Выпуск от 20 февраля 2015 года

(см. также выпуски за другие дни)

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации расходы на установку и обслуживание системы "клиент-банк"?

Торговая организация при открытии расчетного счета в банке заключила с ним договор на расчетно-кассовое обслуживание, предусматривающий установку и обслуживание системы "клиент-банк" (программного обеспечения, позволяющего клиенту осуществлять платежи, получать выписки по расчетному счету и производить обмен прочими электронными документами посредством электронной почты, создающего и обеспечивающего защиту электронной подписи клиента), сроком на год. Стоимость установки составила 3000 руб., ежемесячная абонентская плата за обслуживание системы - 700 руб. НДС банком со стоимости установки и обслуживания системы не предъявлялся. Оказание услуг оформляется соответствующими актами приемки-сдачи оказанных услуг.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Бухгалтерский учет

Затраты организации, связанные с оплатой услуг банка, являются прочими расходами и признаются в сумме договорной стоимости после фактического оказания услуг (п. п. 6.1, 11, 14.1, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Напомним, что расходы признаются с учетом допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть в том отчетном периоде, когда были оказаны услуги по установке и обслуживанию системы (п. 18 ПБУ 10/99).

В данном случае установленной системой организация будет пользоваться как минимум в течение одного года (договор заключен на срок один год).

В случаях, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы должны быть обоснованно распределены между этими отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Действующими ПБУ не предусмотрено признание затрат на оплату услуг по установлению системы "клиент-банк" в качестве какого-либо актива. В то же время согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в Письме от 12.01.2012 N 07-02-06/5, затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам, которые не соответствуют условиям признания определенного актива, отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией, в течение периода, к которому они относятся.

Исходя из вышесказанного организация вправе самостоятельно установить в своей учетной политике один из следующих вариантов учета расходов, понесенных в связи с установкой системы "клиент-банк" (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н):

- признать указанные расходы единовременно на дату выполнения условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99;

- предварительно учесть затраты на установку системы "клиент-банк" в качестве расхода будущих периодов и признавать их в составе расходов в течение планируемого срока использования системы в установленном организацией порядке (например, равномерно).

Полагаем, что единовременное признание рассматриваемых расходов более соответствует такому требованию, как осмотрительность (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов), и, кроме того, обеспечивает рациональность ведения учета (абз. 4, 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

В данном примере исходим из предположения, что организация учитывает расходы на установку системы "клиент-банк" единовременно. Бухгалтерские записи по учету расходов на установку и ежемесячную абонентскую плату по обслуживанию системы производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в частности системы "клиент-банк", включаются организацией в состав внереализационных расходов на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, вне зависимости от периода их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Требований о распределении расходов на оказание услуг, результатами которых организация будет пользоваться в течение нескольких отчетных периодов, между этими несколькими периодами гл. 25 НК РФ не содержит.

Следовательно, датой осуществления расходов по оплате услуг банка как по обслуживанию системы "клиент-банк", так и по ее установке признается дата предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов с банком за оказанные услуги (актов приемки-сдачи оказанных услуг) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала, не облагается НДС на основании пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ. В данном случае банк не отказался от применения данной льготы, о чем свидетельствует непредъявление организации НДС по оказанным услугам. Напомним, что такой добровольный отказ предусмотрен п. 5 ст. 149 НК РФ. Соответственно, "входного" НДС по оказанным услугам у организации не возникает.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражены расходы на установку системы "клиент-банк"

91-2

60

3000

Акт приемки-сдачи оказанных услуг

Оплачены расходы на установку системы "клиент-банк"

60

51

3000

Выписка банка по расчетному счету

Ежемесячно в течение срока действия договора

Отражены затраты на обслуживание системы "клиент-банк"

91-2

60

700

Акт приемки-сдачи оказанных услуг

Внесена плата за обслуживание

60

51

700

Выписка банка по расчетному счету

Л.В.Гужелева
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

02.02.2015

Другие схемы корреспонденций счетов

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор