Материалы журнала "Главная книга"

18 марта 2016 года

Содержание

УТОЧНЕНКА ВМЕСТО ДОКУМЕНТОВ: ГРОЗИТ ЛИ ШТРАФ

А.Никитин

Иногда после получения требования о представлении документов в связи с проведением камеральной проверки компания сдает уточненку. Бытует мнение, что уточненка освобождает от представления документов, поскольку с момента ее получения камеральная проверка первоначальной декларации прекращается <1> и, значит, прекращаются все действия ИФНС, связанные с проверкой этой декларации. Но так ли это? Действительно ли в такой ситуации вас не смогут оштрафовать за непредставление документов <2>, запрошенных в рамках проверки первоначальной отчетности? Вопрос этот не так прост, как кажется.

Примечание. Документы, истребованные в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования <3>. Если вы не успеваете подготовить документы в срок, то в течение рабочего дня, следующего за днем получения требования, можно попросить об отсрочке.

Существует две позиции.

ПОЗИЦИЯ 1. Штраф правомерен. Некоторые суды приходят к выводу, что налогоплательщик обязан представить документы даже после прекращения проверки первоначальной декларации и может быть оштрафован за неисполнение этого требования <4>. Ведь законом не предусмотрен отзыв выставленного ранее требования о представлении документов при подаче налогоплательщиком уточненной декларации.

А второй штраф может последовать, если те же документы не будут представлены и по требованию, выставленному при проведении проверки уточненной отчетности <5>.

Известен случай, когда суд согласился с тем, что подача уточненки не освобождает от ответственности за непредставление документов, но отменил штраф, посчитав, что вины компании в совершении правонарушения не было <6>. По мнению суда, организация не могла изготовить вовремя почти 7000 копий документов. О намерении компании исполнить требование свидетельствовало представление части документов в установленный срок и оставшихся - в течение месяца после окончания этого срока <7>.

ПОЗИЦИЯ 2. Оштрафовать за непредставление документов нельзя. Поскольку требование, выставленное в рамках проверки первоначальной отчетности, можно рассматривать как не относящееся к камеральной проверке, по результатам которой составлен акт и вынесено решение. С прекращением проверки первоначальной декларации прекращает свое действие и требование о представлении документов. Налоговый орган может выставить новое требование, связанное именно с проверкой уточненной декларации <8>.

Но полагаться на такой благоприятный исход дела небезопасно. Во-первых, акт могут составить и вне рамок камеральной проверки, так как фиксация нарушения в виде непредставления документов не требует проведения каких-либо контрольных мероприятий. Поэтому, строго говоря, налоговики могут составить акт об обнаружении правонарушения <9> уже в течение 10 рабочих дней после пропуска компанией срока, установленного для представления документов <10>. В таком случае и довод о том, что штраф предъявлен вне рамок налоговой проверки, уже не будет иметь смысла. Ведь такой акт может быть составлен даже раньше, чем компания представит уточненку.

Примечание. Когда подобное нарушение выявлено во время проведения выездной или камеральной проверки, ИФНС вправе не составлять отдельный акт. Она может отразить нарушение в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принятом по ее итогам <11>. То есть в такой ситуации ИФНС не нарушает срок вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности <12>.

Во-вторых, из закона не следует, что прекращение камеральной проверки первоначальной декларации в связи с подачей уточненки освобождает плательщика от налоговых санкций. В частности, подача уточненки не избавит от штрафа за несвоевременное представление первоначальной декларации, несмотря на то что решение по проверке этой декларации не выносится <13>. Аналогичная ситуация и с непредставлением документов по требованию проверяющих, направленному в рамках проверки первоначальной отчетности. К тому же налоговики вправе использовать при проверке уточненки материалы, полученные в ходе проверки первоначальной декларации <14>.

ВЫВОД

Как видите, риск все-таки есть, так что лучше документы представить, тем более что ИФНС все равно истребует их при проверке уточненки.

