Материалы журнала "Главная книга"

17 июля 2015 года

Содержание

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ... ИЛИ НЕТ? (Когда организация обязана зарегистрировать ОП)

Капанина Ю.

Жизнь не стоит на месте. Некоторые компании расширяются и открывают новые магазины в другом районе, городе. Кто-то нанимает персонал для работы вне офиса, отправляет работников в длительные командировки, арендует склады в других регионах. В ряде случаев могут возникнуть обособленные подразделения (ОП) <1>. А есть ли у вас ОП? Когда оно считается созданным? На эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Примечание. Мы не будем рассказывать о филиалах и представительствах, поскольку они автоматически регистрируются в ИФНС на основании сведений в ЕГРЮЛ <2>.

Условия возникновения обособленного подразделения

Согласно налоговым нормам ОП - это любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем не важно, есть ли сведения о нем в учредительных документах компании <3>.

Для возникновения ОП обязательно наличие следующих условий:

- территориальная обособленность. То есть деятельность ведется по адресу, отличному от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ <4>. Значит, даже если подразделение и головная организация расположены в соседних зданиях и находятся в ведении одной налоговой инспекции, это может свидетельствовать о создании ОП <5>;

- оборудование стационарного рабочего места. В НК нет понятия "рабочее место", поэтому воспользуемся нормами Трудового кодекса <6>. Так вот рабочим считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя <7>. Это место должно быть оборудовано, то есть должны быть созданы условия (есть мебель, офисная техника, инструменты и т.п.) для выполнения работником своих трудовых обязанностей.

Рабочее место будет стационарным, если оно создано на срок более 1 месяца <3>. При этом, если организуется всего одно рабочее место вне места нахождения организации, это уже является достаточным основанием для признания ОП <8>;

- через ОП уже ведется деятельность <9>. Это значит, что сотрудник, который будет трудиться на оборудованном месте, принят на работу и приступил к своим обязанностям.

Внимание! При открытии филиала (представительства) компании-упрощенцы теряют право на применение спецрежима, в то время как создание обычного ОП на право применения упрощенки никак не влияет <11>.

А вот будет ли работник организации трудиться на этом рабочем месте постоянно или только периодически (например, вахтовым методом), для образования ОП не важно <10>. Ведь даже если сотрудники время от времени меняются, работают они все равно на одних и тех же стационарных рабочих местах.

Итак, ОП возникнет в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдены.

С теорией разобрались, посмотрим, как ее применить в жизненных ситуациях.

Когда ОП точно не будет

Если какой-либо из вышеперечисленных признаков отсутствует, то ОП создавать не требуется. Например:

- работники имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, страховые или рекламные агенты), они посещают другие организации и стационарные рабочие места для них не создаются <12>;

- с работником заключен трудовой договор о дистанционной работе. При этом работник трудится вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, контролируемого работодателем, и взаимодействует с работодателем дистанционно, например через Интернет <13>. Получается, что определение дистанционной работы, данное в ТК РФ, позволяет не признавать ОП по месту работы дистанционного сотрудника. С этим согласны и в Минфине <14>;

- сотрудники ЧОПа трудятся на постах охраны, оборудованных и предоставленных им компанией - заказчиком охранных услуг <15>. При этом на постах охраны нет имущества ЧОПа и рабочее место охранника неподконтрольно работодателю. По этим же причинам ОП не создается аудиторскими фирмами, организациями, предоставляющими свой персонал в аренду другим организациям или предпринимателям (аутсорсинг и аутстаффинг), компаниями, оказывающими услуги технического или сервисного обслуживания оборудования, клининговыми и другими компаниями, чьи работники выполняют служебные обязанности в других организациях;

- у организации есть недвижимость, которая сдается в аренду, а значит, эта компания не создает для себя ни одного стационарного рабочего места, на котором будет трудиться ее работник <16>;

- деятельность на судне не приводит к созданию ОП, поскольку невозможно установить точный адрес места ведения такой деятельности <17>.

ОП следует признать

Допустим, организация решила арендовать помещение для хранения сырья. Этот склад расположен по адресу, отличному от адреса ее местонахождения. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет несколько раз в месяц только на время завоза или вывоза сырья. Постоянно находиться на складе работники не будут, но они будут приезжать туда периодически для завоза/вывоза сырья. При этом Минфин считает, что время нахождения работника на складе не имеет значения, ведь он прибывает туда в связи со своей работой и выполняет там свою работу, а значит, это приводит к созданию стационарного рабочего места и, соответственно, ОП <18>.

А есть ли ОП?

На практике встречаются и спорные ситуации.

Выполнение работ на стройплощадке заказчика

Достаточно часто возникают споры о создании ОП в случае направления работников в длительные (на срок более 1 месяца) командировки. Особенно это актуально для компаний, выполняющих строительные работы. Ведь в месте работ они могут устанавливать бытовки, использовать собственную технику или оборудование. При этом все это происходит на чужой территории (не контролируемой работодателем).

Споры о том, образуется ли в этом случае ОП, приходится решать в суде. Суд может занять сторону налоговиков, если сочтет, что создание стационарных рабочих мест инспекторами было доказано. Например, это удалось налоговикам из Северо-Кавказского округа <19>. Суды учли, что по условиям договора на компанию как на генподрядчика возлагалась обязанность обеспечить в период проведения работ соблюдение правил и требований охраны труда. А это значит, что компания должна была контролировать условия труда своих работников на рабочих местах. Согласно протоколам допроса свидетелей один из работников компании-генподрядчика в период выполнения работ постоянно находился на объекте строительства. И судьи пришли к выводу, что как минимум одно постоянное рабочее место по месту выполнения работ обществом было создано.

