Содержание

МИНФИН РАСКРЫЛ ТАЙНЫ ОФОРМЛЕНИЯ АВАНСОВЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР

Шаронова Е.
6 марта

Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

Минфин "по просьбам трудящихся" наконец-то разъяснил, как продавцы должны составлять счета-фактуры на полученный аванс и при каких конкретно условиях покупатели имеют право на вычет авансового НДС.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОДАВЦАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СЧЕТОВ-ФАКТУР

Продавцам при получении предоплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) финансовое ведомство предлагает следующее <1>.

ПРАВИЛО 1. Если в течение 5 календарных дней после получения предоплаты отгружаются товары (выполняются работы, оказываются услуги, передаются имущественные права), то выставлять покупателю счет-фактуру на аванс не нужно. Надо выставить только счет-фактуру на отгрузку.

С одной стороны, следование этому совету финансистов немного сократит документооборот. С другой стороны, обязанность продавца выставить покупателю счет-фактуру на аванс не позднее 5 календарных дней со дня его получения предусмотрена НК РФ <2> и разъяснение Минфина отменить ее не может. Правда, ответственность за невыставление счета- фактуры покупателю налоговым законодательством не предусмотрена.

Кстати, обратим ваше внимание на то, что Минфин разрешил только не выставлять авансовые счета-фактуры покупателям, но не сказал, что продавцы вообще не должны составлять их. И если продавец не будет составлять счета-фактуры на полученные авансы, то он может быть привлечен к ответственности за отсутствие счетов-фактур в виде штрафа в размере как минимум 5000 руб. <3> Причем тот факт, что отсутствие авансового счета- фактуры не сказалось на сумме налога, исчисленной к уплате в бюджет, например, если получение аванса и отгрузка пришлись на один квартал, значения иметь не будет. Тем более не нужно пользоваться этим разъяснением, если аванс и отгрузка происходят в разных кварталах.

ПРАВИЛО 2. Поставщики электроэнергии, нефти, газа, услуг связи (то есть когда идут непрерывные долгосрочные поставки в адрес одного и того же покупателя) могут составлять счета-фактуры на полученные в течение месяца авансы один раз в месяц не позднее 5-го числа следующего месяца.

Пользоваться ли этой рекомендацией - решать самим налогоплательщикам. Ведь составлять счета-фактуры на такие авансы можно и раз в квартал. Тем более что в прошлом году Минфин посчитал правомерным выставление счетов-фактур на отгрузку по таким услугам один раз в квартал не позднее 5 дней со дня окончания квартала <4>. Причем штрафы по ст. 120 НК РФ за отсутствие счетов-фактур этим поставщикам не грозят, так как срок и периодичность выставления счетов-фактур по таким поставкам НК РФ не предусмотрены, а отгрузки происходят ежедневно. Но какой бы вариант вы ни выбрали, его нужно закрепить в учетной политике.

При любом варианте сумма предоплаты будет рассчитываться как разница, образовавшаяся по итогам квартала (месяца) между полученными суммами оплаты и стоимостью отгруженных в этом квартале (месяце) товаров (оказанных услуг). Поэтому если счета-фактуры будут выставляться ежемесячно, то может получиться, что к концу налогового периода некоторые авансы "закроются" отгрузкой.

ПРАВИЛО 3. При получении предоплаты в неденежной форме тоже надо выставлять счет- фактуру покупателю. Тем самым финансисты в очередной раз подтверждают свою точку зрения, согласно которой неденежные авансы включаются в налоговую базу по НДС (подробнее см. с. 48).

ПРАВИЛО 4. При заполнении графы 1 "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" авансового счета-фактуры <5> нужно указывать наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с договором.

Если конкретные товары отгружаются в соответствии с заявками (спецификациями), оформляемыми после оплаты, а в договоре указано обобщенное наименование поставляемых товаров (например, кондитерские изделия), то и в счете-фактуре на аванс следует указать обобщенное наименование товаров.

Если договором одновременно с поставкой товаров предусмотрено выполнение работ (оказание услуг), то в графе 1 счета-фактуры нужно указывать и наименование поставляемых товаров, и описание выполняемых работ (оказываемых услуг).

ПРАВИЛО 5. Если планируется поставка товаров, облагаемых НДС по разным ставкам (10% и 18%), то при получении предоплаты (в том числе полной) можно:

<или> указать в графе 1 счета-фактуры на аванс обобщенное наименование товаров, а в графе 7 - ставку 18/118 (по этой же ставке придется исчислить и налог в бюджет);

<или> исходя из сведений, содержащихся в договоре, разбить предоплату на две части: сумму, полученную под отгрузку товаров, облагаемых по ставке 10%, и сумму, полученную под отгрузку товаров, облагаемых по ставке 18%. При этом в счете-фактуре на аванс надо заполнить две отдельные строки с указанием соответствующих наименований товаров и ставок налога.

Обратите внимание: использование первого варианта, на первый взгляд, проще, но оно приводит к тому, что, пусть и временно, но денег в бюджет вы заплатите больше, чем должны. Ведь с части полученного аванса вместо налога по ставке 10/110 вы заплатите налог по ставке 18/118.

ПРАВИЛО 6. При оформлении счета-фактуры на предоплату, полученную по договору, предусматривающему различные сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы этой оплаты в отдельные позиции выделять не нужно.

РАЗЪЯСНЕНИЯ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПО ПОРЯДКУ ВЫЧЕТА АВАНСОВОГО НДС

Покупателям товаров (работ, услуг) при предъявлении к вычету авансового НДС тоже нужно обратить внимание на рекомендации Минфина <6>.

ПРАВИЛО 1. Предъявлять к вычету НДС с перечисленного аванса или нет, решает сам покупатель, поскольку вычет авансового НДС - это его право, а не обязанность. То есть можно по старинке принимать к вычету НДС по мере получения от поставщика товаров (работ, услуг) и счетов-фактур на них. Например, тем, кто планирует получить товары (работы, услуги) в том же квартале, в котором перечислена предоплата, нет смысла делать лишние записи по предъявлению к вычету авансового НДС в книге покупок, а затем его восстановлению в книге продаж. Это также избавит от лишних проводок в бухучете.

ПРАВИЛО 2. Если в договоре на поставку предусмотрено условие о предоплате, но конкретная сумма в договоре не указана, то к вычету принимается сумма НДС, исчисленная продавцом с предоплаты и указанная им в авансовом счете-фактуре. Таким образом, для того чтобы без проблем принять к вычету НДС с аванса, в договоре лучше только установить возможность его перечисления, но не указывать конкретную сумму.