Помните, что налоговики не вправе требовать у вас те документы, которые вы представили ранее в ходе других камеральных или выездных проверок <15>. То есть если в ходе проверки первоначальной декларации вы представили документы, а потом подали уточненную декларацию и налоговый орган запросил те же документы при проверке уточненки, вы не обязаны исполнять это требование.

Исключений всего два:

<или> документы были представлены в виде подлинников, которые вам вернули;

<или> налоговики утратили документы вследствие непреодолимой силы <16>.

А что делать, если в рамках проверки уточненной декларации ИФНС уже не вправе истребовать документы? Допустим, в уточненке вы убрали НДС к возмещению из бюджета или льготу? Иногда в таких случаях налоговики сами рекомендуют не представлять документы по требованию, выставленному при проверке первоначальной декларации. А в инспекцию направить письмо с пояснениями, что документы не представляются в связи с подачей уточненной декларации, в которой, например, не заявлен НДС к возмещению. Ведь тогда представленные документы уже не будут использоваться при проверке уточненки. И значит, их истребование с учетом уточнения плательщиком своих обязательств лишено всякого смысла. Однако нельзя гарантировать, что все инспекции придерживаются этого подхода и не будут настаивать на представлении запрошенных документов. Тогда вам останется только оспаривать штраф.

* * *

При оспаривании штрафа за непредставление документов нужно использовать все имеющиеся у вас аргументы. Так, уже давно ВАС сформулировал такую точку зрения: налогоплательщика нельзя оштрафовать за непредставление документов, если в требовании указаны только общие наименования видов документов и невозможно установить точное их количество, а также то, какие именно документы запрашиваются <17>. Хотя есть решения и в пользу налоговиков. Например, судьи АС Поволжского округа приходили к выводу, что инспекции не может быть заранее известно точное количество всех документов и их реквизиты. Поэтому штраф правомерен, если в требовании были указаны наименования и период составления документов <18>.

Стоит оспаривать штраф, если налоговики посчитали его размер:

<или> исходя из количества документов, представленных вами позже срока, указанного в требовании <19>. Заметим, что есть противоположное мнение: штраф может быть рассчитан именно исходя из количества документов, представленных несвоевременно <20>;

<или> исходя из данных выписки по расчетному счету. Мол, если на счет поступили деньги от контрагента, значит, у вас должны быть как минимум договор с этим контрагентом, товарно-транспортная накладная и акт выполненных работ. Но оштрафовать можно только за непредставление документов, которые на самом деле, а не предположительно имеются у налогоплательщика <21>.

--------------------------------

<1> п. 9.1 ст. 88 НК РФ

<2> п. 1 ст. 126 НК РФ

<3> п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ

<4> Постановление АС ПО от 03.04.2015 N Ф06-22228/2013

<5> Постановление АС ПО от 20.07.2015 N Ф06-25724/2015 (оставлено в силе Определением ВС от 12.11.2015 N 306-КГ15-14509)

<6> п. 1 ст. 109 НК РФ

<7> Постановление ФАС СКО от 10.10.2012 N А25-789/2011

<8> Постановления АС СЗО от 20.01.2015 N А13-420/2014; 19 ААС от 01.02.2012 N А48-3678/2011

<9> приложение N 38 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@

<10> п. 1 ст. 101.4 НК РФ; Постановление 4 ААС от 09.12.2015 N 04АП-5441/2015

<11> п. 37 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57

<12> Постановления 20 ААС от 24.03.2015 N 20АП-794/2015; 8 ААС от 20.06.2014 N 08АП-3575/2014

<13> Постановление Президиума ВАС от 15.11.2011 N 7265/11

<14> п. 9.1 ст. 88 НК РФ

<15> п. 5 ст. 93 НК РФ

<16> п. 3 ст. 401 ГК РФ

<17> Постановление Президиума ВАС от 08.04.2008 N 15333/07

<18> Постановление АС ПО от 03.04.2015 N Ф06-22228/2013

<19> Постановления ФАС МО от 20.08.2013 N А41-46795/12, от 01.04.2013 N А40-47581/12-107-257; ФАС ЗСО от 16.07.2013 N А81-2102/2012