Если же инспекторы не докажут создание рабочих мест, суд встанет на сторону компании. Так, ФАС ЦО <20> учел, что работники подрядчика во время нахождения на территории заказчика контролировались не подрядчиком, а заказчиком. И то, что работники подрядчика длительное время находились на стройплощадке заказчика, не подтверждает создание ОП.

Надомники

Еще один неоднозначный случай - как расценивать труд надомника. Ведь в соответствии с заключенным трудовым договором он будет работать в месте своего проживания и использовать для работы инструменты и механизмы, выделенные нанимателем или приобретенные им самим за свой счет <21>. Образуется ли ОП по месту жительства таких работников?

Если работодатель обеспечивает надомника необходимым для работы оборудованием (например, компьютером, принтером, телефоном и т.п.) и это указано в трудовом договоре, то компании будет нелегко обосновать свою непричастность к организации рабочего места сотрудника. В случае если работник пользуется исключительно своим имуществом, то уже налоговикам будет затруднительно доказать, что в квартире надомника создается ОП. Тем более что эта квартира не находится под контролем работодателя (что является одним из признаков ОП <22>), к примеру он не может беспрепятственно входить в помещение, где трудится надомник, или отслеживать условия труда (соблюдение требований охраны труда, санитарии и т.п.). Минфин в такой ситуации рекомендует компании обратиться в налоговую инспекцию для принятия решения о создании ОП <23>. А вообще лучше заключить с сотрудником договор о дистанционной работе и избежать тем самым споров с налоговиками.

Почему важно не пропустить момент признания ОП

Теперь вы знаете, есть ли у вашей компании ОП или нет. И задача бухгалтера - сообщить о создании ОП в ИФНС, ФСС и ПФР, потому что организация, имеющая ОП, по месту нахождения этого ОП обязана:

- уплачивать в региональный бюджет авансовые платежи и налог на прибыль, исходя из доли прибыли ОП в общей прибыли компании, и сдавать налоговую декларацию <24>;

- уплачивать НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП <25>, и представлять в налоговую справки по форме 2-НДФЛ <26>;

- платить страховые взносы с выплат в пользу работников ОП, в отделения ПФР и ФСС представлять отдельные расчеты по форме РСВ-1 ПФР и по форме 4-ФСС по взносам, начисленным ОП <27>.

Примечание. Эта обязанность распространяется только на расположенные на территории РФ ОП, у которых есть отдельный баланс и расчетный счет и через которые начисляется и выплачивается вознаграждение работникам <28>;

- если по месту нахождения ОП у компании зарегистрированы транспортные средства <29> - уплачивать за них транспортный налог <30> и, соответственно, отчитываться в инспекцию <31>;

- если ОП имеет отдельный баланс, на котором учтены основные средства, - уплачивать в отношении этих ОС налог на имущество (авансовые платежи) <32>, а также сдавать в ИФНС декларацию по налогу <33>;

- регистрировать в ИФНС ККТ, которая будет использоваться в ОП <34>.

Примечание. Прочитать о том, как и в какие сроки нужно сообщить об ОП в ИФНС, а также об ответственности за непостановку на учет можно: ГК, 2014, N 17, с. 32

* * *

Если у вас есть сомнения относительно того, образуется ли у вас обособленное подразделение, обратитесь в свою налоговую инспекцию (или в инспекцию по месту ведения деятельности) <35>. Но учтите, что, если ИФНС посчитает, что ОП возникло, вам, скорее всего, придется руководствоваться этим мнением. Ведь в противном случае при проверке инспекторы могут оштрафовать вас за ведение деятельности без постановки на учет <36>.

--------------------------------

<1> подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ

<2> п. 3 ст. 83 НК РФ

<3> п. 2 ст. 11 НК РФ

<4> пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ

<5> Письма Минфина от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15, от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946

<6> п. 1 ст. 11 НК РФ

<7> ч. 6 ст. 209 ТК РФ

<8> Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055; Решение АС Свердловской области от 31.10.2013 N А60-30533/2013

<9> Письмо ФНС от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@

<10> Письмо Минфина от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250

<11> Письма Минфина от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22075, от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305

<12> Письмо Минфина от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634

<13> ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ

<14> Письма Минфина от 26.03.2014 N 03-02-07/1/13157, от 01.12.2014 N 03-04-06/61300

<15> Письмо Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238

<16> Письмо УФНС по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080199@

<17> Письма ФНС от 08.05.2015 N СА-4-14/7920@; Минфина от 24.09.2013 N 03-04-06/39626

<18> Письмо Минфина от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20

<19> Постановления ФАС СКО от 08.08.2012 N А32-4519/2011; 15 ААС от 20.06.2013 N А32-4519/2011

<20> Постановления ФАС ЦО от 11.06.2014 N А64-5181/2013; 19 ААС от 04.02.2014 N А64-5181/2013

<21> ст. 310 ТК РФ

<22> ч. 6 ст. 209 ТК РФ

<23> Письма Минфина от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299, от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192

<24> п. 2 ст. 288, абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ

<25> п. 7 ст. 226 НК РФ

<26> Письма Минфина от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17; ФНС от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@

<27> ч. 11, 12 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Письмо ФСС от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п

<28> ч. 11 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<29> п. 1 ст. 363, п. 5 ст. 83 НК РФ; п. 24.3 Правил, утв. Приказом МВД от 24.11.2008 N 1001

<30> Письмо Минфина от 20.11.2013 N 03-05-05-04/49748

<31> п. 1 ст. 363.1 НК РФ

<32> ст. 384 НК РФ

<33> абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ

<34> п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 23.07.2007 N 470; п. 21 Регламента, утв. Приказом Минфина от 29.06.2012 N 94н

<35> п. 9 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС от 15.05.2014 N СА-4-14/9323

<36> п. 2 ст. 116 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2015, N 12

МОЖЕТ ЛИ МИГРАНТ С ПАТЕНТОМ ВЫПОЛНЯТЬ РАЗЪЕЗДНУЮ РАБОТУ

Суховская М.