ПРАВИЛО 3. Предъявить к вычету НДС с перечисленной поставщику предоплаты нельзя, если:
- условие о предоплате договором не предусмотрено, а предоплата перечислена на основании счета поставщика;
- аванс уплачен наличными или в неденежной форме, поскольку в этих случаях у покупателя отсутствует платежное поручение.

Как видим, финансисты в очередной раз читают Кодекс буквально. Ведь в п. 9 ст. 172 НК РФ указано, что для вычета авансового НДС необходимы следующие документы:
- счет-фактура, выставленный продавцом при получении аванса;
- документ, подтверждающий фактическое перечисление предоплаты;
- договор, предусматривающий предоплату.

Но отметим, что в любом случае при оплате покупателем счета, выставленного продавцом на предоплату, условие договора о предоплате считается согласованным <7>. Вычет авансового НДС при уплате аванса наличными (при наличии документа, подтверждающего его уплату, например кассового чека), который запрещает Минфин, также вполне законен.


<1> п. 1 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

<2> п. 3 ст. 168 НК РФ

<3> ст. 120 НК РФ

<4> Письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142

<5> Приложение N 1 к Правилам ведения... книг покупок и книг продаж.., утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<6> п. 2 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

<7> п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 06, 2009

НА ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ ТЕПЕРЬ МОЖНО УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДС

Никитина С.
17 февраля

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 9181/08

Президиум ВАС РФ наконец-то вынес долгожданное решение по вопросу исчисления НДС с отрицательных суммовых разниц <1>. Он оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций, разрешающих продавцу уменьшить налоговую базу по НДС с учетом отрицательных суммовых разниц <2>.

Суды пришли к выводу, что, если отрицательные суммовые разницы учитываются при исчислении налога на прибыль, они также должны учитываться и при исчислении НДС. Ведь налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг) <3>, исчисляемая исходя из цен, указанных сторонами сделки <4>. А если цена установлена в условных единицах <5>, то сумма в рублях и, соответственно, размер налоговой базы могут быть определены только в момент, когда произведен платеж. Суды посчитали, что непризнание отрицательной суммовой разницы для целей исчисления НДС приводит к тому, что налогоплательщик заплатит налог с суммы не полученной им выручки. Кроме того, Налоговый кодекс не содержит прямого запрета на уменьшение начисленного НДС на сумму отрицательных суммовых разниц.

Естественно, возникают вопросы. Когда и как следует уменьшать налоговую базу в случае возникновения отрицательных суммовых разниц? Вносить изменения в тот налоговый период, в котором была отгрузка, или корректировать налоговую базу периода, в котором была получена оплата? И как отражать эту корректировку: в книге продаж или книге покупок? Конечно же, ВАС РФ ответов на эти вопросы не дал.

Мы рекомендуем продавцам в периоде получения оплаты:
- внести изменения в ранее выставленный в рублях счет-фактуру, уменьшив суммы с учетом отрицательных суммовых разниц;
- зарегистрировать этот счет-фактуру в части отрицательной разницы в книге продаж с минусом (сделать запись красным).

При этом такой вариант учета суммовых разниц для целей налогообложения НДС желательно утвердить в учетной политике.

В случае если счет-фактура ранее был выставлен в у. е., а не в рублях, вносить в него какие-либо изменения не нужно. Только не забудьте и по такому счету-фактуре в книге продаж зарегистрировать отрицательную суммовую разницу.

Обратите внимание, рассмотренное решение ВАС РФ касается только продавцов. Возможность корректировки покупателями вычетов по НДС при возникновении у них отрицательной или положительной суммовой разницы высшим судебным органом пока не подтверждалась.


<1> http://www.arbitr.ru/presidium/nadzor/20904.html

<2> например, Постановление ФАС МО от 27.03.2008 N КА-А40/13976-07

<3> п. 1 ст. 154 НК РФ

<4> п. 1 ст. 40 НК РФ

<5> п. 2 ст. 317 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 06, 2009

ПРОВЕРКА ПРЯМЫХ РАСХОДОВ (Распределяем для целей налогообложения прибыли расходы на прямые и косвенные)

Елина Л.

При составлении декларации по налогу на прибыль за I квартал 2009 г. проверьте, правильно ли вы относите расходы к прямым. Это не только полезно для самопроверки и исправления ошибок в налоговом учете, но и подготовит вас к возможным вопросам проверяющих при камеральной проверке декларации - даже если, на ваш взгляд, вы сделали все правильно. Давайте рассмотрим скользкие моменты, которые могут вызвать разногласия между вами и налоговым инспектором.

ПРИЧИНА ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ РАСХОДОВ

Как известно, и прямые, и косвенные расходы в конце концов будут уменьшать налоговую базу по прибыли. Вопрос лишь во времени. Косвенные расходы можно списать сразу. А для списания прямых расходов придется дождаться, когда будут проданы товары (выполнены работы или оказаны услуги), в стоимости которых они учтены <1>.

Именно разница во времени признания расходов и служит причиной споров бухгалтеров и проверяющих: какой расход можно отнести к прямым, а какой - к косвенным.

Сейчас у организаций есть полная свобода в распределении расходов по группам "прямые - косвенные" <2>. Но проверяющие с этим не всегда согласны. Они нередко настаивают на экономической обоснованности распределения расходов, которая напрямую должна прослеживаться из особенностей производственного процесса. Чаще всего, конечно, споры возникают из-за того, что какой-либо расход для скорейшего его списания отнесен организацией к косвенным. В то время как работники налоговой службы считают, что он напрямую влияет на себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ или оказываемых услуг) и его вполне можно было бы отнести к прямым расходам.

ОПРЕДЕЛЯЕМ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ СВОЕГО ПЕРЕЧНЯ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ

Перечень прямых расходов организации должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Им и нужно руководствоваться.

Давайте посмотрим, какой перечень прямых расходов устраивает работников налоговой службы. Это, прежде всего, прямые расходы, которые прямо упомянуты в ст. 318 Налогового кодекса:
- затраты на сырье или материалы, используемые в производстве товаров, комплектующие изделия, полуфабрикаты <3>;
- расходы на оплату труда, ЕСН и взносы в Пенсионный фонд;
- суммы амортизации основных средств, используемых при производстве.

Включать в этот перечень можно и другие расходы.

Идеальный вариант, который устроит проверяющих, - к прямым расходам в налоговом учете отнести все виды расходов, которые организация в бухучете отражает на счетах 20 "Основное производство" и 25 "Общепроизводственные расходы". То есть все расходы, которые непосредственно участвуют в производственном процессе. Кстати, раньше именно такой подход советовал использовать при делении расходов на прямые и косвенные и Минфин России <4>.