<20> Постановление ФАС ЦО от 07.12.2012 N А48-865/2012

<21> Постановление АС ПО от 18.02.2015 N Ф06-20077/2013

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2016, N 04

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ ЛИСТОВОК СВОИМИ СИЛАМИ

Е.Калинченко

Многие организации для рекламы своих товаров (работ, услуг) используют листовки (флаерсы и т.п.). Нередко их распространением компании занимаются самостоятельно. Как в таком случае нужно учитывать в налоговых расходах зарплату распространителей и начисленные на нее страховые взносы? Такой вопрос поступил к нам в рамках интернет-конференции по налогу на прибыль.

Затраты на изготовление листовок

Рекламные расходы в налоговом учете, как вы помните, делятся на нормируемые и ненормируемые. В полном объеме можно учитывать лишь те рекламные расходы, которые прямо поименованы в "прибыльной" главе <1>. Здесь упомянуты, в частности, "расходы на... изготовление рекламных брошюр и каталогов", а вот о рекламных листовках нет ни слова. Но с легкой руки Минфина затраты на изготовление рекламных листовок (а также буклетов, флаерсов, лифлетов), содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, тоже можно не нормировать <2>.

"Зарплатные" расходы на распространение листовок

Расходы на рекламу, оплата труда и страховые взносы - это отдельные самостоятельные составляющие налоговых расходов организации <3>. А если какие-либо затраты можно с равными основаниями отнести сразу к нескольким группам расходов, то организация вправе сама решить, как она будет классифицировать такие затраты <4>. Можно выделить два варианта учета "зарплатных" расходов на распространение листовок.

ВАРИАНТ 1. "Зарплатные" расходы на распространение = рекламные расходы

Этот вариант учета "зарплатных" расходов на распространение листовок может оказаться невыгодным для вас. Объясним причину возможной невыгодности. К ненормируемым рекламным расходам относятся затраты на изготовление листовок. Расходы же на их распространение в п. 4 ст. 264 НК РФ не указаны. И никаких "расширительных" писем Минфин на этот счет не выпускал.

Поэтому, если вы приняли решение учитывать зарплату распространителя и начисленные взносы как расходы на рекламу, их придется нормировать. При налогообложении прибыли они могут быть учтены в размере, не превышающем 1% выручки от реализации <5>.

Пожалуй, единственная ситуация, когда можно будет обойтись без нормирования, - это распространение листовок на выставке. Ведь затраты на участие в выставках, являющиеся ненормируемыми, не конкретизированы <6>. В этом случае из ваших документов, касающихся проведения выставки (в частности, приказов, отчетов), должно быть четко видно, что листовки в определенном количестве были распространены именно на выставке.

Кстати, этот вариант учета "зарплатных" расходов на распространение листовок в силу его возможной невыгодности можно считать безопасным. Ведь, согласитесь, сложно представить инспектора, который будет настаивать на пересчете налоговой базы в сторону увеличения расходов.

ВАРИАНТ 2. "Зарплатные" расходы на распространение = оплата труда + страховые взносы

В такой ситуации не исключен спор с проверяющими. Поводом для него может быть то, что сумма, которую можно отнести на налоговые расходы, в случае классификации "зарплатных" затрат на распространение листовок как рекламных была бы меньше.

Инспектор также может усомниться в "равности оснований". "Зарплатные" расходы на распространение листовок могут, например, представлять собой:

<или> зарплату и страховые взносы, начисленные именно за распространение листовок, скажем, как доплата к основному заработку;

<или> часть обычной зарплаты сотрудника (которому было поручено распространение листовок), рассчитанную, например, пропорционально затраченному на это времени. И приходящуюся на эту часть зарплаты сумму страховых взносов.

Согласитесь, в последнем случае "равность оснований" более очевидна: если бы рекламной акции не было, сумма затрат не изменилась бы. Однако, даже если зарплата за распространение была начислена сверх основного заработка, это все равно зарплата. И с точки зрения п. 4 ст. 252 НК РФ вы все равно вправе учитывать такие затраты как расходы на оплату труда. А начисленные на эту сумму страховые взносы - именно как взносы.

Вот что думают об этом в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БУЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Государственный советник РФ 2 класса, заслуженный экономист России

"В случае распространения рекламных листовок своими силами организация имеет право учитывать для целей налогообложения прибыли заработную плату распространителя и начисленные на нее страховые взносы не в качестве рекламных расходов, а как собственно оплату труда и страховые взносы <7>. Возможность применения такого варианта учета не зависит от того, каким именно образом была оплачена работа по распространению рекламных листовок".

Минфин никакой проблемы не видит. Да и какая-либо судебная практика по этому вопросу нам не известна. Все это можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что вероятность возникновения спора невелика.

* * *

В заключение скажем пару слов о НДС. Как разъяснил ВАС, распространение рекламных материалов, которые не отвечают признакам товара, объектом налогообложения не является <8>. Это в полной мере относится к листовкам. Поэтому, независимо от их стоимости, обязанность платить НДС при их распространении не возникает <9>. Но вместе с тем организация не вправе принять к вычету входной НДС, предъявленный изготовителем листовок, налог нужно включать в их стоимость <10>. К тому же возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций и входного налога <11>.

Спасти НДС-вычет и не вести раздельный учет входного НДС поможет правило "пяти процентов". Напомним, оно действует в том случае, когда за квартал доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС (то есть расходов не только на изготовление листовок, но и на другие необлагаемые операции, если они были), не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров, работ, услуг, имущественных прав <12>. При выполнении этого условия весь входной НДС можно принять к вычету. Напомним, возможность применения правила "пяти процентов" должна быть предусмотрена вашей учетной политикой.

--------------------------------

<1> абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ

<2> Письма Минфина от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157, от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544

<3> ст. 255, подп. 1, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ

<4> п. 4 ст. 252 НК РФ

<5> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ

<6> п. 4 ст. 264 НК РФ

<7> ст. 255, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ

<8> п. 12 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33

<9> Письмо Минфина от 23.10.2014 N 03-07-11/53626

<10> п. 2 ст. 170 НК РФ

<11> п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ

<12> п. 4 ст. 170 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2016, N 04

УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСН

Н. Бугаева

В некоторых случаях продажа дебиторской задолженности третьему лицу может стать настоящим спасением для организации. Даже если такая продажа возможна только с дисконтом. Но если право требования переходит от упрощенца или к упрощенцу, то в учете возникают свои особенности.

"Продам дебиторку недорого": учет доходов и расходов у продавца

Доходы. При продаже дебиторки, образовавшейся из договора купли-продажи, поставки, оказания услуг и т.д., происходит не что иное, как реализация имущественных прав. Соответственно, суммы, полученные упрощенцем при уступке, на дату их поступления (на счет либо в кассу) должны быть учтены в доходах <1>.

А нужно ли признавать в доходах стоимость товаров (услуг, работ), которые должны были быть оплачены покупателем изначально? Ведь в результате уступки задолженность по их оплате фактически оказалась погашена.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГОРБУНОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"Денежные средства, полученные по договору уступки прав требования третьему лицу по обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи (поставки), являются доходом от реализации имущественных прав. Поэтому при определении налоговой базы плательщик, применяющий УСН, должен их учесть. Но оплаты стоимости товаров, реализованных покупателю, при этом не происходит. В результате совершения сделки по уступке прав требования происходит перемена кредитора в обязательстве. Таким образом, само обязательство не прекращается, новый кредитор вступает в ранее существовавшее правоотношение с покупателем <2>. Поэтому у организации, уступившей требование, не возникает дохода от реализации товара <3>".

Расходы. Если вы поставили покупателю товары, значит, на дату их реализации вы уже могли учесть стоимость этих товаров в расходах, несмотря на то что оплату за них еще не получили (конечно, при условии, что ваша организация сама оплатила эти товары своему поставщику) <4>.

А вот признать в расходах сумму проданной дебиторки не получится <5>. Так же как и разницу между суммой оплаты, которую вы планировали получить от покупателя, и суммой, за которую удалось продать требование. Поскольку в закрытом списке расходов упрощенцев ни то, ни другое не поименовано.

Пример. Учет доходов и расходов у упрощенца, уступившего право требования долга

УСЛОВИЕ

Организация "Икс" по договору купли-продажи продает организации "Игрек" за 500 тыс. руб. товар, приобретенный за 380 тыс. руб. и оплаченный поставщику в августе 2015 г. Товар был отгружен покупателю "Игрек" 15 сентября 2015 г. По договору оплата от покупателя должна поступить организации "Икс" не позднее 13 ноября 2015 г. Но, не дождавшись окончания срока, "Икс" уступает право требования по этому договору компании "Сигма" за 425 тыс. руб. Указанная сумма поступила на счет организации "Икс" 6 ноября 2015 г.

РЕШЕНИЕ

Организация "Икс" признает:

- расход в сумме 380 тыс. руб. 15 сентября 2015 г.;

- доход в сумме 425 тыс. руб. 6 ноября 2015 г.

"Куплю дебиторку": учет доходов и расходов у покупателя

Деньги, потраченные на покупку права требования, не признаются в расходах, поскольку в перечне упрощенцев такого вида расходов, как затраты на приобретение имущественных прав, нет <6>. А когда должник погасит свой долг перед новым кредитором либо эта задолженность снова будет продана третьему лицу, кредитор должен будет признать поступившую сумму в доходах <7>.

Дополним рассмотренный пример еще одним условием. Допустим, организация "Игрек" перечислила своему новому кредитору - организации "Сигма" 500 тыс. руб. на счет 5 ноября 2015 г. (погасила задолженность). Следовательно, на эту дату "Сигма" должна учесть у себя в доходах 500 тыс. руб. А значит, и заплатить с этих 500 тыс. руб. налог при УСН.

Уступка права требования займа: особенности учета

Если будет уступлено право требования денежных средств в виде займа, то организация или ИП на УСН, к которой перейдет право, при возврате ей долга не должна будет учитывать его в своих доходах <8>. Но должна будет учесть сумму уплаченных ей процентов за пользование займом. А также разницу, если получится, что сумма, уплаченная за требование, окажется меньше суммы, полученной от должника <9>.

Уступать же право требования займа для упрощенца - дело совсем невыгодное. Ведь в этом случае в расходах признавать будет нечего, а в доходы надо будет записать всю сумму, поступившую от продажи долга <10>.

Пример. Учет доходов и расходов при уступке займа

УСЛОВИЕ

Организация "Икс" в мае 2015 г. предоставила беспроцентный заем организации "Игрек" на сумму 500 тыс. руб. Долг организация "Игрек" должна была вернуть заимодавцу до 1 ноября 2015 г. Однако 16 сентября, остро нуждаясь в деньгах, организация "Икс" уступает право требования займа компании "Сигма" за 425 тыс. руб.

Эти деньги поступили на счет организации "Икс" 18 сентября 2015 г. В свою очередь организация "Игрек" перечислила всю сумму долга организации "Сигма" 23 октября 2015 г.

РЕШЕНИЕ

На 18 сентября 2015 г. организация "Икс" должна признать в доходах 425 тыс. руб. А вот если бы сделки по уступке права не было и компания "Икс" дождалась погашения займа, ей не пришлось бы ничего учитывать ни в доходах, ни в расходах.

На 23 октября 2015 г. организация "Сигма" должна учесть в доходах 75 тыс. руб. (500 тыс. руб. - 425 тыс. руб.).

* * *

Как видим, налоговые последствия от уступки права требования долга могут быть разными. И зависят они прежде всего от того, какой именно долг вы продаете.