Как известно, с 2015 г. временно пребывающие в РФ безвизовые иностранцы, желающие устроиться работать в российские компании и к предпринимателям, должны получать в миграционной службе не разрешение на работу, а патент <1>.

По общему правилу они не могут трудиться за пределами того региона, в котором им был выдан этот документ. Такой же запрет действует:

- для временно пребывающих мигрантов, имеющих разрешение на работу;

- для временно проживающих в РФ иностранцев (они могут работать только в том субъекте РФ, где им разрешено проживать) <2>.

Работодателям перечисленных иностранцев запрещено привлекать их к работе вне пределов своего субъекта РФ под угрозой штрафа от миграционной службы <3>:

- для фирм и предпринимателей - от 250 000 до 800 000 руб.;

- для руководителей компаний - от 25 000 до 50 000 руб.;

- для обычных граждан - от 2000 до 5000 руб.

А для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей верхний порог штрафа за это нарушение составляет соответственно 1 000 000 руб., 70 000 руб. и 7000 руб. <4>

Примечание. Кстати, самого иностранца тоже оштрафуют за работу не в том регионе - на 2000 - 5000 руб. (в обеих столицах и в сопредельных областях - на 5000 - 7000 руб.) с возможным выдворением из РФ <5>.

При этом в Законе об иностранцах сказано, что могут устанавливаться случаи, когда временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе работать не в своих регионах <6>. Такие случаи, а также перечень специальностей, по которым иностранцу разрешено трудиться в другом субъекте РФ, и сроки, в течение которых это допускается, утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010 N 564н. В перечне есть, в частности, такие популярные "мигрантские" профессии, как дорожный рабочий, водитель автомобиля, машинист различных установок, экспедитор.

Только вот незадача: ни в соответствующей норме Закона, ни в Приказе не упомянуты мигранты с патентом. Там говорится лишь о временно пребывающих иностранцах с разрешением на работу. Очевидно, что когда в Закон об иностранцах вносились "патентные" поправки, законодатели просто забыли дополнить эту норму...

Мы решили поинтересоваться у ФМС, действительно ли временно пребывающие иностранцы с патентом, работающие по тем профессиям и должностям, что указаны в Приказе N 564н, сейчас не могут выполнять работу, требующую выезда за пределы субъекта РФ, в котором им выдан патент. И получили такой вот лаконичный ответ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пресс-служба ФМС России

"Патент предоставляет право иностранным гражданам вести трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, в котором он выдан".

* * *

Получается, что пока в Закон не внесут необходимые изменения и не поправят Приказ N 564н, на работу, предполагающую деловые поездки в другие регионы (то есть на разъездную работу, работу подвижного характера, работу в пути), можно без опаски нанимать только:

<или> тех иностранцев, которым для работы в России не нужны разрешительные документы, а именно: граждан стран - членов Евразийского экономического союза (Беларуси, Казахстана, Армении) <7>, постоянно проживающих в РФ иностранцев, имеющих вид на жительство <8>, лиц, получивших статус беженца или временное убежище в РФ <9>;

<или> временно проживающих в РФ мигрантов <10>, при условии что они работают по определенным профессиям или на определенных должностях <11>;

<или> иностранцев, имеющих разрешение на работу, в котором в графе "Вид деятельности" указана специальность из утвержденного перечня <12>.

--------------------------------

<1> п. 1 ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ)

<2> пп. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ

<3> ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ

<4> ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ

<5> ч. 1, 2 ст. 18.10 КоАП РФ

<6> п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ

<7> п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014); ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10.10.2014)

<8> подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ

<9> подп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ

<10> подп. 2 п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ

<11> п. 2 приложения к Приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 N 564н

<12> приложение к Приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 N 564н

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2015, N 12

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КОЭФФИЦИЕНТ КП ДЛЯ РАСЧЕТА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ПО ДОРОГОСТОЯЩЕМУ АВТОМОБИЛЮ

Захарова М.

С 2014 г. транспортный налог, а с этого года и авансовые платежи по нему в отношении дорогостоящих автомобилей уплачиваются с применением повышающего коэффициента Кп <1>. Сейчас есть два Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., составленных Минпромторгом: Перечень от 28.02.2014 и Перечень от 27.02.2015. Как же их применять?

Последняя позиция Минфина

Согласно последнему разъяснению Минфина каждый Перечень дорогостоящих автомобилей должен применяться в своем налоговом периоде <2>:

- Перечень от 28.02.2014 - для налогового периода 2014 г.;

- Перечень от 27.02.2015 - для налогового периода 2015 г.

Так же считает и ФНС <3>.

Соответственно, независимо от года выпуска автомобиля вы должны исчислить:

- налог за 2014 г. - руководствуясь Перечнем от 28.02.2014;

- авансовые платежи и налог за 2015 г. - руководствуясь Перечнем от 27.02.2015.

Допустим, вы в Перечень заглянули, но своего нового автомобиля в нем не нашли. Просто ваша модель настолько новая, что она в Перечень еще не попала. Значит, и повышающий коэффициент вам применять не надо.

Например, в Перечне от 27.02.2015 нет Volvo XC90, а его обновленная версия, продажа которой уже стартовала, в Перечень 2016 г. наверняка попадет, ведь она стоит больше 3 млн руб. Тогда исчисляйте авансовые платежи и налог за 2015 г. без повышающего коэффициента. Причем Перечень дорогостоящих автомобилей, который Минпромторг обнародует в 2016 г., к налоговому периоду 2015 г. применяться не будет. Значит, даже если ваш автомобиль в Перечне 2016 г. появится, пересчитывать налог за 2015 г. не придется. Это нам подтвердили и в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СОРОКИН АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Если новый автомобиль, произведенный в 2015 г., попадает в Перечень только 2016 г., то в 2015 г. он будет облагаться без коэффициента, а в 2016 г., если его средняя стоимость до 5 млн руб., - с коэффициентом 1,3".

Из-за того что в Перечне от 27.02.2015 учитывается возраст автомобилей, с некоторыми машинами произошла комичная ситуация. Так, например, Mercedes-Benz ML 350 в возрасте от 2 до 3 лет в Перечне есть (в категории от 3 до 5 млн руб.), а этой модели в возрасте не более 2 лет в Перечне нет. Получается, по двухлетней ML 350 налог надо платить с повышающим коэффициентом, а по новой - без.

Правда, в одном из писем Минфин сообщал, что Минпромторгом проводится работа по уточнению Перечней <4>. Так что на всякий случай, чтобы не допустить ошибок, перед уплатой авансовых платежей и заполнением декларации за 2015 г. загляните в Перечень от 27.02.2015, вдруг в него внесут изменения.

Проверяем, не было ли ошибок

Немногим ранее Минфин разъяснял, что Перечни должны применяться иначе <5>:

- Перечень от 28.02.2014 - при расчете налога за 2014 г., авансовых платежей и налога за 2015 г. в отношении автомобилей, выпущенных до 2014 г.;

- Перечень от 27.02.2015 - при расчете налога за 2014 г., авансовых платежей и налога за 2015 г. в отношении автомобилей, выпущенных в 2014 г.

Как видим, неправильный коэффициент мог быть применен при расчете:

- налога за 2014 г. по автомобилям 2014 г.;

- авансового платежа за I квартал 2015 г. по автомобилям, выпущенным до 2014 г.

Обратите внимание, Перечень от 27.02.2015 существенно отличается от предыдущего: в нем уточнены версии моделей и, как мы уже сказали, учитывается еще и возраст машины. И некоторые модели в этих Перечнях относятся к различным категориям.

Если это ваш случай, пересчитайте транспортный налог за 2014 г. и представьте уточненную декларацию.

А затем можете смело подавать в инспекцию заявление о зачете или возврате возникшей переплаты <7>.

* * *

Если вы за 2014 г. платили транспортный налог по дорогостоящему автомобилю 2014 г. выпуска, а в I квартале 2015 г. - авансовый платеж по автомобилю, выпущенному до 2014 г., проверьте, в одной ли категории машина поименована в обоих Перечнях, и при необходимости пересчитайте налог (авансовый платеж).

А может быть, вам настолько повезет, что в Перечне от 28.02.2014, в отличие от Перечня от 27.02.2015, вы своего автомобиля не найдете. Например, именно так обстоят дела с BMW M4. Тогда налог за 2014 г. можно рассчитать без повышающего коэффициента.

Так что, если, следуя разъяснениям Минфина, по такому автомобилю вы уже представляли уточненную декларацию за 2014 г., пересчитав сумму транспортного налога с учетом повышающего коэффициента <8>, теперь вам лучше представить еще одну уточненную декларацию. Но, разумеется, уже с пересчитанной в меньшую сторону суммой налога.

--------------------------------

<1> пп. 2, 2.1 ст. 362 НК РФ

<2> Письмо Минфина от 01.06.2015 N 03-05-04-04/31532

<3> Письмо ФНС от 21.05.2015 N БС-4-11/8612@

<4> Письмо Минфина от 23.04.2015 N 03-05-05-04/23464

<5> Письма Минфина от 23.04.2015 N 03-05-05-04/23464, от 02.04.2015 N 03-05-05-04/18439

<6> Письмо Минфина от 01.06.2015 N 03-05-04-04/31532

<7> ст. 78, п. 1 ст. 81 НК РФ

<8> Письмо Минфина от 02.04.2015 N 03-05-05-04/18439

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2015, N 13

НДПИ ПО ИСПОЛЬЗОВАННЫМ В "УПРОЩЕННОМ" ПРОИЗВОДСТВЕ ПОЛЕЗНЫМ ИСКОПАЕМЫМ

Бугаева Н.

На территории нашей страны добывают не только нефть и газ, но и общераспространенные полезные ископаемые. К ним относятся гравий, гипс, мел, сланцы и др. <1> Некоторые виды этих ископаемых облагаются налогом на добычу полезных ископаемых - НДПИ, например глина, используемая в строительной индустрии <2>.

А чтобы рассчитать этот налог, нужно разобраться со стоимостью добытых полезных ископаемых. Поскольку эта стоимость является налоговой базой по НДПИ <3>.

Примечание. Организация может применять УСНО только при добыче общераспространенных полезных ископаемых <4>.

Стоимость полезных ископаемых для целей определения базы по НДПИ может быть оценена несколькими способами <5>:

<если> ископаемые добываются для последующей продажи, то их стоимость можно рассчитать на основании сведений о выручке <6>;

<если> ископаемые используются в производстве (например, кирпича или иных строительных материалов), то организация может применять расчетный метод и определять стоимость по данным налогового учета <7>. В этом случае компания должна использовать тот порядок признания расходов, который применяет для целей налогообложения прибыли <8>.

Но упрощенцы не платят налог на прибыль, список расходов у них закрытый, а применяющие объект налогообложения "доходы" и вовсе не считают свои расходы. Как им быть при определении стоимости ископаемых?

Учет на "доходно-расходной" УСНО

За комментариями по вопросу расчета стоимости НДПИ у организаций и ИП на УСНО мы обратились к специалисту Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЗОЛОТАРЕВА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА - Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"Если налогоплательщик не реализует добытые полезные ископаемые, то их стоимость в целях налогообложения НДПИ оценивается исходя из расчетной стоимости <7>. По общему правилу налогоплательщик определяет ее на основании данных налогового учета, применяя тот порядок признания доходов и расходов, который используется для определения базы по налогу на прибыль организаций <8>. Кроме того, при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого должны учитываться расходы, прямо или косвенно связанные именно с процессом добычи полезных ископаемых. Расходы, не имеющие отношения к добыче, в расчетную стоимость не включаются.

Организации и ИП, занимающиеся добычей общераспространенных полезных ископаемых, вправе применять УСНО <9>. Но для упрощенцев с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" установлен закрытый перечень расходов и определено, что указанные расходы принимаются к учету при условии их соответствия критериям признания расходов для целей налогообложения прибыли <10>. В связи с этим упрощенцы при определении расчетной стоимости полезных ископаемых учитывают только те расходы, которые учитываются ими для целей расчета налога при УСНО и непосредственно связаны с добычей полезных ископаемых. То есть упрощенцы не должны вести отдельный учет расходов для целей расчета НДПИ и вполне могут обойтись своим перечнем расходов".

Но кроме того, что для организаций и ИП на УСНО установлен закрытый перечень расходов, порядок признания расходов у упрощенцев также отличается от "общережимного". Ведь для упрощенцев действует кассовый метод.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЗОЛОТАРЕВА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА, Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"Расходами налогоплательщиков, применяющих УСНО, признаются затраты после их фактической оплаты <11>. Так, например, расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денег с расчетного счета налогоплательщика или выплаты из кассы. И поскольку отражаются они в расходах после оплаты, то и учитываются в качестве расходов для целей НДПИ в том налоговом периоде, в котором фактически были выплачены <12>. Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц <13>. Поэтому зарплата, начисленная работникам, которые заняты при добыче полезных ископаемых, за май, выплаченная в июне, будет учтена при определении стоимости добытых полезных ископаемых для целей расчета НДПИ за июнь".

Иными словами, в расчет стоимости полезных ископаемых включаются расходы, которые одновременно:

- связаны с добычей полезных ископаемых <14>;

- поименованы в закрытом списке расходов упрощенцев <15>;

- признаны в учете для целей УСНО в месяце, за который рассчитывается НДПИ.

Необходимо выполнение всех перечисленных условий. Перечень расходов, связанных с добычей ископаемых, шире, чем список расходов у упрощенцев. Поэтому если у вас появились какие-то расходы, которые необходимы при добыче, но при этом не поименованы в расходах упрощенцев, то учитывать их при расчете стоимости полезных ископаемых не надо.

Учет на "доходной" УСНО

Что касается упрощенцев с объектом налогообложения "доходы", то им нужно делать так.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЗОЛОТАРЕВА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА, Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"Налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы", для определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого должны вести учет расходов, непосредственно связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с положениями гл. 26 НК несмотря на то, что для целей расчета налога при УСНО свои затраты они учитывать не должны. Расходы, связанные с добычей, включаются в расчетную стоимость ископаемых в соответствии с кассовым методом, предусмотренным для упрощенцев, то есть после оплаты <16>".

* * *

Порой организации при добыче полезных ископаемых применяют так называемый открытый способ. При нем ведение деятельности по добыче зависит от времени года и погодных условий. Соответственно, у компании могут быть периоды, когда добывать ископаемые невозможно и доходов от этой деятельности она не получает, а вот расходы все равно несет. Например, оплачивает работы по рекультивации земель. Поскольку такие расходы возникают в рамках предпринимательской деятельности, то организация может учесть их в общем порядке, если они подпадают под затраты, указанные в закрытом перечне расходов упрощенцев <17>.

--------------------------------

<1> п. 6.1 ст. 3 Закона от 21.02.92 N 2395-1; п. 2.2 Временных методических рекомендаций, утв. Распоряжением МПР от 07.02.2003 N 47-р

<2> подп. 1, 10 п. 2 ст. 337 НК РФ

<3> п. 2 ст. 338 НК РФ

<4> подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<5> п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ

<6> подп. 1, 2 п. 1, пп. 2, 3 ст. 340 НК РФ

<7> подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ

<8> п. 4 ст. 340 НК РФ

<9> подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<10> п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ

<11> п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<12> подп. 2 п. 4 ст. 340, ст. 255, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<13> ст. 341 НК РФ

<14> п. 4 ст. 340 НК РФ

<15> ст. 346.16 НК РФ

<16> п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<17> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2015, N 13

ЖИЛ ДА БЫЛ МИГРАНТ-НЕЛЕГАЛ В ПОМЕЩЕНИИ ФИРМЫ: ЧЕМ ЭТО ЧРЕВАТО

Суховская М.