В нем есть свои преимущества - налоговый учет можно вести не параллельно с бухучетом, а корректируя данные последнего. Однако полного совпадения сумм расходов, даже если они учитываются по одинаковым принципам, между двумя видами учета достичь не удастся. В налоговом учете для определенных видов расходов установлены особые правила - как по времени их признания, так и по расчету их сумм. К примеру, даже суммы такого простого расхода, как амортизация основных средств, могут различаться в налоговом и бухгалтерском учете - особенно если речь идет о старых объектах либо об объектах, по которым организация воспользовалась амортизационной премией.

Обычно организации расширяют перечень прямых расходов за счет затрат:
- на услуги сторонних организаций, непосредственно связанные с производством продукции (расходы на переработку сырья на давальческой основе, на субподрядные работы и т.д.);
- на аренду и коммунальные платежи по производственным помещениям;
- на страхование производственного оборудования и помещений;
- на тару и упаковку готовой продукции и др.

А вот для того чтобы выкинуть какой-то расход из списка прямых, по мнению работников налоговой службы, нужны основания.

Внимание! Нельзя все производственные расходы относить к косвенным. Прямые расходы обязательно должны быть.

Вместе с тем в Налоговом кодексе вообще не указаны критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе перечня прямых расходов. Перечень прямых расходов, приведенный в ст. 318 НК РФ, также дан лишь для примера <5>. Поэтому организация на совершенно законных основаниях может ограничиться одним-двумя видами прямых расходов. Главное - чтобы прямые расходы вообще были как класс. Кстати, с такой точкой зрения согласен и Минфин России <6>.

Поэтому при возникновении спора с проверяющими из налоговой по вопросу слишком короткого перечня прямых расходов смело отстаивайте свою правоту - ваше право решать, какие расходы будут прямыми, а какие - косвенными.

А если не хотите лишних споров с проверяющими, то подведите "научное обоснование" под свой перечень прямых расходов. Часто для этого достаточно, опираясь на отраслевую специфику своей деятельности, показать, насколько те или иные расходы участвуют в производственном процессе, а также отразить возможность (точнее - невозможность) достоверного распределения общих расходов между различными видами продукции.

При отнесении расходов к прямым не надо забывать, что есть виды расходов, которые в налоговом учете в принципе нельзя отнести к прямым. Это, например, амортизационная премия - она должна учитываться как косвенный расход <7>. Внереализационные расходы (например, проценты по займам и кредитам) также нельзя отнести к прямым расходам - это расходы совсем из другой оперы, они не попадают в категорию производственных, которые можно разделить на прямые и косвенные <8>. Но здесь нужно добавить, что при расширении перечня прямых расходов (даже и необоснованном) претензий у проверяющих не будет - ведь таким образом вы "замедляете" списание своих расходов.

ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ В ТОРГОВЛЕ: ЕСТЬ ЛИ ПРАВО ВЫБОРА

Расходы, связанные с продажей товаров, также делятся на прямые и косвенные <9>. Но для торговли Налоговый кодекс установил свои правила и свой список прямых расходов. Так, к прямым расходам надо относить:
- стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;
- транспортные расходы по доставке товаров до склада фирмы (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).

Остальные расходы (кроме внереализационных) можно отнести к косвенным.

Давайте посмотрим, возможно ли отнести транспортные расходы по доставке товара к косвенным расходам. Для этого нужно решить, действует ли в данном случае право на "самоопределение" с перечнем прямых расходов, закрепленное в ст. 318 НК РФ, или нет.

С одной стороны, можно сказать, что общее правило должно распространяться и на торговую деятельность. А с другой стороны, для торговых расходов Налоговый кодекс учел специфику деятельности и установил особые правила. И это обстоятельство более значимое.

Поэтому если вы не включите транспортные расходы на доставку товаров в состав прямых расходов (либо как самостоятельные затраты, либо как составную часть покупной стоимости товаров), то возможны претензии со стороны проверяющих. В то же время все иные транспортные расходы (например, связанные с доставкой товаров до покупателей) можно смело учитывать как косвенные расходы.

СОВЕТ

Торговым организациям безопаснее учитывать транспортные расходы, связанные с доставкой товаров от поставщика, в составе прямых расходов либо включать их в стоимость покупных товаров.

Заметим, что у торговых организаций все же есть право выбора, куда относить прочие (нетранспортные) расходы, связанные с приобретением товаров. Их можно либо включить в покупную стоимость товаров (тогда они будут учитываться как прямые расходы), либо учитывать в качестве самостоятельного вида расходов (как косвенные расходы).

ДЕЛИМ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ ПО УСЛУГАМ

Расходы, связанные с оказанием услуг, тоже распределяются на прямые и косвенные. Однако такое распределение весьма условно: все прямые расходы, так же как и косвенные, можно сразу списать на расходы текущего периода и учесть их при расчете налога на прибыль <10>. Их не нужно распределять на остатки незавершенного производства (а по правилам налогового учета к НЗП относятся законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги <11>) и стоимость принятых заказчиком услуг. Так что, как видим, большого смысла в распределении "прямые - косвенные" при оказании услуг нет. Разве что оно может потребоваться для "идеального" заполнения декларации по налогу на прибыль, в которой для прямых и косвенных расходов предусмотрены разные строчки. Однако, даже если все производственные расходы будут показаны в декларации как косвенные, это не та ошибка, за которую организацию могут оштрафовать, - ведь она никак не повлияла на расчет налоговой базы. К тому же финансовое ведомство само разрешило организациям, оказывающим услуги, при заполнении декларации по налогу на прибыль вообще не делить расходы на прямые и косвенные <12>.

Итак, те, кто оказывает услуги, в налоговом учете могут не распределять прямые расходы на остатки НЗП (а точнее - на остатки не принятых заказчиками услуг). Тот, кто решил списывать все прямые расходы сразу, должен соблюдать основное условие - действительно оказывать услуги, которые считаются таковыми именно для целей налогообложения <13>. Вполне возможно, что с точки зрения НК РФ это выполнение работ.

Ведь для целей налогообложения услуга - это деятельность, результат которой не имеет материального выражения. Услуга оказывается и потребляется одновременно <14>. Если же создается нечто материальное, то это уже не услуга, а работа <15>. Например, большинство бытовых услуг (код 01 по ОКУН) <16> относятся для целей налогообложения к работам, поскольку у их результата есть материальное выражение, например отремонтированная аппаратура или пошитая обувь. А вот услуги проката для целей налогообложения тоже классифицируются как услуги.

