев│
│                                                                         │
│С уведомлением ознакомлен:                                               │
│                                                                         │
│Инженер                                                     В.К. Винтиков│
│02.02.2019                                                               │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Если по итогам СОУТ рабочее место стало "вредным", помимо указания класса (подкласса) условий труда, в трудовой договор придется внести и изменения, связанные с объемом гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику <7>. Так, в трудовом договоре нужно отразить информацию, в частности:

• о повышении оплаты труда;

• о сокращенной продолжительности рабочего времени;

• о дополнительном отпуске.

Конкретный объем гарантий и компенсаций, положенных работнику, указан в строке 040 "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику" карты спецоценки.

Если рабочее место, наоборот, стало менее "вредным", то объем гарантий и компенсаций можно снизить. Для этого также придется заключить допсоглашение к трудовому договору. Причем это можно сделать только в том случае, если изменился класс (подкласс) условий труда. Если же количество вредных факторов на рабочем месте уменьшилось, но класс (подкласс) условий труда остался прежним, гарантии и компенсации нужно сохранить в прежнем объеме <8>.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│   Дополнительное соглашение к трудовому договору от 13.07.2018 N 12     │
│                                                                         │
│г. Серпухов 25.12.2018                                                   │
│                                                                         │
│   ООО  "Вымпел",  именуемое в дальнейшем Работодатель, в лице директора │
│Чижикова  Германа  Витальевича, действующего на основании Устава, с одной│
│стороны,   и   Прокофьев  Николай  Геннадьевич,  именуемый  в  дальнейшем│
│Работник, с другой стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение│
│к  трудовому  договору  от  13.07.2018  N 12 (далее - трудовой договор) о│
│следующем:                                                               │
│    1.   Условия   труда   на  рабочем  месте  Работника  по  результатам│
│специальной   оценки  условий  труда  являются  вредными  первой  степени│
│(подкласс 3.1).                                                          │
│    2. На рабочем месте Работника обнаружены следующие вредные факторы:  │
│напряженность  трудового  процесса  -  подкласс 3.1.                     │
│    3.  Работнику   выплачивается   доплата  в  размере  5%  от  оклада, │
│установленного трудовым договором с Работником от 13.07.2018 N 12.       │
│    4. Настоящее  соглашение  вступает  в  силу  с 12.02.2019 и является │
│неотъемлемой частью трудового договора.                                  │
│    5. Настоящее  соглашение  действует  в  течение всего срока действия │
│трудового договора.                                                      │
│    6. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, идентичных по │
│содержанию,  имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из│
│сторон.                                                                  │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Если после проведения СОУТ в трудовом договоре не будут указаны условия труда, трудинспекция оштрафует <9>:

• предпринимателя - на сумму от 5 до 10 тыс. руб.;

• организацию - на сумму от 50 до 100 тыс. руб.;

• гендиректора - на сумму от 10 до 20 тыс. руб.

Проверить, не перестарались ли вы с отменой льгот

Проследите, чтобы работники, получившие гарантии до 01.01.2014 в связи с работой во вредных или опасных условиях труда, не лишились их по итогам спецоценки. Если условия труда таких работников остались неизменными, объем предоставляемых им гарантий и компенсаций должен сохраниться. Даже в том случае, если по итогам спецоценки окажется, что объем гарантий для этого рабочего места должен быть снижен.

Так, подклассы "вредности" 3.1 и 3.2 не дают работнику права на сокращенное рабочее время (36 часов). При подклассе 3.1 не предоставляется дополнительный отпуск. Тем не менее если такие компенсации были установлены работнику по результатам аттестации, проведенной до 01.01.2014, или предусмотрены советскими Списками, а также если спецоценка подтвердит сохранение прежних условий труда, то компенсации должны предоставляться по-прежнему <10>.

Если заберете у вредника льготы, трудинспекция может вынести предупреждение или оштрафовать <11>:

• предпринимателя - на 1 - 5 тыс. руб.;

• организацию - на 30 - 50 тыс. руб.;

• ее руководителя - на 3 - 5 тыс. руб.

Уменьшить объем гарантий и компенсаций можно, только улучшив условия труда на рабочих местах. Причем такое улучшение должно быть подтверждено спецоценкой <12>.

* * *

Некоторым работникам дополнительные отпуска положены в силу прямого указания ТК, независимо от наличия вредных или опасных условий труда, установленных спецоценкой. Например, отдельные категории медицинских работников имеют право на дополнительный отпуск. И если вы лишите их отпуска под тем предлогом, что условия труда на их рабочих местах признаны допустимыми, это будет нарушением <13>.