--------------------------------

<1> п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ; Письмо Минфина от 07.09.2015 N 03-11-06/2/51388

<2> ст. 384 ГК РФ

<3> п. 1 ст. 346.17 НК РФ

<4> подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо ФНС от 18.03.2014 N ГД-4-3/4801@

<5> Письмо Минфина от 02.06.2011 N 03-11-11/145

<6> Письма Минфина от 15.12.2011 N 03-11-06/2/172, от 09.12.2013 N 03-11-06/2/53599

<7> Письмо Минфина от 01.08.2011 N 03-11-06/2/112

<8> подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ; Письмо Минфина от 12.10.2015 N 03-11-06/2/58357; Постановление АС ЗСО от 14.07.2015 N А67-6957/2014

<9> Письмо Минфина от 02.11.2011 N 03-11-06/2/151

<10> Письмо Минфина от 25.01.2012 N 03-11-11/11; Постановление ФАС ЦО от 22.05.2014 N А48-3497/2013

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2016, N 04

РАБОТНИКИ-МИГРАНТЫ "НА ПАТЕНТЕ": РАЗБИРАЕМ ОТДЕЛЬНЫЕ НДФЛ-СИТУАЦИИ

М.Суховская

Как известно, работодатели, у которых трудятся иностранцы, получившие специальный патент <1>, могут уменьшать сумму начисленного с их зарплаты НДФЛ на авансовые платежи, уплаченные иностранцами за период действия патента, относящийся к текущему календарному году <2>. Что для этого нужно сделать, мы писали не так давно (подробнее см. ГК, 2015, N 19, с. 91).

Внимание! Независимо от срока пребывания в РФ доходы иностранцев, работающих по патенту, облагаются НДФЛ по ставке 13% <3>.

Теперь же мы предлагаем вашему вниманию анализ наиболее интересных ситуаций, возникающих у нанимателей "патентных" мигрантов при уменьшении НДФЛ.

СИТУАЦИЯ 1. Срок оплаченного иностранцем патента охватывает сразу два налоговых периода - 2015 и 2016 гг.

Допустим, в середине декабря 2015 г. в московскую фирму взят на работу мигрант с патентом, срок действия которого - с 08.12.2015 по 08.04.2016. При трудоустройстве, помимо патента и прочих документов, иностранец предъявил квитанцию об оплате фиксированных авансовых платежей по НДФЛ на сумму 16 000 руб. (1200 руб. x 1,307 x 2,5504 x 4 мес.) <4>.

Организация в январе 2016 г. получила из своей ИФНС уведомление <5> о праве зачесть в 2016 г. сумму уплаченных иностранцем "авансов". И у бухгалтера возник вопрос: а на какую именно сумму можно уменьшить НДФЛ мигранта, учитывая, что период действия оплаченного патента частично приходится на 2015 г.?

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ-ИНОСТРАНЦУ

Если НДФЛ в виде фиксированных "авансов" уплачен в 2015 г., соответственно, с применением коэффициента-дефлятора, установленного на 2015 г., но при этом срок выданного патента истекает в 2016 г., то пересчитывать сумму "авансов" с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на 2016 г., и что-либо доплачивать не нужно <6>.

Поскольку такая ситуация Налоговым кодексом не урегулирована, правильнее и безопаснее всего, на наш взгляд, исходить из следующего.

Согласно НК общая сумма НДФЛ с доходов иностранцев "на патенте" подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими иностранцами за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду <7>. Так как в уведомлении из ИФНС указан 2016 г., то уменьшить налог нужно на ту часть авансовых платежей, которая приходится именно на текущий год. То есть из суммы "авансов" надо вычесть сумму, приходящуюся на 24 календарных дня 2015 г. (с 08.12.2015 по 31.12.2015).

В периоде с 08.12.2015 по 08.04.2016 - 123 календарных дня.

ДЕЙСТВИЕ 1. 16 000 руб. / 123 дн. = 130,1 руб.

ДЕЙСТВИЕ 2. 130,1 руб. x 24 дн. = 3122,4 руб.

ДЕЙСТВИЕ 3. 16 000 руб. - 3122,4 руб. = 12 877,6 руб.

То есть работодатель может уменьшить НДФЛ, начисленный иностранцу с доходов 2016 г., на 12 877,6 руб.

Хотим также напомнить вот о чем. Если сумма "авансов", уплаченных мигрантом за период действия патента в течение календарного года (в нашем примере это 12 877,6 руб.), больше суммы НДФЛ, исчисленной по итогам этого года, то эта разница не является суммой излишне уплаченного налога. Поэтому иностранцу она не возвращается и не засчитывается в счет будущего налога <8>.

СИТУАЦИЯ 2. Работодатель не подавал в 2015 г. заявление <9> о подтверждении права уменьшать НДФЛ мигранта на фиксированные платежи, уплаченные им также в 2015 г.

Здесь у бухгалтеров возникают такие вопросы: можно ли эти "авансы" зачесть в 2016 г., а если нет, то имеет ли иностранец право на возврат излишне удержанного НДФЛ через свою инспекцию по месту учета?

Сразу скажем, что начать уменьшать начисленный мигранту НДФЛ можно только после получения соответствующего уведомления из вашей ИФНС <7>. Как следует из формы уведомления <10>, оно подтверждает право работодателя уменьшить исчисленную сумму налога в конкретном году. Поскольку заявление на зачет стоимости патента в 2015 г. подано не было, соответственно, и не было получено "разрешительное" уведомление из ИФНС на 2015 г. Зачесть сумму уплаченных "авансов" за период действия патента, приходящийся на 2015 г., в 2016 г. работодатель не может, даже если получит уведомление из инспекции на текущий 2016 г. Ведь оно уже будет справедливо только для фиксированных платежей, уплаченных за период действия патента, относящийся к 2016 г., поскольку уменьшение НДФЛ производится в течение налогового периода <11>.

Также в НК не предусмотрено право иностранца на возврат из ИФНС налога, удержанного работодателем в 2015 г. <12>

СИТУАЦИЯ 3. Мигрант в 2015 г. работал в организации на основании разрешения на работу, а когда срок его действия истек, уволился и затем устроился в эту же фирму вновь, но уже на основании патента.

Причем в период работы "по разрешению" иностранец являлся нерезидентом РФ, поэтому НДФЛ с него удерживался по ставке 30% <13>. А к моменту, когда он стал работать по патенту, его статус изменился на "резидент". И тут возникают следующие вопросы:

- должен ли в этой ситуации работодатель пересчитывать НДФЛ в связи со сменой мигрантом статуса и отразить это в справке 2-НДФЛ, подаваемой по итогам 2015 г.;

- нужно ли подать на этого иностранца две справки 2-НДФЛ с разными статусами налогоплательщика и с разными ставками налога;

- какой код статуса налогоплательщика (1, 2 или 6) и какую ставку НДФЛ (30% или 13%) надо указать в справке?

Вот что по этому поводу нам ответил специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТЕЛЬМАХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"В указанной ситуации работодатель, как налоговый агент, должен пересчитать НДФЛ в связи со сменой мигрантом статуса с нерезидента на резидента РФ и отразить это в справке 2-НДФЛ.

По итогам 2015 г. на такого работника необходимо представить одну справку 2-НДФЛ с проставлением в поле "Статус налогоплательщика" кода 6 (налогоплательщик - иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность по найму на основе патента) <14> и налоговой ставки 13%".

От себя добавим, что в разделе 5 "Общие суммы дохода и налога" справки 2-НДФЛ надо отразить сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных иностранцем, а также данные об уведомлении из ИФНС, подтверждающем право на уменьшение налога на эти платежи.

Что же касается НДФЛ, излишне уплаченного за тот период 2015 г., когда к доходам иностранца применялась ставка 30%, то за возвратом этой суммы по итогам прошедшего года мигранту надо обращаться в инспекцию, где он поставлен на учет. Для этого ему придется подать декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие его статус налогового резидента <15>.

* * *

В заключение хотим упомянуть о ситуации, когда работодатель получил "разрешительное" уведомление из ИФНС спустя несколько месяцев после найма "патентного" иностранца. Например, тот работает с января текущего года, а уведомление получено лишь в мае.