Таким образом, списывать сразу все прямые расходы организации могут только по той деятельности, в результате которой не создается ничего материального <17>. Приведем примеры таких услуг:
- транспортные услуги;
- услуги по хранению;
- экспедиторские услуги;
- образовательные услуги;
- сдача помещений или иного имущества в аренду <18>;
- предоставление за плату объектов интеллектуальной собственности <19>;
- услуги телефонной связи (кроме ремонта аппаратуры);
- услуги автостоянок;
- туристические услуги;
- услуги по организации праздников;
- устные информационные и консультационные услуги.

А вот деятельность по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ не относится к услугам для целей налогообложения. Она относится к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ <20>. С налоговой точки зрения это работы - ведь у них есть материальный результат (проектная документация). И прямые расходы придется распределять на остатки незавершенных работ <17>.

Правда, в последнее время Минфин решил не чинить организациям дополнительных препятствий и в своих письмах признал услугами для целей налогообложения некоторые виды деятельности, которые с позиций Налогового кодекса относятся к работам. Например, к услугам финансовое ведомство отнесло аудиторские услуги только на том основании, что они именуются таковыми по гражданскому законодательству (к ним применяются правила гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ) <21>, а также ремонт различной аппаратуры <22>. Но учтите, что наличие таких частных разъяснений может и не уберечь вас от претензий работников налоговой службы, если они сочтут, что у вашей деятельности все же есть материальный результат.

СОВЕТ

Как видно, граница между работами и услугами может быть достаточно тонкой. И не исключено, что проверяющие из налоговой сочтут материальным результатом любую бумажку, которую вы, как исполнитель, передаете заказчику после оказания услуг. Поэтому при возникновении сомнений в классификации "работа или услуга" лучше отказаться от упрощенного порядка списания прямых расходов и распределять их на остатки не сданных заказчикам услуг - так же, как и при выполнении работ.

***

Итак, несмотря на то что уже давно провозглашена свобода организаций в определении перечня прямых расходов, на практике до сих пор возникают споры по поводу правомерности деления расходов на прямые и косвенные. Не бойтесь спорить, если у вас и у проверяющих из налоговой будут различные точки зрения на обоснованность такого распределения. На вашей стороне и Налоговый кодекс, и Минфин. Единственное требование, которое надо выполнить, - это отнести хоть какие-то расходы к прямым.

Только организации, оказывающие услуги, могут все свои расходы списывать как косвенные. Но для такого рискованного шага нужно быть на 100% уверенным, что ваша деятельность подпадает под "налоговое" понятие услуг.


<1> пп. 1, 2 ст. 318 НК РФ

<2> п. 1 ст. 318 НК РФ

<3> подп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ

<4> Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/176

<5> абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ; Письмо Минфина России от 15.05.2007 N 03-03-06/1/274

<6> Письма Минфина России от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621, от 28.03.2007 N 03-03-06/1/182, от 26.01.2006 N 03-03-04/1/60

<7> п. 3 ст. 272 НК РФ

<8> подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 318 НК РФ

<9> ст. 320 НК РФ

<10> п. 2 ст. 318 НК РФ

<11> п. 1 ст. 319 НК РФ

<12> Письмо Минфина России от 13.07.2006 N 03-03-04/2/174

<13> ст. 38 НК РФ

<14> п. 5 ст. 38 НК РФ

<15> п. 4 ст. 38 НК РФ

<16> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163

<17> Письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/114

<18> Решение ВС РФ от 24.02.99 N ГКПИ98-808

<19> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 2617/05

<20> статьи 758, 769 ГК РФ

<21> Письма Минфина России от 15.07.2008 N 03-03-06/1/404, от 11.06.2008 N 03-03-06/1/560

<22> Письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-03-06/1/50

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 07, 2009

ПО СЛЕДАМ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (Сообщаем собственникам о событиях, произошедших после подписания бухгалтерской отчетности за 2008 г.)

Кошелев А.

Итак, годовая отчетность благополучно составлена, подписана руководителем и главным бухгалтером и, скорее всего, сдана в инспекцию <1>. Но вполне возможно, что до ее утверждения собственниками дело еще не дошло <2>. В связи с этим хотелось бы напомнить об интересном требовании, которое не так давно (с 2008 г.) появилось в одном из не очень популярных отечественных стандартов учета - ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" <3>. Заключается оно в том, что организация обязана сообщать лицам, которым представлена отчетность, о существенных событиях, случившихся в период между ее подписанием и утверждением <4>. При этом ПБУ ограничивается лишь указанием на эту обязанность, не разъясняя порядок ее исполнения, в связи с чем возникают некоторые вопросы. Ответим на них.

О КАКИХ СОБЫТИЯХ НУЖНО СООБЩИТЬ

Из того факта, что требование раскрывать информацию о событиях, произошедших после подписания отчетности, содержится именно в ПБУ 7/98, следует, что эти события должны соответствовать тем же критериям, что и события после отчетной даты, а именно <5>:
- события обусловлены изменением условий, в которых организация ведет свою деятельность. То есть сообщать о финансовых результатах от обычной деятельности за период между датами подписания и утверждения отчетности не нужно. Сообщите информацию о событиях, не зависящих от решений организации, таких как чрезвычайные ситуации, результаты судебных разбирательств, обесценение активов или увеличение обязательств, в том числе из-за изменения курсов валют;
- последствия событий существенны. Уровень существенности определяется организацией самостоятельно. При этом нужно исходить из того, что существенной может быть любая информация, способная оказать влияние на решение собственников <6>. Решение о том, последствия каких событий существенны, необходимо согласовать с руководителем организации.

Кроме того, если вы получили уточненные сведения о событиях после отчетной даты, указанных в отчетности, о них также нужно уведомить пользователей <4>. Например, в пояснительной записке к отчетности указано на существенное снижение стоимости акций одной из компаний, акционером которых является ваша организация, произошедшее в I квартале 2009 г. В апреле рыночная стоимость акций существенно возросла, хотя и не достигла уровня конца 2008 г. Об этом событии организация уведомляет собственников.

Внимание! Корректировать отчетность 2008 г. в связи с событиями, произошедшими в период между ее подписанием и утверждением, не нужно.

КОМУ НУЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

ПБУ 7/98 предусматривает, что сообщать о событиях, произошедших до утверждения отчетности, нужно всем лицам, которым эта отчетность была представлена <4>.

Однако, по нашему мнению, представлять такую информацию в налоговую инспекцию нет необходимости. Хотя бы потому, что самим налоговикам эти сведения не нужны. Ведь налоговые органы оценивают не коммерческие перспективы организации, а правильность ведения учета и расчета налогов в уже прошедших периодах. Кроме того, никакой ответственности за непредставление такой информации нет, поскольку в состав отчетности этот документ не входит и при расчете налогов не применяется <7>.