--------------------------------

<1> ст. 57 ТК РФ; Письмо Минтруда от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516

<2> Письмо Минтруда от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516

<3> разд. III приложения N 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 N 33н

<4> ст. 72 ТК РФ

<5> ст. 74 ТК РФ

<6> ч. 2 ст. 74 ТК РФ

<7> статьи 57, 72 ТК РФ

<8> Апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа от 28.08.2018 N 33-134/2018

<9> ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ

<10> статьи 92, 117 ТК РФ; ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ; Апелляционное определение Свердловского облсуда от 27.07.2016 N 33-12819/2016

<11> ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

<12> Решение ВС от 14.10.2014 N АКПИ14-918

<13> Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 11.03.2016 N 33-719/2016

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 07, 2019

КС: С КАКИХ КОМПЕНСАЦИЙ РАБОТНИКАМ АЛИМЕНТЫ НЕ УДЕРЖИВАЮТСЯ

М.Г. Суховская, старший юрист

Компенсация, выплачиваемая работнику за использование любого его личного имущества, - это не доход. Поэтому алименты с таких выплат удерживать нельзя. Вам тоже кажется это очевидным?

А вот судам так не казалось, пока по этому поводу не высказался Конституционный суд.

Комментируемое дело - очередной яркий пример того, насколько формально суды всех уровней порой подходят к разрешению споров, не желая делать, казалось бы, очевидных выводов.

На основании полученного исполнительного листа работодатель удерживал алименты не только с зарплаты работника, но и с компенсации за использование его личного авто в производственной деятельности предприятия. Работника такое положение вещей не устроило, и он пошел судиться. Однако суды вынесли решение не в его пользу, а вышестоящие судебные инстанции, включая Верховный суд, отказались рассматривать кассационную жалобу работника.

Аргументация судов была такая. В Трудовом кодексе есть ст. 188 "Возмещение расходов при использовании личного имущества работника". Там сказано, что, когда работник с согласия работодателя и в его интересах использует свое личное имущество, ему выплачивается компенсация, а также возмещаются расходы. При этом в ТК РФ перечислены следующие виды личного имущества работника:

• инструменты;

• транспорт;

• оборудование;

• другие технические средства и материалы.

А есть Перечень видов доходов, из которых удерживаются алименты на детей <1>. И в этом Перечне в числе выплат, с которых не нужно удерживать алименты, названы компенсационные выплаты в связи с износом лишь инструмента, принадлежащего работнику <2>. Про личный транспорт нет ни слова.

Значит, решили суды, законодатель намеренно хотел разграничить для "алиментных" целей компенсации за износ (амортизацию) инструмента и личного транспорта. Вот если бы работодатель платил компенсацию за пользование бензопилой работника, то он не должен был бы удерживать алименты с таких выплат. А автомобиль сотрудника - совсем другое дело...

Алиментщик, лелея последнюю надежду, обратился в Конституционный суд.

И вот что тот сказал <3>.

Возмещение работнику расходов при использовании его личного имущества не является оплатой труда. Оно имеет иную цель - компенсировать материальные затраты работника. Такие выплаты:

• не влекут для работника никакой экономической выгоды независимо от характеристик используемого имущества;

• идут на поддержание личного имущества сотрудника в рабочем состоянии.

Перечисляя в ТК РФ виды личного имущества работника, законодатель не делает различия между ними. То есть вне зависимости от того, какое имущество работника используется работодателем, действуют одинаковые правила возмещения сотруднику расходов.

Приоритет имеют нормы Трудового кодекса. И подзаконный акт, коим является Перечень видов "алиментных" доходов, не может для целей удержания алиментов произвольно разграничивать виды личного имущества работника, перечисленные в ст. 188 ТК РФ.

В нынешнем виде подп. "п" п. 2 Перечня сформулирован так, что допускает удержание алиментов на детей с компенсации, выплачиваемой работнику при использовании его личного транспорта. Поэтому указанная норма признана не соответствующей Конституции.

* * *

КС велел правительству в ближайшее время внести изменения в "алиментный" Перечень. И проект правительственного постановления с поправками к Перечню уже есть. Только вот выглядят эти поправки очень странно. Минтруд, который их готовил, предлагает из списка компенсаций, с которых не удерживаются алименты, полностью вычеркнуть выплаты, связанные с износом инструмента.

То есть в нынешнем виде у поправок обратный эффект - со всех компенсаций за использование личного имущества работника алименты удерживать нужно. Будем надеяться, что в правительстве эту коллизию заметят и исправят.

--------------------------------

<1> утв. Постановлением Правительства от 18.07.96 N 841

<2> подп. "п" п. 2 Перечня, утв. Постановлением Правительства от 18.07.96 N 841

<3> п. 4.2 мотивировочной части Постановления КС от 01.02.2019 N 7-П

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 07, 2019