Как вы знаете, в сфере найма иностранных работников малейший промах может обойтись работодателю - фирме или ИП - минимум в четверть миллиона рублей. И мы лишний раз хотим показать, что с такими суммами штрафов в работе с иностранцами важна каждая мелочь.

Речь пойдет об ответственности за предоставление нелегальному мигранту жилого помещения или транспорта, а также за оказание ему иных услуг. "Стоит" это нарушение <1>:

- для фирм (предпринимателей) - от 250 000 до 300 000 руб.;

- для их руководителей - от 25 000 до 35 000 руб.;

- для обычных граждан - от 2000 до 4000 руб.

Примечание. Под предоставлением жилого помещения или транспорта суды понимают передачу прав владения, пользования или распоряжения этими объектами на любых условиях (по договору аренды, найма, безвозмездного пользования). Услугой же является любая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей иностранца <2>.

Сразу скажем, что в основном споры идут из-за предоставления жилья, поэтому и мы будем говорить именно об этом.

Обычно полицейские <3> выявляют нарушение при выездной проверке (как правило, внеплановой) объекта, принадлежащего организации или ИП. Например, приходят в выходной день на стройку и обнаруживают, что там в бытовых вагончиках мирно отдыхают иностранные граждане, которые:

<или> нелегально находятся в РФ, то есть истек срок их законного пребывания в нашей стране <4>;

<или> не состоят на миграционном учете по месту фактического проживания или нахождения <5>.

Все, нарушение налицо. Сколько таких мигрантов найдут, столько штрафов по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ и получит владелец проверяемого объекта <6>.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Российский работодатель как принимающая сторона обязан поставить на миграционный учет абсолютно всех нанимаемых работников-мигрантов <7>, включая тех, кому для работы в России не нужны разрешения или патент (например, граждан из стран ЕАЭС или беженцев <8>).

При этом бесполезно приводить следующие доводы:

- помещение, в котором найдены нелегалы, не является жилым. Действительно, по Жилищному кодексу к жилым помещениям относятся дом, квартира либо комната в коммуналке <9>. Однако для подавляющего большинства судов это вовсе не аргумент. Значение имеет лишь то, что предоставленные мигрантам помещения (например, те же бытовки, пристройка к цеху или комната в недостроенном торговом комплексе) были приспособлены для проживания: там находились кровати, столы, постельные принадлежности, личные вещи, электроплитки, чайники и т.д. Кроме того, некоторые суды рассматривают это как оказание иностранцам услуг по предоставлению нежилого помещения для проживания, что тоже подпадает под состав нарушения <10>;

- "обвиняемая" компания является не собственником, а арендатором помещений, в которых проживали нелегалы <11>. При этом есть дела, где за нарушение, допущенное арендаторами, пришлось по полной программе отвечать компаниям - собственникам недвижимости. Правда, арендаторами в тех случаях были физлица, чье местонахождение на момент проверки было неизвестно <12>;

- место для проживания (например, бытовку) нелегалу предоставил штатный сотрудник организации без ведома ее руководства <13>.

Заметим, что штраф грозит даже тогда, когда проживающие на территории работодателя мигранты законно находятся в РФ и поставлены на миграционный учет, правда, по иному адресу, нежели тот, где их обнаружила проверка. Но в этом случае есть шанс отбиться от санкций в суде <14>, ведь иностранцы, не нарушающие режим пребывания в России, вправе свободно передвигаться по ее территории <15>.

* * *

Хотим упомянуть вот о каком моменте. Довольно часто организации и предприниматели, оспаривая в суде штрафы от ФМС, ссылаются на то, что миграционная проверка в отношении них была проведена с грубым нарушением Закона о защите юрлиц и ИП при госконтроле <16>. В частности, никто их не уведомил хотя бы за сутки о выездной внеплановой проверке, как того требует Закон <17>. Однако такой довод в этом случае бесполезен <18>.

Дело в том, что особенности миграционных проверок могут устанавливаться другими законами <19>, в частности Законом о правовом положении иностранцев. В нем закреплены основания для проведения внеплановых выездных проверок органами ФМС. Среди них есть такое универсальное основание, как "выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований" <20>. При проведении проверки по этому основанию предварительное уведомление работодателя не допускается <21>.

Проще говоря, шел сотрудник ФМС мимо какого-нибудь завода и увидел на его территории людей характерной внешности. Все, мониторинг проведен. Можно без предупреждения нагрянуть с внеплановой проверкой.

--------------------------------

<1> ч. 3 ст. 18.9, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

<2> Постановления 8 ААС от 02.04.2014 N 08АП-1234/2014; 16 ААС от 06.11.2013 N А63-4970/2013

<3> ч. 1 ст. 23.67, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ

<4> пп. 1, 2 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ); Постановление АС ВСО от 07.05.2015 N Ф02-1645/2015

<5> Постановление ВС от 30.04.2009 N 12-АД09-2

<6> примечание к ст. 18.9 КоАП РФ

<7> п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20, п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ

<8> подп. 11 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 97 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014); Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10.10.2014)

<9> ч. 1 ст. 16 ЖК РФ

<10> см., например, Постановления 8 ААС от 28.07.2014 N 08АП-4118/2014; ФАС МО от 23.05.2014 N Ф05-4409/14; ФАС СЗО от 10.07.2014 N А52-3538/2013; ФАС ЗСО от 04.04.2012 N А45-8133/2011

<11> см., например, Постановления 9 ААС от 20.02.2014 N 09АП-44771/2013; ФАС СКО от 23.05.2013 N А63-11880/2012, от 14.02.2011 N А53-14358/2010; ФАС ЦО от 06.12.2012 N А23-4625/2011

<12> см., например, Постановления 16 ААС от 27.11.2013 N А63-4967/2013; АС СЗО от 09.09.2014 N А56-69865/2013

<13> Постановление ФАС ЗСО от 22.07.2014 N А46-14974/2013

<14> Постановление 18 ААС от 27.12.2013 N 18АП-12919/2013

<15> п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ

<16> Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ)

<17> ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ

<18> Постановления ВС от 27.04.2015 N 303-АД15-3337; АС ЗСО от 07.08.2014 N А45-17941/2013; ФАС ПО от 07.05.2014 N А55-23863/2012; 2 ААС от 28.04.2015 N 02АП-1981/2015

<19> ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ

<20> подп. 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ

<21> п. 1 ст. 32 Закона N 115-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2015, N 13

О ПЕРЕНОСЕ ВЫЧЕТА ПО НДС

А.И. Дыбов

Иногда закон столь очевидно играет на стороне налогоплательщика, что контролирующим ведомствам остается только признать это. Польза есть и от подобных разъяснений - письма у нас традиционно любят больше, чем Налоговый кодекс, даже тогда, когда в разъяснении просто копируют его нормы. Таково, к примеру, февральское Письмо Минфина N 03-07-11/6141, "завизировавшее" новый пункт 1.1 статьи 172 НК РФ. Согласно ему, напомню, вычет можно заявить в любом квартале в течение 3 лет начиная с даты принятия товаров к учету.

Например, если это произошло 15 апреля 2015 года, то последний период, в котором можно заявить вычет, - II квартал 2018 года.

Я правильно поняла: 3 года привязаны не к дате принятия на учет, а к кварталу? В вашем примере, если считать от даты, последний день 3-летнего срока - 14 апреля 2018 года.

Но с ваших же слов выходит, что вычет можно заявить и позже, вплоть до 30 июня 2018 года включительно?

Именно так, все сводится к кварталу принятия на учет, а не к дате. Это также следует из Письма Минфина N 03-07-11/27161, которое появилось в мае.

Были и другие пояснения об отсрочке вычетов. В апрельском Письме N 03-07-11/20293 финансовое ведомство подчеркнуло, что новый порядок допускает частичное принятие к вычету НДС в течение указанного срока. Если хочется, можно хоть на все 3 года сумму вычета растянуть - никто и слова не скажет.

Однако, как утверждает Минфин в обсуждаемом Письме, это не распространяется на ОС, оборудование к установке и НМА. Почему? Потому что в пункте 1 статьи 172 НК говорится, что вычеты по таким покупкам заявляются в полном объеме. Частично нельзя. И вообще, мне кажется, чиновники намекают, что перенос вычетов на указанное имущество не распространяется. Приняли к учету - будьте добры заявить вычет целиком в том же квартале. Еще раз к этой теме Минфин обратился в мае в Письме N 03-07-РЗ/28263 и с тем же результатом.

Есть еще ряд случаев, когда перенести вычеты не получится. Дело в том, что в новом пункте 1.1 статьи 172 НК речь идет только о товарах, работах, услугах и имущественным правах. Но существует также авансовый НДС, вычет которого с принятием чего-либо к учету никак не связан - достаточно лишь перечислить предусмотренную договором предоплату и получить счет-фактуру продавца. Последний, в свою очередь, заявляет авансовый налог к вычету при отгрузке товаров, что тоже плохо вяжется с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса.

Все это дало Минфину основание в апрельском Письме N 03-07-11/20290 утверждать, что тянуть с вычетами авансового НДС нельзя. Как покупатель вы перечислили деньги и обзавелись счетом-фактурой - покажите сумму в книге покупок. Отгрузили товары, будучи продавцом, - то же самое. Наконец, не смогут рассчитывать на перенос и налоговые агенты, поскольку они заявляют вычеты на основании пункта 3 статьи 171 НК, а пункт 1.1 статьи 172, регулирующий перенос, ссылается только на 2-й пункт 171-й статьи.

А как же выводы Постановления Пленума ВАС N 33 о возможности переноса вычетов? Суд нашел аргументы под это даже в старой редакции Кодекса. Что уж говорить о новой!

В том-то и дело, что редакция поменялась. ВАС строил свои доводы при одних нормах, а теперь они другие. Нынче есть все основания сказать: вот, законодатель специально предусмотрел право отложить вычет на потом для ряда ситуаций. Это специальная норма. В остальном пользуемся общей и заявляем вычет строго кварталом, когда выполнено последнее из условий для этого.