Представьте информацию прежде всего тем, кто будет утверждать отчетность, то есть участникам (акционерам). Им она действительно может пригодиться. Согласитесь, если, например, организация по решению суда должна выплатить сумму, сопоставимую с прибылью прошлого года, то информация об этом явно не будет лишней при принятии решения о распределении прибыли.

КАК ПРЕДСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Составьте отдельный документ с описанием событий, произошедших после подписания отчетности, и укажите на их последствия для организации. Если отчетность еще не направлена собственникам, приложите его к отчетности <8>. Если отчетность им уже представлена, отправьте дополнение к отчетности отдельным письмом.

Если же до общего собрания участников осталось совсем немного времени и по почте информация дойти просто не успеет, постарайтесь довести ее до собственников любыми возможными способами (по электронной почте, по телефону, в крайнем случае директор компании может рассказать о таких событиях уже на годовом собрании).


<1> п. 5 ст. 13, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<2> подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

<3> утв. Приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н

<4> п. 12 ПБУ 7/98

<5> пп. 3, 5 ПБУ 7/98; приложение к ПБУ 7/98

<6> п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н

<7> п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ

<8> пп. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; пп. 1, 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 07, 2009

МОЖНО ЛИ УЧЕСТЬ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ В НАЛОГОВЫХ РАСХОДАХ

Коновалова Е.

Многие компании традиционно покупают питьевую воду для сотрудников. И к сдаче квартальной "прибыльной" отчетности интернет-форумы начинают пестреть вопросами: можно ли учесть такие расходы для целей налогообложения? Ведь споры по этому поводу ведутся уже давно и не утихают по сей день. Начнем с налога на прибыль.

В 2003 г. московские налоговики однозначно заявили, что уменьшить налогооблагаемую прибыль на такие затраты нельзя <1>. При этом свое мнение они обосновали тем, что в Трудовом кодексе среди условий труда, которые должен обеспечивать работодатель, наличие питьевой воды прямо не указано <2>.

Тем не менее позже, в разъяснениях 2005 г., налоговики и Минфин говорили уже о том, что такие расходы могут уменьшать базу по налогу на прибыль, но только при наличии заключения санэпидемстанции о непригодности воды из-под крана для питья <3>. Правда, легче от этого налогоплательщикам не стало, так как получить такое заключение можно не всегда. Это возможно, например, если вы находитесь в старом здании, где давно не проводилась замена труб, а из крана течет ржавая вода. К тому же эта справка платная.

Однако с контролирующими органами можно поспорить, и аргументы могут быть такими:
- работодатель обязан обеспечить бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, в том числе потребность в качественной питьевой воде <4>;
- работодатель обязан обеспечить нормальные условия, то есть соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства <5>;
- в Трудовом кодексе нет закрытого перечня нормальных условий труда, которые должен обеспечить работодатель, поэтому к ним можно отнести и приобретение качественной питьевой воды <6>. Причем Трудовой кодекс не требует получения для этого каких-либо заключений о непригодности водопроводной воды;
- к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда <6>;
- в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, что расходы на приобретение питьевой воды можно учесть при исчислении налога на прибыль только при наличии заключения санэпидемстанции.

Таким образом, мы считаем, что и без заключения санэпидемстанции налогоплательщик может учесть в расходах при исчислении налога на прибыль затраты на приобретение питьевой воды для своих сотрудников. С такой позицией согласно и большинство судов <7>.

Кроме того, как показывает судебная практика, в расходы при исчислении налога на прибыль можно списать и затраты на приобретение или аренду кулера, пневматических помп для удобства налива питьевой воды, на покупку одноразовых стаканчиков и т.п. <8>

Как видим, отнесение к расходам затрат на питьевую воду для работников может повлечь спор с проверяющими органами. С другой стороны, шансы отстоять свою правоту в суде очень велики. Поэтому фирма должна принять решение, учитывать данные затраты или нет, самостоятельно.

Налогоплательщики же, применяющие упрощенную систему (с объектом налогообложения "доходы минус расходы"), учесть такие расходы с большой долей вероятности не смогут. Дело в том, что перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы, приведенный в Налоговом кодексе для упрощенцев, является закрытым, а расходов на обеспечение нормальных условий труда, в том числе и на приобретение питьевой воды, в нем нет <9>. Такой позиции придерживаются и контролирующие органы <10>.

Тем не менее ФАС Уральского округа поддержал упрощенцев, увеличивших свои расходы при исчислении налога на затраты по приобретению питьевой воды лишь по мотиву их экономической обоснованности <11>.

Таким образом, применяя УСНО, вы можете учесть такие расходы, только если вы готовы отстаивать свою позицию в суде.

Упрощенцам, которые готовы судиться по этому поводу, можем посоветовать аргументировать свои действия тем, что они также обязаны обеспечивать нормальные условия труда своим работникам.


<1> Письмо УМНС России по г. Москве от 29.09.2003 N 26-12/54118

<2> ст. 163 ТК РФ

<3> Письмо ФНС России от 10.03.2005 N 02-1-08/46@; Письмо Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/1/408

<4> ст. 22 ТК РФ

<5> статьи 163, 212 ТК РФ

<6> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ

<7> Постановления ФАС ПО от 07.02.2008 N А57-597/07, от 03.04.2007 N А55-11076/06; ФАС МО от 18.12.2007 N КА-А40/13151-07; ФАС СЗО от 29.01.2007 N А56-1711/2006; ФАС ВВО от 19.11.2007 N А29-549/2007; ФАС ЗСО от 31.01.2007 N Ф04-9283/2006(30504-А45-33); ФАС УО от 30.05.2007 N Ф09-4088/07-С3, от 01.02.2006 N Ф09-6/06-С7; ФАС ВСО от 13.03.2008 N А33-9419/07-Ф02-902/08

<8> Постановления ФАС ВВО от 19.11.2007 N А29-549/2007; ФАС МО от 13.08.2008 N КА-А40/7595-08; ФАС УО от 30.05.2007 N Ф09-4088/07-С3

<9> п. 1 ст. 346.14, ст. 346.16 НК РФ

<10> Письмо Минфина России от 26.01.2007 N 03-11-04/2/19

<11> Постановления ФАС УО от 06.10.2008 N Ф09-7032/08-С3, от 18.07.2007 N Ф09-5444/07-С3

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 04, 2009

ОБ ИСПРАВЛЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР

Дыбов А.И.

Минфин и ФНС России допускают лишь один способ исправления счетов-фактур - тот, что предусмотрен 914-м Постановлением. То есть продавец должен зачеркнуть неверные данные, рядом написать верные и указать дату внесения исправлений. Все это заверяется подписью руководителя организации-продавца и ее печатью. Любые другие способы устранения дефектов, в том числе и замена неправильного счета-фактуры на правильный, лишают покупателя права на вычет. Причем суть исправлений значения не имеет. Будь то ИНН покупателя, наименование грузополучателя либо сумма НДС - все едино.