Так вот, налоговики считают, что независимо от даты получения уведомления работодатель вправе уменьшить сумму ранее удержанного за январь - май НДФЛ на сумму уплаченных иностранцем в текущем году "авансов" <16>. При этом вернуть мигранту излишне удержанный налог работодатель должен по письменному заявлению работника, перечислив деньги на расчетный счет, указанный им в заявлении <17>.

--------------------------------

<1> утв. Приказом ФМС от 08.12.2014 N 638

<2> ст. 216, п. 6 ст. 227.1 НК РФ

<3> п. 3 ст. 224, п. 1 ст. 227.1 НК РФ

<4> пп. 2, 3 ст. 227.1 НК РФ; Приказ Минэкономразвития от 29.10.2014 N 685; ст. 2 Закона г. Москвы от 26.11.2014 N 55 (ред., действ. до 01.01.2016)

<5> утв. Приказом ФНС от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@

<6> Письма ФНС от 27.01.2016 N БС-4-11/1052@, Минфина от 02.02.2016 N 03-04-06/4981

<7> п. 6 ст. 227.1 НК РФ

<8> п. 7 ст. 227.1 НК РФ

<9> приложение к Приказу ФНС от 13.11.2015 N ММВ-7-11/512@

<10> утв. Приказом ФНС от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@

<11> п. 6 ст. 227.1 НК РФ

<12> Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2015 N 20-15/110442

<13> п. 3 ст. 224 НК РФ

<14> разд. IV Порядка заполнения справки 2-НДФЛ (приложение N 2 к Приказу ФНС от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@)

<15> п. 1.1 ст. 231 НК РФ

<16> Письма ФНС от 23.09.2015 N БС-4-11/16682@; УФНС по г. Москве от 16.10.2015 N 20-15/109294

<17> п. 1 ст. 231 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2016, N 05

НОРМИРУЕМ РАСХОД АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ЛЕГКОВУШЕК

Л.Елина

Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расхода <1>.

Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя - чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что "сгорает" в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.

Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.

Примечание. Упрощенцы на "доходно-расходной" УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производство) <2>.

Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованны <3>. Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.

Разрабатываем топливные нормы

Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.

ШАГ 1. Определяем базовую норму

Для этого есть несколько способов:

<или> по минтрансовским нормативам <4>;

<или> исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;

<или> на основании самостоятельных контрольных замеров.

ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки

В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.

Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.

Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:

- "городской" - зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительно <5>, от 1 до 5 млн человек - до 25%;

- "возрастной" - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;

- "зимний" - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического района <6>. Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент - 10%;

- коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы "климат-контроль";

- чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;

- коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т.п.) в диапазоне: 20 - 40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму

Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты. Если их несколько, то надо их суммировать.

Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.

Применяем утвержденные нормы в работе

Нормативный расход ГСМ можно посчитать как произведение рабочей нормы расхода топлива и пробега автомобиля.

Когда реальный расход не превышает установленный в организации норматив - вопросов нет, бухгалтерия учитывает в расходах стоимость израсходованных литров топлива. Если потрачено незначительно больше, чем рассчитано по нормативу, по решению руководства затраты на израсходованное топливо также могут быть учтены бухгалтерией без каких-либо дополнительных расследований.

Однако, если превышение более существенное, имеет смысл разобраться в причинах.

* * *

Если топливные расходы в вашей организации стабильно не вписываются в утвержденные нормативы, причем у разных водителей, это повод их пересмотреть. Задумайтесь над причинами.

Возможно, вы не применяете повышающие коэффициенты, которые нужно использовать в тех условиях, в которых ваши автомобили реально работают.

--------------------------------

<1> подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письма Минфина от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12

<2> подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<3> п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина от 23.12.2009 N 03-11-09/413

<4> Методические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12

<5> п. 5 Методических рекомендаций

<6> приложение N 2 к Методическим рекомендациям

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2016, N 05