Впрочем, вероятно, кое-какие шансы отстоять в суде обратную точку зрения, опираясь на аргументацию ВАС, есть. Но пока я ни об одном таком деле не слышал и обнадежить вас мне нечем.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, N 3

О НОВЫХ ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

А.И. Дыбов

Теперь о бухучете. Апрельским Приказом N 57н Минфин поправил целый ряд нормативных актов, регулирующих эту сферу. Большинство изменений, вступивших в силу в мае, приводят нормативку в соответствие с Законом о бухучете N 402-ФЗ. Напомню, что согласно ему аж начиная с отчетной кампании за 2013 год отчет о прибылях и убытках называется отчетом о финансовых результатах. Но все это время подзаконные акты оставались нетронутыми, и там старое название формы жило и здравствовало. Это касалось даже Приказа N 66н с рекомендованными образцами отчетности. И вот наконец-то у чиновников дошли руки исправить это. Как в Приказе N 66н, так и в других нормативных актах теперь используется название "Отчет о финансовых результатах" (сокращенно - ОФР).

Плюс в обновленном ОФР от приставки "справочно" избавились, в частности, следующие строки:

- 2510 - результат от переоценки ОС и НМА, не влияющий на чистую прибыль;

- 2500 - совокупный финансовый итог периода.

Таким образом, эти строки больше не что-то факультативное: хочу заполняю, хочу - нет. Надо заполнять, если, конечно, есть что писать. Справочными остались только строки 2900 и 2910, в которых указывается базовая и разводненная прибыль (убыток) на акцию соответственно.

Однако и это не все поправки в Приказ N 66н. Так, Минфин, с моей точки зрения, решил вопрос, появившийся со вступлением в силу в 2013 году Закона N 402-ФЗ: должен ли главбух подписывать бухгалтерскую отчетность? Как вы помните, сторонники того, что должен, кивали на ПБУ 4/99, где есть прямая норма о подписи главбуха, а сторонники противоположного подхода указывали на Закон о бухучете, согласно которому отчетность считается составленной после подписания директором, а значит, одной его подписи достаточно.

Что занимательно: ПБУ 4/99 в этой части финансовое ведомство править не стало. Оно просто исключило из всех рекомендованных форм бухотчетности поле для подписи главбуха. Чем, на мой взгляд, подтвердило правильность позиции специалистов, ратовавших за то, что главному бухгалтеру ставить свой автограф на отчетности не надо. Хотя, если очень хочется, то поле можно вернуть, благо формы были и остаются примерами, вы по-прежнему вольны утвердить свои.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, N 3

О ПОДПИСЯХ НА ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ

М.Н. Ахтанина

Старый Закон о бухучете требовал, чтобы перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждался руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Новым же Законом ни утверждение перечня, ни его согласование с кем-либо не предусмотрено. В то же время, по мнению Минфина, руководитель компании по-прежнему должен определять перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

Подтверждать полномочия на подписание документов может один из следующих документов:

- внутренний распорядительный документ по организации (подписанный руководителем приказ или утвержденное им положение о праве подписи на документах);

- доверенность от имени организации, оформленная в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, то есть опять-таки подписанная руководителем.

В чем разница между доверенностью и приказом? Приказ на право подписания документов от имени организации оформляется на конкретных должностных лиц, работающих в компании, и действует в течение всего срока трудовых отношений с этими работниками. То есть приказом оформляется распределение полномочий в рамках организации.

Обычно приказом делегируется право подписи тех документов, которые никогда не покидают стен организации. Ведь по общему правилу внутренние распорядительные документы компании на третьих лиц (не состоящих в ее штате) не распространяются. В очень редких случаях нормативные акты устанавливают, что право подписи конкретного вида документов от имени организации предоставляется другим лицам именно приказом. К таким документам относятся счета-фактуры.

Но бывает, что контрагенты требуют именно доверенность, чтобы убедиться в полномочиях лица, подписывающего документ. Тогда, чтобы избежать лишних споров, можно оформить доверенность или одновременно и приказ, и доверенность.

Доверенность, в отличие от приказа, всегда выписывается на конкретное физическое лицо, а не на лицо, занимающее определенную должность. Вы можете указать в доверенности должность, но это необязательно. Обычно доверенность выдается на определенный срок. Если же срок действия в доверенности не указан, то она действует в течение года со дня ее совершения.

Не обойтись без доверенности при передаче права подписи первичных документов от имени компании лицу, которое не является ее работником.

Когда речь идет о работнике организации, следует отразить в его трудовом договоре или должностной инструкции, с которой он должен быть ознакомлен под подпись, его обязанность оформлять первичные документы, право подписи которых ему предоставлено.

И несмотря на то что закон не обязывает руководителя утверждать перечень лиц, имеющих право подписи документов от имени компании, составление и утверждение такого перечня не помешает.

Хорошо, когда в организации все знают, кто отвечает за оформление конкретного документа и за своевременность его поступления в бухгалтерию.

Отдельно остановимся на подписи главного бухгалтера в первичке. Как вы помните, в старом Законе N 129-ФЗ говорилось, что без подписи главбуха денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В Законе N 402-ФЗ такой нормы нет. А значит, на первичке подписи главбуха может и не быть. Но есть ряд исключений.

Во-первых, кассовые документы. В Указании Банка России N 3210-У говорится, что кассовые документы должен подписывать главбух, хотя руководитель может уполномочить и иное лицо. Так что для действительности этих документов подпись главбуха не обязательна, если их подписал другой уполномоченный работник. А вот самому главбуху для того, чтобы подписывать кассовые документы, ни доверенность, ни приказ не нужны. Он обладает правом подписи этих документов в силу занимаемой должности.

Во-вторых, счета-фактуры. Здесь все то же самое - НК требует подпись главбуха, но разрешает передать эти полномочия другому лицу.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, N 3