Отсюда следует и другой вывод "контролеров": НДС по исправленному счету-фактуре можно принять к вычету только в квартале внесения исправлений. Ведь "изначальный" документ оформлен с нарушениями 169-й статьи Налогового кодекса. На практике это означает, что исправления, сделанные после распечатки и заверения книги покупок за квартал, влекут за собой составление дополнительного листа к ней, в котором нужно полностью аннулировать запись по счету-фактуре. А если за этот квартал покупатель уже успел подать налоговую декларацию, то придется еще и пересчитать налоговую базу, подать уточненку, уплатить недоимку и, возможно, пеню. Посмотрите Письмо налоговой службы N ММ-6-03/896@ на этот счет.

Поэтому, если налоговый инспектор в ходе проверки нашел счет-фактуру, как ему кажется, с дефектами, с вычетом за квартал регистрации документа в книге покупок, скорее всего, придется попрощаться. На повторный вычет покупатель может рассчитывать лишь после того, как продавец внесет исправления в счет-фактуру в порядке, предусмотренном Постановлением N 914. Если к моменту окончания проверки это не сделано, а сроки уплаты НДС прошли, можно ждать требования о погашении недоимки и прочих неприятностей.

А что же ВАС РФ?

В спорах вокруг порядка внесения исправлений в счета-фактуры судьи ВАС РФ в большинстве случаев придерживаются позиции, согласно которой дефектный документ все-таки можно переоформить. Или попросту заменить на новый. При условии, что исправления не касаются сумм, дат, сути сделки и участвующих в ней лиц. На этот счет вынесено не менее 25 "отказных" определений суда. Обоснование позиции простое: Налоговым кодексом замена счетов-фактур не запрещена. Для примера приведу Определения N 4496/08, N 9961/08 и N 11431/08. Но постановлений Президиума ВАС РФ, поддерживающих эту позицию, к сожалению, не было.

Однако встречаются "отказные" надзорные определения, которыми Высший арбитражный суд фактически поддерживает выводы ФАС о том, что исправлять счет-фактуру можно только в порядке, предусмотренном 914-м Постановлением. Таких определений мне встретилось около восьми (например, N 8039/08 и N 9252/08). А в довесок к ним есть Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, в котором позиция о недопустимости замены счета-фактуры также обозначена довольно четко. Но если изучить ситуации, рассмотренные в этих решениях, становится ясно, что не во всех случаях исправления были безобидными.

Так, в деле, пересмотренном Постановлением N 4047/05, в "обновленном" счете-фактуре сменился грузоотправитель. До изменений им был продавец, а стало неизвестное до того момента третье лицо. Да и вообще, как мы выяснили до перерыва, покупатель отчаянно "схемовал", за что и был наказан. Замена счета-фактуры стала далеко не единственной причиной отказа в вычете. Вероятно, поэтому федеральные арбитражные суды не стали активно ссылаться на Постановление Президиума ВАС РФ N 4047/05 в обоснование тезиса о недопустимости замены счета-фактуры. Мне попались на глаза только Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2006 N А19-14119/04-5-32-3-Ф02-6311/06-С1 и ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2007 N Ф08-4846/2007-1853А, в которых есть такая ссылка.

При изучении Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа, по которому вынесено Определение N 9252/08, выясняется, что в "изначальных" счетах-фактурах подписей руководителя и главного бухгалтера организации-продавца не было совсем. Они появились лишь в переоформленных документах. Суд обновленные счета-фактуры не принял во внимание, что и не удивительно.

Поэтому на Постановление Президиума N 4047/05 и Определение N 9252/08 я бы не ориентировался. А вот Определение ВАС РФ N 8039/08 вынесено по делу, в котором спор разгорелся из-за простого, так сказать, "чистого" переоформления счета-фактуры, без наслоения других "грехов" покупателя. В первом документе был указан неверный ИНН покупателя, в обновленном эта ошибка была устранена. Однако арбитражный суд правомерность вычета не подтвердил, указав на то, что подобный способ исправления законодательством не предусмотрен.

Поэтому, наверное, гораздо проще исправить счет-фактуру так, как это предусмотрено Постановлением N 914, чем отстаивать в суде правомерность переоформления документа. С другой стороны, если вас это не пугает, то счет-фактуру можно и заменить на новый.

А вот относительно периода вычета по исправленному счету-фактуре у Высшего арбитражного суда позиция однозначная. Любые исправления документа, не влияющие на дату, сумму и суть операций, а также на состав лиц, участвующих в сделке, не меняют период вычета. То есть, по ВАС РФ, покупатель в этом случае не должен заполнять дополнительный лист книги покупок, не должен он и подавать уточненную декларацию за квартал "изначального" вычета. Ведь все условия тогда были соблюдены, исправление счетов-фактур на это уже повлиять не может.

Такую позицию Президиум ВАС РФ четко обозначил в Постановлениях от 04.03.2008 N 14227/07 и от 03.06.2008 N 615/08. Впрочем, как до, так и после этих решений встречаются постановления ФАС, в которых суд делает аналогичный вывод на основе уже упоминавшегося Постановления Президиума ВАС РФ N 4047/05. В нем также говорится о привязке вычета лишь к периоду соблюдения всех условий, предусмотренных гл. 21 НК РФ, а не к периоду переоформления счетов-фактур.

Однако, несмотря на позицию ВАС РФ, Минфин продолжает упорствовать. И даже больше - явно игнорировать мнение Высшего арбитражного суда. Например, в Письме от 27.05.2008 N 03- 07-09/12 финансовое ведомство отказалось комментировать Постановление Президиума ВАС РФ N 14227/07. И далее разъяснило, что исправления счета-фактуры влекут за собой составление дополнительного листа книги покупок за квартал регистрации "неправильного" документа (при том, что из Постановления N 14227/07 следует обратное).

Поэтому, учитывая настойчивость Минфина, "отбить" срок вычета по исправленному счету- фактуре, минуя суд, вряд ли удастся. А вот в том, что суд займет вашу сторону, сомнений быть не должно. Потому что ФАС уже начали ссылаться на то же Постановление Президиума ВАС РФ N 615/08, отказывая налоговым органам в их претензиях к периоду вычета по исправленному счету-фактуре. Достаточно посмотреть, например, Постановления ФАС:
- Восточно-Сибирского округа от 20.08.2008 N А33-8766/07-Ф02-418/08;
- Московского округа от 15.12.2008 N КА-А41/11812-08;
- Северо-Западного округа от 29.12.2008 N А52-1178/2008.

Да и сам ВАС РФ считает проблему вычета по исправленным счетам-фактурам закрытой Постановлениями N 14227/07 и N 615/08. Это следует, в частности, из Определения Высшего арбитражного суда N 8903/08.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04

О СТАТУСЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 914

Судакова А.Л.

Являются ли требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, но не установленные НК РФ, в том числе к оформлению счетов-фактур, обязательными для применения налоговых вычетов по НДС?

ДА НЕТ
Счет-фактура является документом, на основании которого покупатель товаров (работ, услуг) принимает предъявленный продавцом НДС к вычету <1>.

Постановление Правительства РФ является нормативным актом.
 

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 установлены обязательные форма и состав показателей счета-фактуры.

НДС не принимается к вычету при составлении счетов-фактур с нарушением порядка, установленного только пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ. Невыполнение иных требований к счету-фактуре не может являться основанием для отказа принять к вычету налог, предъявленный продавцом <2>.
 

НК РФ не делегирует Правительству право определять состав реквизитов счета-фактуры и перечень содержащейся в нем информации, а также порядок внесения изменений в него.
 

Постановление Правительства не является актом налогового законодательства РФ,определяющим условия для применения налогового вычета <3>.
 

Постановление Правительства не может изменять или дополнять налоговое законодательство <4>.

ПРАКТИКА <*> ПРАКТИКА <*>
ФАС Восточно-Сибирского округа
от 19.03.2007 N А19-4469/06-29-Ф02-1124/07 от 28.10.2008 N А19-4776/08-43-Ф02-5584/08
ФАС Западно-Сибирского округа
  2 решения <5>
ФАС Московского округа
  4 решения <6>
ФАС Поволжского округа
  от 12.08.2004 N А72-1310/04-8/182
ФАС Северо-Западного округа
  3 решения <7>
ФАС Северо-Кавказского округа
  от 17.06.2008 N Ф08-3226/2008
Десятый арбитражный апелляционный суд
  от 24.04.2007 N А41-К2-16817/05
ИТОГО: 1 ИТОГО: 13

<*> Приведены решения судов, в которых исследовался вопрос статуса Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Существует также множество судебных решений, в которых данный вопрос специально не рассматривался, но из которых видно, что на требования Постановления суд не обратил внимания и вычет разрешил <8>.


<1> п. 1 ст. 169 НК РФ

<2> п. 2 ст. 169 НК РФ

<3> п. 1 ст. 1 НК РФ

<4> п. 1 ст. 4 НК РФ

<5> см. Постановления от 07.02.2006 N Ф04-133/2006(19416-А45-27), от 03.08.2005 N Ф04-4932/2005(13558-А46-6)

<6> см. Постановления от 31.10.2008 N КА-А41/10192-08, от 11.12.2007 N КА-А40/12647-07, от 02.10.2007 N КА-А40/9966-07, от 18.09.2006 N КА-А40/8510-06-П-1,2

<7> см. Постановления от 26.01.2007 N А56-11674/2006, от 19.09.2005 N А56-44624/04, от 30.05.2005 N А56-34442/04

<8> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2007 N А33-10155/06-Ф02-2027/07; ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2006 N А31-8269/19; ФАС Московского округа от 26.03.2008 N КА-А41/2206-08

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04

ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ОПУБЛИКОВАНИИ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Хмелевской О.Г.

Обязательны ли унифицированные формы первичных учетных документов, если они не были официально опубликованы?

ДА НЕТ

Все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, предусмотренные законодательством <1>.
 

Разрабатывает и утверждает альбомы унифицированных форм первичных учетных документов Росстат (ранее - Госкомстат России) <2>. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации Минюстом России.
 

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров <3>.

Акты Росстата, утверждающие унифицированные формы первичной учетной документации, в государственной регистрации не нуждаются, а значит, опубликование для них необязательно. Если акты Росстата не подлежат регистрации и опубликованию, как не затрагивающее права и обязанности юридических и физических лиц, то формы первичных учетных документов, утвержденные ими, не являются обязательными.
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Поволжского округа
  3 решения <4>
ФАС Северо-Западного округа
  от 11.01.2008 N А56-5204/2007
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
  2 решения <5>
Девятый арбитражный апелляционный суд
  2 решения <6>
Арбитражный суд г. Москвы
  4 решения <7>
ИТОГО: 0 ИТОГО: 12

<1> пп. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<2> п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.07.97 N 835; п. 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420

<3> ч. 3 ст. 15 Конституции РФ; пп. 9, 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"

<4> см. Постановления от 15.07.2008 N А55-16119/07, от 19.06.2008 N А55-13067/07, от 04.03.2008 N А55-11632/2007

<5> см. Постановления от 30.01.2009 N А56-15047/2008, от 25.12.2008 N А56-21728/2008

<6> см. Постановления от 31.07.2008 N 09АП-7885/2008-АК, от 26.03.2007 N 09АП-1769/2007-АК

<7> см. Решения от 04.06.2007 N А40-17914/07-139-101, от 28.05.2007 N А40-13630/07-140-81, от 12.04.2007 N А40-4788/07-115-58, от 31.08.2005 N А40-33045/05-90-264

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАСЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ДНЕЙ ПРИ РАСЧЕТЕ ОТПУСКНЫХ

Воробьева Е.В.

Работнику А.И. Халтурину предоставляется отпуск с 22 июня 2009 г. В качестве расчетного периода принимаются 12 предшествующих календарных месяцев с июня 2008 г. по май 2009 г.

В расчетном периоде А.И. Халтурин:
- был в очередном отпуске с 4 по 31 августа 2008 г. - 28 календарных дней;
- был в служебной командировке с 15 по 17 сентября 2008 г. - 3 дня;
- болел с 20 по 27 октября 2008 г. - 8 дней;
- прогулял 24 февраля 2009 г.

Работником в расчетном периоде полностью отработаны 8 месяцев - июнь, июль, ноябрь, декабрь 2008 г., январь 2009 г., а также март, апрель и май 2009 г.

Время нахождения работника в очередном отпуске, служебной командировке, а также время болезни исключаются из расчета. Поэтому расчетное количество календарных дней в не полностью отработанных по этим причинам месяцах составит:

- в августе - 2,85 дн.
(29,4 дн/мес. / 31 дн. x (31 дн. - 28 дн.) = 2,85 дн.);

- в сентябре - 26,46 дн.
(29,4 дн/мес. / 30 дн. x (30 дн. - 3 дн.) = 26,46 дн.);

- в октябре - 21,81 дн.
(29,4 дн/мес. / 31 дн. x (31 дн. - 8 дн.) = 21,81 дн.).

В феврале 2009 г. А.И. Халтурин прогулял 1 день, однако расчетный период из-за дня прогула не уменьшается, следовательно, за февраль в расчет войдут 29,4 дн.

Расчетное количество календарных дней, используемое при расчете среднего дневного заработка, составляет 315,72 дн. (8 мес. x 29,4 дн/мес. + 29,4 дн. + 2,85 дн. + 26,46 дн. + 21,81 дн. = 315,72 дн.).

О БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ СУММЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РАБОТНИКА ЗА НЕОТРАБОТАННЫЕ ДНИ ОТПУСКА ПРИ ЕГО УВОЛЬНЕНИИ

Воробьева Е.В.

Работник увольняется с 8 июня 2009 г. Сумма начисленной заработной платы за отработанное в июне время составляет 12 000 руб. Задолженность работника за неотработанные дни отпуска составляет 2000 руб. Отразим в налоговом и бухгалтерском учете удержание задолженности с работника. Для упрощения примера не учитывается право работника на получение стандартных вычетов.

1. Определим, имеет ли работодатель право произвести удержание из заработной платы работника в полном объеме.

Сумма к выплате должна составить 10 440 руб. (12 000 руб. - (12 000 руб. x 13%) = 10 440 руб.).

Допустимая сумма удержаний по инициативе работодателя - 20% от суммы к выплате - 2088 руб. (10 440 руб. x 20% = 2088 руб.).

Поскольку размер задолженности работника не превышает максимально возможную сумму удержания, с работника взыскиваются 2000 руб.

2. Бухгалтерский учет.

Операция Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Начислена зарплата работнику за отработанные дни июня 20, 26 (44) 70 12 000 Расчетно-платежная ведомость
СТОРНО        
Отпускные, начисленные работнику за неотработанные дни отпуска 20, 26 (44) 70 2 000 Записка-расчет при прекращении трудового договора
Начислен ЕСН с сумм, причитающихся работнику при увольнении 20 (44) 69-ЕСН 2 600
Расчет (10 000 руб. x 26%)
Бухгалтерская справка
Начислены страховые взносы в ПФР 69-ЕСН 69-ПФР 1 400
Расчет (10 000 руб. x 14%)
Бухгалтерская справка
Удержан НДФЛ с дохода работника 70 68-НДФЛ 1 300
Расчет (10 000 руб. x 13%)
Налоговая карточка
Выплачена зарплата работнику 70 50 8 700
Расчет (12 000 руб. - 2000 руб. - 1300 руб.)
Расчетно-платежная ведомость

3. Налоговый учет.

Операция Вид налога Сумма, руб.
Начислена оплата, причитающаяся увольняемому работнику Расходы на оплату труда 10 000 руб.
Расчет (12 000 руб. - 2 000 руб.)
Начислены ЕСН и страховые взносы в ПФР Прочие расходы 2 600 руб.
Расчет (10 000 руб. x 26 %)

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04

ОБ ОТПУСКЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ УВОЛЬНЕНИЕМ

Давыдова Л.К.

Вопрос. На семинаре Елена Вячеславовна рассказала о том, как рассчитать отпускные работнику, если он уходит в отпуск с последующим увольнением. Скажите, а работодатель обязан предоставить работнику такой отпуск?

Л. Д.: По общему правилу предоставление работнику отпуска с последующим увольнением - это право, а не обязанность работодателя <1>. Однако если работник собирается уволиться в последний день отпуска, предоставленного в соответствии с графиком отпусков, то работодатель не может ему в этом отказать.

Вопрос. А как правильно оформить эту процедуру?

Л. Д.: Если отпуск с последующим увольнением предоставляется работнику вне графика отпусков, то от него необходимо получить заявление с просьбой и об отпуске, и об увольнении. Так как предоставление такого отпуска - добрая воля работодателя, то срок подачи этого заявления не имеет решающего значения <2>. Но следует помнить о том, что отпускные нужно выплатить работнику за 3 дня до начала отпуска <3>.

Если же работник уходит в отпуск по графику, а затем увольняется, то заявление на отпуск не подается <4>. А вот заявление об увольнении может быть представлено работником и перед отпуском, и во время отпуска, но не позднее чем за 2 недели до даты увольнения <2>.

Работодатель должен оформить два приказа по унифицированным формам <5>:
- о предоставлении отпуска работнику - форма N Т-6;
- о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) - форма N Т-8.

Работник должен быть ознакомлен с приказами под роспись <6>.

Вопрос. Если мы предоставляем работнику отпуск с последующим увольнением, когда нужно выдать ему трудовую книжку и произвести окончательный расчет?

Л. Д.: Хороший вопрос. В этом случае днем увольнения работника считается последний день отпуска <7>. Именно эта дата должна быть указана как дата увольнения и в приказе по форме N Т-8, и в трудовой книжке работника.

Однако последним днем работы будет являться день, предшествующий первому дню отпуска <8>. Поэтому выдать трудовую книжку и произвести окончательный расчет с работником нужно именно в его последний рабочий день перед отпуском <9>.

Вопрос. А вправе работник, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением, отозвать свое заявление об увольнении?

Л. Д.: Да, но только до начала отпуска. Причем в этом случае работодатель все равно может его уволить, если на его место в порядке перевода приглашен другой работник. Конечно, такое приглашение имеет значение, только если оно оформлено письменно <10>.

Если же работник отзывает заявление об увольнении уже будучи в отпуске хотя бы один день, то работодатель исключительно по своему усмотрению решает, оставлять его на работе или все-таки уволить <11>.

Вопрос. Удлиняется ли отпуск с последующим увольнением, если во время такого отпуска работник заболел?

Л. Д.: Отпуск на дни болезни работника не продлевается, ведь фактически трудовые отношения сторон прекратились. А вот пособие по временной нетрудоспособности вы обязаны работнику выплатить и за те дни болезни, которые пришлись на период за пределами отпуска <12>. Ведь оно выплачивается даже работникам, заболевшим в течение 30 календарных дней со дня увольнения <13>. Причем, так как с отпускниками формально трудовые отношения еще не прекратились, пособие выплачивается в обычном размере <14>.


<1> ст. 127 ТК РФ; п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 05.02.2004 N 29-О

<2> ст. 80 ТК РФ

<3> ст. 136 ТК РФ

<4> ст. 122 ТК РФ

<5> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1

<6> ст. 84.1 ТК РФ

<7> ст. 127 ТК РФ

<8> статьи 84.1, 127 ТК РФ; п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 25.01.2007 N 131-О-О

<9> п. 1 Письма Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1

<10> ст. 64 ТК РФ; подп. "в" п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2

<11> Определение Верховного суда РФ от 28.07.2006 N 51-В06-4

<12> ст. 183 ТК РФ; п. 1 Письма Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1

<13> ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"

<14> ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор